Отказ в регистрации права собственности. Основания и порядок обжалования отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество Обжалование отказа в государственной регистрации права собственности

24/12/2014

Последние изменения в законе, регулирующем вопросы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, затронули порядок обжалования решений о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.

Какие цели преследует новый закон? Кто вправе обжаловать решения регистрирующего органа? Куда и в какие сроки необходимо подавать жалобу? В каких случаях жалоба оставляется без рассмотрения? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с досудебным порядком обжалования решения регистрирующего органа, - в представленном материале.

Причины принятия новых норм

Изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) вносятся Федеральным законом от 21.07.2014 N 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 241-ФЗ). В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 241-ФЗ данный документ вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 22.07.2014. Соответственно, новый закон вступил в силу 22.08.2014.

Федеральный закон N 241-ФЗ направлен на совершенствование досудебного рассмотрения споров в случае несогласия заинтересованных лиц с решениями, выносимыми регистрирующим органом по результатам рассмотрения представленных заявителем на государственную регистрацию документов.

Обратите внимание! Согласно ст. 2 Федерального закона N 129-ФЗ (в редакции, действующей до 22.08.2014) государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" таким органом является Федеральная налоговая служба.

В новой редакции ст. 2 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (регистрирующий орган).

Федеральный закон N 129-ФЗ в прежней редакции не регулировал порядок, сроки и процедуру рассмотрения жалоб заинтересованных лиц на решения о государственной регистрации и решения об отказе в государственной регистрации. Было установлено исключительно то, что решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке, а также что споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с АПК РФ (п. 9 ст. 22 Федерального закона N 129-ФЗ). Какие-либо иные нормы о порядке урегулирования споров, связанных с регистрацией, в законодательстве отсутствовали. В связи с этим вышестоящие органы рассматривали жалобы на решения регистрирующих органов в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". Однако указанный федеральный закон не учитывает особенности правоотношений, возникающих при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе последствия выносимых регистрирующим органом ненормативных актов, а также последствия их отмены.

В связи с этим Федеральный закон N 129-ФЗ дополнен гл. VIII.1 "Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации". Так, предусматриваются процедуры подачи и рассмотрения жалоб на решения о регистрации и отказе в регистрации, выносимые в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ.

В соответствии с новым порядком лица, не согласные с отказом в государственной регистрации и заинтересованные в скорейшем внесении сведений в государственные реестры, получают дополнительное средство для менее затратного (нет судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, а также издержек, связанных с оплатой услуг представителей) и более быстрого (15 дней) способа защиты своих прав. После обжалования решения об отказе в государственной регистрации в вышестоящем органе заинтересованному лицу предоставляется право самостоятельно определять, обжаловать ли решение, принятое по результатам рассмотрения поданной жалобы, в вышестоящем органе (в порядке подчинения) или в суде. Кроме того, устанавливаются требования к порядку, срокам подачи жалобы и ее содержанию, что направлено на определение для заинтересованного лица правил, позволяющих наилучшим образом донести до органа, рассматривающего жалобу, существо и мотивацию своих требований.

Таким образом, новый закон призван создать для заинтересованных лиц благоприятные условия по урегулированию соответствующих споров без обращения в суд, а также снизить нагрузку на судебную систему.

Новый досудебный порядок обжалования решений регистрирующего органа

Заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.

В данном случае под жалобой понимается обращение заинтересованного лица в вышестоящий территориальный регистрирующий орган, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, предметом которого является обжалование решения регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.

Обратите внимание! Лицо, подавшее жалобу, до принятия по ней решения может отозвать ее путем направления заявления в письменной форме в регистрирующий орган, рассматривающий соответствующую жалобу.

В какой орган подается жалоба? Так, решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящем регистрирующем органе, а также в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти (ФНС РФ) и (или) в судебном порядке.

Решение же об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящем регистрирующем органе. В суде и (или) ФНС решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано только после его обжалования в вышестоящем регистрирующем органе.

В случае если непосредственно вышестоящим органом для территориального регистрирующего органа является ФНС, решение об отказе в государственной регистрации обжалуется в ФНС и (или) суде.

Если решение по жалобе на решение об отказе в государственной регистрации не принято вышестоящим регистрирующим органом в установленные сроки, то решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в ФНС и (или) суде.

Решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в ФНС и (или) суде.

Решение, принятое ФНС по результатам рассмотрения жалобы, обжалуется в судебном порядке.

Как подать жалобу? Жалоба на решение регистрирующего органа подается в вышестоящий регистрирующий орган или в ФНС через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, либо непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Подача жалобы через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, считается подачей жалобы в вышестоящий регистрирующий орган или в указанный федеральный орган исполнительной власти.

В случае подачи жалобы непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу, обжалуемое решение и документы, по результатам рассмотрения которых было принято оспариваемое решение, запрашиваются у регистрирующего органа, решение которого обжалуется. Срок для направления запрошенных документов - в течение трех дней со дня получения жалобы либо запроса соответствующего органа.

В какой срок можно подать жалобу? Жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, если иное не предусмотрено законом.

В случае подачи жалобы на решение об отказе в государственной регистрации, если заинтересованное лицо является заявителем при государственной регистрации, жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента получения решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации. Если заинтересованное лицо уклоняется от получения решения, срок на подачу жалобы начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на решение вышестоящего регистрирующего органа может быть подана в ФНС в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим регистрирующим органом решения по жалобе на решение территориального регистрирующего органа.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу, вышестоящим регистрирующим органом или ФНС.

В случае обжалования в судебном порядке решения регистрирующего органа, оставленного без изменения вышестоящим регистрирующим органом или ФНС, срок для обращения в суд исчисляется с момента, когда лицо, подавшее жалобу, получило уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу.

В случае если лицо, подавшее жалобу, не представляло дополнительных документов и не получало уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, срок для обращения в суд исчисляется со дня истечения 25 рабочих дней с момента подачи жалобы.

Если лицо, подавшее жалобу, в течение 25 рабочих дней с момента получения решения регистрирующего органа о продлении срока рассмотрения жалобы не получило решение по результатам рассмотрения жалобы, указанное лицо имеет право на обжалование соответствующего решения регистрирующего органа в судебном порядке.

В какой форме подается жалоба? Жалоба может быть подана:

В письменной форме - направлена почтовым отправлением или представлена непосредственно уполномоченным лицом;

В форме электронного документа, подписанного электронной подписью, - по сети "Интернет".

Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.

Жалоба составляется в произвольной форме с указанием обязательных данных:

Фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, подающего жалобу;

Сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;

Наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;

Основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

Требования лица, подающего жалобу.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, подающего жалобу, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Каков порядок рассмотрения жалобы? Вышестоящий регистрирующий орган или ФНС без участия лица, подавшего жалобу, рассматривает жалобу и относящиеся к ней документы.

По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

Об отмене решения регистрирующего органа;

Об оставлении жалобы без удовлетворения.

Решение по жалобе принимается в течение 15 рабочих дней со дня ее получения в установленном порядке.

Обратите внимание! В ходе рассмотрения жалобы лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего регистрирующего органа или ФНС для получения от нижестоящего регистрирующего органа документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 10 рабочих дней.

Таким образом, максимально возможный срок рассмотрения жалобы составляет 25 рабочих дней.

Решение о продлении срока рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения.

Решение соответствующего органа по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, а также направляется в регистрирующий орган не позднее следующего дня со дня принятия этого решения.

В случае отмены решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации регистрирующий орган обязан вынести решение по документам, представленным для государственной регистрации, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или ФНС.

В случае если принятие решения о государственной регистрации на момент вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы противоречит записям, внесенным в ЕГРЮЛ или ЕГРИП после даты принятия решения об отказе в государственной регистрации, но до даты принятия решения по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отказе в государственной регистрации.

В случае отмены решения регистрирующего органа о государственной регистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения соответствующего решения вышестоящего регистрирующего органа или ФНС.

При этом жалоба может быть оставлена без рассмотрения в следующих случаях:

Жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

Жалоба подана после истечения установленного срока подачи жалобы и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

До принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;

Ранее подана жалоба по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания;

Имеется вступившее в законную силу решение суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания.

Регистрирующий орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы. В случае наличия вступившего в законную силу решения суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания решение об оставлении жалобы без рассмотрения должно быть принято в течение срока, установленного в течение 15 рабочих дней со дня получения жалобы.

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Обратите внимание! Если жалоба оставлена без рассмотрения по тому основанию, что она не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие полномочия представителя на ее подписание, то заинтересованное лицо может обратиться с повторной жалобой.

Судебная практика по обжалованию действий регистрирующих органов

В настоящее время количество судебных дел по вопросам обжалования решений регистрирующих органов весьма значительно. Видимо, в том числе этим была вызвана необходимость введения обязательного досудебного обжалования: часть вопросов будет решена на этой стадии. Вопросы, связанные с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по которым обращаются в суд, очень разные. Приведем несколько решений в качестве примеров.

Из числа последних можно привести Постановление ФАС ВВО от 09.07.2014 по делу N А11-4485/2013. Суть спора заключается в следующем. Индивидуальный предприниматель К., являясь собственником помещений, обратился в ИФНС с заявлением о предоставлении информации о том, какие организации зарегистрированы по указанному адресу. ИФНС сообщила, что в принадлежащих предпринимателю помещениях зарегистрировано 13 юридических лиц на основании решений ИФНС. К. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данных решений недействительными.

Решением Арбитражного суда Владимирской области заявленное требование удовлетворено. Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения. ФАС ВВО также не нашел оснований для отмены принятых решений.

Регистрирующий орган в лице ИФНС полагает, что оспариваемые регистрационные действия произведены ею правомерно, поскольку на момент их осуществления она не имела данных о недостоверности представленных сведений, а также заявления собственника о запрете регистрировать юридические лица по спорному адресу.

Судьи отметили, что согласно разъяснениям Пленума ВАС в п. 2 Постановления от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом, может, в частности, свидетельствовать тот факт, что имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

Поданное собственником или иным законным владельцем объекта недвижимости заявление о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица не подлежит удовлетворению, за исключением случаев, когда регистрирующий орган располагал заявлением собственника или иного законного владельца недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу соответствующего объекта недвижимости.

В данном случае на момент вынесения оспариваемых решений регистрирующий орган располагал достаточными данными (в налоговый орган было представлено заявление от собственника помещений с просьбой не регистрировать юридические лица по спорному адресу), в том числе от законного владельца помещений по спорному адресу, о том, что сведения, представленные юридическими лицами при регистрации изменений в учредительные документы данных юридических лиц, являются недостоверными.

Весьма распространенный случай был предметом рассмотрения в Постановлении ФАС ВСО от 15.11.2013 по делу N А78-2397/2013.

Суть спора следующая. Индивидуальный предприниматель обратился в инспекцию с заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности, уплатив государственную пошлину. Инспекция приняла решение об отказе предпринимателю в государственной регистрации на основании пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ ввиду непредставления определенных пп. "в" п. 1 ст. 22.3 Федерального закона N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

Все три судебные инстанции отказали индивидуальному предпринимателю, признав действия регистрирующего органа законными.

Суды установили, что при подаче заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении деятельности предпринимателем не был представлен документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Регистрирующий орган сделал запрос в ПФР о предоставлении указанного документа, но в ответ получил сообщение о невозможности направления запрашиваемого документа в связи с невыполнением данным страхователем обязанности по представлению в территориальный орган ПФР указанных сведений.

Таким образом, в удовлетворении требования было отказано, поскольку предприниматель не представил на регистрацию документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений, предусмотренных действующим законодательством.

Определением ВАС РФ от 31.01.2014 N ВАС-532/14 отказано в передаче дела N А78-2397/2013 в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора данного постановления.

Отметим, что при прекращении статуса индивидуального предпринимателя регистрирующий орган должен сам запрашивать необходимую информацию о предпринимателе в территориальном органе ПФР. Действующие нормативные акты никак не связывают данный документ с наличием или отсутствием у предпринимателя задолженности по страховым взносам. Он только подтверждает представление предпринимателем в ПФР индивидуальных сведений о себе и о наемных работниках. При наличии сведений о невыполнении указанных требований регистрирующим органом принимается решение об отказе в регистрации.

Задолженность по уплате страховых взносов, если таковая имеется у предпринимателя, причиной для отказа не является. При этом указанная задолженность будет числиться уже как за физическим лицом (Информация ФНС РФ от 27.06.2014 "О снятии индивидуальных предпринимателей с учета").

Приведем пример судебного решения, которое подчеркивает принципиальность как налоговых органов, так и судей, которые поддержали регистрирующий орган (Постановление ФАС ПО от 23.07.2014 по делу N А12-2104/2014).

В Арбитражный суд обратилось муниципальное унитарное предприятие (МУП) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов.

Все три судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований.

Суть дела в данном случае заключается в отказе в регистрации изменений, внесенных в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, - заявителю отказано в регистрации изменений в связи с тем, что заявление заполнено чернилами синего цвета вместо чернил черного цвета.

Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - Требования).

В соответствии с п. 1.1 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, форма заявления, уведомления или сообщения заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную. При этом заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного цвета заглавными печатными буквами, цифрами и символами по предлагаемому образцу.

Исследуя обстоятельства по делу, суды установили, что заявление заполнено предприятием чернилами синего цвета, то есть с нарушением требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.

Заявитель кассационной жалобы настаивал на своей позиции, указывая, что данный факт не является существенным и не может служить препятствием для его принятия и внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений.

Но судьи сочли, что поскольку заявление предприятия было оформлено с нарушением установленных требований, оно считается непредставленным.

* * *

Таким образом, Федеральный закон N 241-ФЗ предусматривает четкое определение подведомственности и последовательности рассмотрения жалоб. Более того, вводится обязательная досудебная процедура обжалования решений об отказе в государственной регистрации в вышестоящем органе. Обязательность прохождения стадии досудебного урегулирования споров призвана стимулировать заинтересованных лиц к разрешению внутри системы регистрирующих органов возникших конфликтов в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что позволит существенно уменьшить количество рассматриваемых споров в судах, а также расширит возможности для заинтересованных лиц в реализации своих прав и законных интересов.

Процедура приобретения или первоначального оформления любого имущества всегда завершается государственной регистрацией. Если вы регистрируете коммерческий объект, недвижимость, желанную квартиру или приусадебный земельный участок, государственные органы всегда могут отказать в в регистрации. Но далеко не каждый знает, что существует возможность обжаловать данное решение. Прочитав текущую статью вы ознакомитесь со всеми нюансами.

Могут ли отказать в регистрации права собственности — причины

Уклонение от законодательных норм при сборе документации приведёт лишь к проблемам при оформлении имущества. Перечень причин отказа в обретении права собственности на земельный участок, недвижимость, квартиру и другое имущество описывает Федеральный закон , а именно:

  • Лицо не имеет права на данную недвижимость;
  • Не представлены необходимые документы;
  • Документы не подписаны лицом владеющим землей.

Обжалование отказа в государственной регистрации

Если вам отказали в оформлении имущества, можно сразу подать в суд исковое заявление, обжаловав решение государственного органа.
Предварительно можно обратиться к руководителю регистрационной службы с жалобой на действия его подчинённых. В таком случае жалоба оформляется подобно исковому заявлению.
Если заявитель является юридическим лицом, тогда он подаёт исковое заявление и проводит процедуры обжалования в соответствии , а если физическим лицом — согласно ГПК.
Если суд признаёт правоту истца и подтверждает, что он является собственником, регистрационный орган обязан завершить регистрационный процесс в пользу заявителя и зарегистрировать имущество. Если иск был отклонён, оформить переход имущества собственнику государственный орган не сможет.
Судебное решение выполняется либо согласно установленных в нём сроков, либо незамедлительно, если временные рамки его реализации не установлены.

Заявление об обжаловании отказа в регистрации права собственности

Заявление в местный арбитражный суд на регистрирующий орган должно включать пять основных частей:

  • «Шапка» заявления. В которой необходимо указать наименование суда, а также данные заявителя и лица Росреестра, к которому предъявляются претензии;
  • Обоснование, а котором необходимо указать причины несогласия с решением Росреестра;
  • Описательная часть. Содержит подробности ущемления прав собственника и отказа в оформлении недвижимости или земельного участка;
  • Аргументированные требования собственника;
  • Заключительная часть. Она содержит перечень прилагаемой документации для оформления недвижимости или земельного участка.

Срок обжалования отказа в государственной регистрации права собственности

Основания для отказа в регистрации права собственности

Росреестр вправе отказать в регистрации собственности на любую недвижимость по следующим причинам:

  • Формат поданных электронных документов не соответствует установленным нормам;
  • Подача бумажной документации с исправлениями, подчистками, которые заполнены карандашом, с неоднозначным содержанием;
  • Отсутствует квитанция об уплате пошлины, либо оплата в течение 5 дней не дошла до адресата;
  • На имущество наложен арест или имеется запрет на отчуждение;
  • Заявление с прошением об оформлении земельного участка, недвижимости, квартиры и другого имущества не подписано;
  • У заявителя отсутствуют основания подавать документацию на регистрацию;
  • Поданные бумаги недействительны, не подтверждают права заявителя как собственника имущества;
  • Представлен неполный пакет документации.

Важно: наличие судебной тяжбы о границах участка земли, не является причиной возврата документации заявителю.

Причины отказа в регистрации права собственности на квартиру

Дополнительными причинами отказа оформить собственность на квартиру могут быть:

  • Судебный спор по принадлежности квартиры разным собственникам;
  • В ЕГРН имеется отметка о невозможности изменения имущественных прав на строение или участок;
  • Если договор приобретения объекта строительства нотариально не настоящий, не удостоверен, или поданные документы не включают все необходимые данные;
  • Отсутствует законное согласие всех собственников и заинтересованных лиц на совершение сделки.

Отказ от регистрации права собственности на недвижимость

В Федеральном законе указано, что лицо подавшее заявление на оформление собственности вправе отозвать его, либо ходатайствовать о временном приостановлении процедуры на срок не более полугода.
Чтобы отказаться от оформления документов на имущество необходимо подать соответствующее заявление. В свою очередь, государственный орган должен уведомить заявителей о приостановлении осуществления регистрации прав на вашу недвижимость, квартиру, земельный участок либо иное имущество с указанием точной даты данного события.

Процесс государственной регистрации операций с недвижимым имуществом регулируется Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ (именуемый далее – Закон).
Лебедев Антон

Прием документов на государственную регистрацию является самым началом процесса регистрации возникновения или прекращения прав на объект недвижимости. Результата у такого приема документов может быть всего два:

  • Государственная регистрация;
  • Отказ в государственной регистрации.
В случае выдачи зарегистрированных документов предшествует занесение сотрудниками регистрирующего органа (Управления ФРС Росрегистрации) записи о совершенном регистрационном действии в Единый государственный реестр прав (ЕГРП). После совершения регистрационный действий регистрирующий орган выдает зарегистрированный пакет документов с проставленными штампами, подтверждающими совершение регистрационных действий, и свидетельства о государственной регистрации.

При выдаче сообщения об отказе в совершении регистрационных действий, регистрирующий орган мотивирует отказ ссылками на нормы законодательства. Получив такой отказ, заявители могут устранить замечания и подать документы вновь или обжаловать отказ в суде .

Промежуточной стадией в решении вопроса об отказе или регистрации может быть сообщение о приостановке регистрационных действий до исправления конкретных замечаний регистрирующего органа . Однако, по результатам этих замечаний при их исправлении будет регистрация, при неустранении замечаний - отказ в совершении регистрационных действий.

Юридические основания отказа в совершении регистрационных действий

К счастью для заявителей, в п. 1 ст. 20 Закона определен список оснований для отказа в совершении регистрационных действий. В регистрации может быть отказано, если:

  • право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
  • документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
  • акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
  • лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
  • лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
  • правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
  • правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества;
  • не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав;
  • имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
  • осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии в соответствии с федеральным законом.
В статье 20 Закона особо отмечено, что наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него.

При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение о причине отказа и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов. Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суде или арбитражном суде .

До внесения в ЕГРП записи о сделке, о праве или об ограничении (обременении) права либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права рассмотрение заявления (заявлений) о государственной регистрации права и иных представленных на государственную регистрацию прав документов может быть прекращено на основании заявлений сторон договора. Государственный регистратор обязан в письменной форме уведомить заявителей о прекращении государственной регистрации права с указанием даты принятия решения о прекращении государственной регистрации права.

При отказе в государственной регистрации права уплаченная государственная пошлина за государственную регистрацию права не возвращается. При прекращении государственной регистрации прав на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина суммы, уплаченной в виде государственной пошлины за государственную регистрацию прав.

Отрицательные последствия отказа в совершении регистрационных действий

Самым существенным негативным последствием отказа в совершении регистрационных действий является отсутствие правовых последствий самой сделки, т.е. перехода права собственнсти. Существуют несколько групп договоров которые считаются заключенными с момента государственной регистрации. К таким договорам относятся все сделки с жилыми объектом недвижимости (п.3. ст.433 ГК РФ). Договоры с нежилыми помещениями и земельными участками считаются заключенными с момента их подписания. Однако, действующее законодательство предусматривает обязательную государственную регистрацию перехода права собственности по договору купли-продажи любого объектами недвижимости, т.к. в соответствии со ст. 551 ГК РФ договор купли-продажи недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации. Переход права собственности не прошедший обязательную государственную регистрацию считается не произошедшим, и не порождает правовых последствий для ее сторон. Таким образом, отказ в государственной регистрации означает отсутствие самой сделки. Еще одним отрицательным последствием отказа в государственной регистрации является потеря денежной суммы в размере уплаченной государственной пошлины, т.к. в соответствии с п. 5 ст. 20 Закона уплаченная пошлина в случае отказа в регистрации не возвращается.

При получении отказа в государственной регистрации у заявителя остается лишь два выхода:

  • Повторно обратиться с заявлением о регистрации права (сделки), исправив документы или устранив все иные замечания, указанные в уведомлении об отказе. Законом не установлено каких-либо ограничений в отношении количества таких обращений, поэтому можно обращаться в регистрирующий орган с этой целью сколько угодно раз, разумеется каждое обращение должно сопровождаться уплатой государственной пошлины. Но это касается лишь случаев с устранимыми нарушениями, например опечатки, недочеты и неточности в договоре.
  • Обжаловать отказ в суде или подать в суд иск о признании права. Этот случай используется только тогда, когда замечания, указанные в уведомлении об отказе, устранить не возможно в силу объективных причин.
Форма и процедурные сроки при отказе в регистрации

В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона при принятии решения об отказе в государственной регистрации заявителю в письменной форме и в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение (письмо) о причине отказа.

Письмо об отказе в совершении регистрационных действия подписывается регистратором и должно содержать мотивированные причины отказа со ссылками на нормативно правовые акты, которыми руководствовался регистратор принимая решение об отказе. Письменный отказ в совершении регистрационных действия направляется всем сторонам сделки. Также отказ должен обязательно содержать ссылку на одно из оснований содержащихся в п. 1 ст. 20 Закона – юридическое основание отказа.

Юридические основания для приостановления совершения регистрационных действий

Основания для приостановления («приостановки») совершения регистрационных действий четко не прописаны в ст. 19 Закона о регистрации. Указанная статья не содержит исчерпывающий список оснований для приостановления, и устанавливает правило о том, что регистрация может быть приостановлена «при возникновении … сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений». Срок приостановления регистрационных действий определен Законом - 1 месяц. По закону государственный регистратор обязан принимать необходимые меры по получению дополнительных сведений и подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.

Государственная регистрация прав на основании судебного акта может приостанавливаться государственным регистратором только при возникновении у него сомнений в подлинности представленных документов.

В случае приостановления регистрационных действий государственный регистратор в письменной форме уведомляет заявителя о причинах, препятствующих регистрации. Суть этих оснований обычно сводится к подаче дополнительных документов или исправлении ошибок в ранее предоставленных документах.

Однако если месячный срок приостановления регистрации будет пропущен и замечания не будут устранены, то государственный регистратор на основании п. 2 ст. 19 Закона обязан оказать заявителю в совершении регистрационных действий.

Обжалование отказа в совершении регистрационных действий в судебном порядке

Действующим законодательством предусмотрена процедура обжалования действий (бездействий) органов государственной власти. В п. 5 ст. 2 Закона о регистрации прямо предусмотрено правило о том, что отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд , арбитражный суд .

Если отказ в регистрации будет получен юридическим лицом, то обжалование должно происходить в порядке, установленном правилами главы 24 Арбитражно-процессуального Кодекса РФ («рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов…»). Срок обжалования такого решения установлен п. 4 ст. 198 АПК РФ и равняется трем месяцам со дня, когда стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Если в регистрации будет отказано физическому лицу, то оно вправе обжаловать отказ в порядке, установленном правилами главы 25 Гражданско-процессуального Кодекса РФ («производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти…»). В соответствии с п. 1 ст. 256 ГПК РФ такие отказы должны быть обжалованы физическими лицами также в течение трех месяцев со дня получения уведомления об отказе.

Если судом будет удовлетворено требование истца, то отказ будет признан незаконным и регистрационный орган будет обязан совершить регистрационные действия. Причем срок вступления решения арбитражных судов об оспаривании действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц подлежат немедленному исполнению, за исключением случая когда самим решением установлен иной срок.

Обжаловать отказ в государственной регистрации ООО или ИП можно будет теперь в досудебном порядке и для бизнеса это очень хорошие новости!

Итак, что было До этого: отказ в государственной регистрации юридического лица можно было и раньше, но только в судебном порядке, то есть, через арбитражный суд. Ничего другого Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не было предложено.

И в итоге, получив отказ при , по какому то, непонятному для себя поводу, юрист или предприниматель не мог обратится никуда, кроме суда, чтобы обжаловать данное решение.

Не помогали и консультации по отказам- часто налицо было разное трактование норм действующего законодательства юристами.

И всегда было жаль потраченного времени на ожидание, денежных средств по оплате в государственной регистрации ООО(а ведь с нотариальными услугами, при первичной регистрации ООО выходила немаленькая сумма, да и , обернувшаяся отказом, также давала почувствовать денежные траты), и разочарование в упрощенной процедуре регистрационных действий.

Что будет После:

В третьем чтении были приняты поправки в уже указанный закон, которые предусматривают, наконец то четкий досудебный порядок обжалования компаниями и индивидуальными предпринимателями решения регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.

Согласно внесенным поправкам, жалобу подать в вышестоящий регистрирующий орган можно будет в течение трех месяцев, после произошедшего факта государственной регистрации или отказа в ней. По г.Москве — это Управление Федеральной налоговой службы. в течение 15 дней будет дан ответ на поступившую жалобу. но подавать туда жалобу нужно будет все таки, скорее всего, через канцелярию МИ ФНС №46 по г.Москве- через регистрирующий орган, выдавший отказ.

При отклонении жалобы УФНС, жалобу можно будет подать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, при соблюдении тех же сроков: после получения отказа на удовлетворение жалобы, у предпринимателя есть еще три месяца на подачу жалобы в вышестоящую инстанцию. Сроки рассмотрения жалобы могут увеличиться на 10 дней, в особо серьезных случаях.

И только, если еще раз отказали, то в третий раз нужно уже писать заявление в суд.

Досудебный порядок решения конфликтных ситуаций- обязателен.

Жалоба может остаться без рассмотрения при следующих обстоятельствах: «отсутствие подписи лица, подавшего жалобу; нарушение срока подачи жалобы; поступление заявления об отзыве жалобы; наличие ранее поданной жалобы по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания; наличие вступившего в законную силу решения суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания. Решение об оставлении жалобы без рассмотрения должно приниматься в течение пяти рабочих дней» (цитата с сайта Гарант ру).

Подавать документы можно любым удобным для себя способом: лично, по почте или в электронном виде, соблюдая все установленные действующим законодательством нормы, предписывающие, в каком виде и как подавать документацию в государственные органы.

Введение досудебного порядка урегулирования споров- в данном случае обжалования отказа, снизит нагрузку на суды и поможет быстрее предпринимателю получить решение по его жалобе.

Законопроект № 521444-6 «О внесении изменений в Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Данная статья подготовлена юристом и может быть использована частично на сайте банкир точка ру.

Дата публикации: 19.08.2014 13:00 (архив)

С 22 августа 2014 года действует новая глава VIII.1 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ). Название главы - «Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации». Этот порядок регулирует действия тех, кто решит обжаловать действия налоговиков по результатам государственной регистрации (например, отказ в регистрации новой организации).

Вводная информация


Процедура государственной регистрации проводится, в частности:
  • при создания организации;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в целях внесения изменений в учредительные документы организации;
  • при регистрации в качестве ИП.
С 22 августа 2014 года Закон № 129-ФЗ дополнен положениями об обжаловании решений налоговиков по результатам госрегистрации (Федеральный закон от 21.07.14 № 241-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Прежде такие решения нужно было обжаловать в суде (пункты 9 ст. 22 и 5 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Теперь же для отдельных случаев введен обязательный досудебный порядок обжалования.

Новый порядок


Для государственной регистрации в налоговую инспекцию подается комплект определенных документов. Налоговые органы его проверяют и выносят одно из двух решений:
  • о государственной регистрации;
  • об отказе государственной регистрации.
Новым порядком предусмотрено, что любое из этих решений можно обжаловать. Предпосылки к обжалованию могут быть различными. Так, решение об отказе в регистрации новой компании может пожелать обжаловать заявитель-учредитель. А жалобу на решение о госрегистрации может направить кто-либо из участников компании (он посчитает, что его права были нарушены). В зависимости от вида обжалуемого решения различается и сам порядок подачи жалобы.

Порядок обжалования

Обжалуется решение об отказе в госрегистрации: cначала жалобу на решение следует направить в вышестоящую налоговую инспекцию. Если в удовлетворении жалобы откажут, то с жалобой можно обратиться: или в ФНС России; или в суд.

Обжалуется решение о госрегистрации: жалобу можно подать на выбор: в вышестоящую налоговую инспекцию; в ФНС России; в суд.

  • вышестоящим органом по отношению к налоговому органу, отказавшему в регистрации, является центральный аппарат ФНС России;
  • решение по жалобе не принято вышестоящей инспекцией в установленные сроки (п. 1 ст. 25.2 Закона № 129-ФЗ).
Сроки обжалования

Обратите внимание: пропущенный по уважительной причине срок можно восстановить на основании соответствующего ходатайства (п. 3 ст. 25.3 Закона № 129-ФЗ). Если этого не сделать, то «просроченную» жалобу оставят без рассмотрения (ст. 25.5 Закона № 129-ФЗ).

Вид жалобы:

  • жалоба подается заинтересованным лицом, чье право нарушено (в вышестоящую инспекцию или ФНС России). Жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (вне зависимости от того, какой вид решения обжалуется).
  • жалоба подается заявителем при государственной регистрации, который обжалует отказ в регистрации (в вышестоящую инспекцию или ФНС России). Жалобу можно подать в течение трех месяцев с момента получения решения об отказе в государственной регистрации. При уклонении от получения решения об отказе срок на подачу жалобы начинает течь со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
  • жалоба подается в ФНС России на решение вышестоящей налоговой инспекции. Жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящей инспекцией решения по ранее поданной жалобе.
  • заявление в суд. В течение 3-х месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и интересов (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
Содержание жалобы

В соответствии со статьей 25.4 Закона № 129-ФЗ в жалобе нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество, а также место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, подающего жалобу;
  • сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
  • наименование налоговой инспекции, чье решение обжалуется;
  • основания, которые позволяют лицу, подающему жалобу, считать, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.
В документе также могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. Заявитель может приложить документы, подтверждающие его доводы.

Жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим, или его представителем. Если жалоба подается уполномоченным представителем, к ней нужно приложить документы, подтверждающие полномочия.

Способ отправки


Подготовленную в письменном виде жалобу можно подать (п. 1 ст. 25.3 Закона № 129-ФЗ):
  • непосредственно в вышестоящую налоговую инспекцию или в ФНС России;
  • в налоговую инспекцию, чье решение обжалуется (считается подачей жалобы в вышестоящую инспекцию или в ФНС России).
Что же касается способа подачи, то жалобу можно направить (