Прокурорский надзор за законностью органов дознания. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органа дознания, дознавателя

  • Понятие и роль дознания в уголовном судопроизводстве России
    • Дознание: понятие, история возникновения и развития, его роль и значение в современном уголовном судопроизводстве России
    • Институт дознания в уголовном процессе России и зарубежных стран: сравнительный анализ
    • Система и полномочия органов дознания по уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации
    • Специализированные подразделения дознания в органах внутренних дел Российской Федерации: структура, функции и задачи
    • Правовые основы деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации
    • Организация делопроизводства в специализированных подразделениях дознания органов внутренних дел Российской Федерации
  • Деятельность органов дознания по уголовным делам
    • Органы дознания и должностные лица, правомочные производить неотложные следственные действия
    • Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел по уголовным делам, подследственным следователям
    • Производство органом дознания неотложных следственных действий: понятие и сроки производства
    • Взаимодействие органов дознания и следователей
  • Особенности и общие условия производства дознания как формы предварительного расследования
    • Понятие и значение общих условий производства дознания
    • Формы предварительного расследования и их соотношение. Особенности производства дознания как формы предварительного расследования
    • Виды общих условий дознания как формы предварительного расследования
    • Нравственные основы деятельности дознавателя. Роль и место принципов уголовного судопроизводства при производстве дознания
  • Процессуальное положение, направления деятельности дознавателя ОВД и его взаимодействие с отдельными участниками уголовного судопроизводства
    • Дознаватель в ОВД, его процессуальное положение и полномочия. Отвод дознавателя
    • Планирование в работе дознавателя
    • Криминалистическая регистрация и статистическая отчетность дознавателя
    • Деятельность дознавателя по обеспечению возмещения и компенсации вреда, причиненного преступлением
    • Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания: понятие, процессуальное положение и полномочия, взаимодействие с дознавателем
    • Взаимодействие дознавателя с подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и другими подразделениями ОВД
    • Прокурорский надзор и судебный контроль за процессуальной деятельностью дознавателя
  • Роль доказательственного права в деятельности дознавателя ОВД
    • Предмет и пределы доказывания
    • Понятие и свойства доказательств. Недопустимые доказательства
    • Классификация и виды доказательств
    • Процесс доказывания
    • Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовному делу
  • Применение мер процессуального принуждения в ходе дознания
    • Понятие, общие условия применения и виды мер процессуального принуждения
    • Основания и процессуальный порядок задержания подозреваемого. Допрос подозреваемого
    • Основания, виды и процессуальный порядок избрания мер пресечения. Особенности избрания меры пресечения в виде заключения под стражей в ходе дознания
    • Иные меры процессуального принуждения
  • Ходатайства и жалобы. Процессуальные сроки и издержки. Реабилитация
    • Ходатайства и жалобы при производстве дознания
    • Процессуальные сроки: понятие, значение и порядок исчисления
    • Процессуальные издержки: понятие и виды
    • Реабилитация: понятие, основания и порядок осуществления
    • Возбуждение уголовного дела как предпосылка дознания в ОВД
    • Порядок приема, регистрации, учета и разрешения сообщений о преступлениях в ОВД
    • Поводы и основание для возбуждения уголовного дела. Непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления
    • Сущность, правовое значение, способы и средства проверки информации о преступлении
    • Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела. Особенности возбуждения уголовного дела органом дознания и дознавателем
    • Обстоятельства, исключающие производство дознания по уголовному делу. Отказ в возбуждении уголовного дела
    • Направление органом дознания и дознавателем заявления (сообщения) по подследственности или по подсудности
  • Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения. Допрос обвиняемого
    • Понятие и основания привлечения в качестве обвиняемого
    • Постановление о привлечении в качестве обвиняемого. Порядок предъявления обвинения
    • Допрос обвиняемого
    • Изменение и дополнение обвинения
  • Следственные действия
    • Понятие и общие правила производства следственных действий
    • Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия
    • Основания и процессуальный порядок производства осмотра. Действия дознавателя в составе следственно-оперативной группы при осмотре места происшествия
    • Основания и процессуальный порядок освидетельствования
    • Основания и процессуальный порядок производства следственного эксперимента и проверки показаний на месте
    • Основания и процессуальный порядок производства обыска и выемки
    • Основания и процессуальный порядок наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка. Производство контроля и записи переговоров
    • Основания и процессуальный порядок производства допроса и очной ставки
    • Основания и процессуальный порядок производства опознания
    • Назначение и производство судебной экспертизы
  • Приостановление и возобновление дознания
    • Понятие, сущность и значение приостановления дознания
    • Основания и условия приостановления дознания
    • Процессуальный порядок и сроки приостановления дознания
    • Действия дознавателя после приостановления дознания
    • Основания возобновления дознания
  • Окончание дознания
    • Понятие и виды окончания дознания
    • Процессуальный порядок окончания дознания в виде прекращения уголовного дела и уголовного преследования
    • Направление уголовного дела прокурору для передачи в органы предварительного следствия
    • Процессуальный порядок окончания дознания составлением обвинительного акта
    • Виды решений прокурора по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным актом
  • Документирование в ходе производства дознания
    • Понятие, виды и классификация уголовно-процессуальных документов
    • Техника составления документов предварительного расследования
    • Фиксация сведений, полученных в ходе производства следственных действий
  • Производство дознания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
    • Возбуждение дознавателем уголовного дела в отношении несовершеннолетних
    • Особенности предмета доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних
    • Выполнение отдельных следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних
    • Применение к несовершеннолетним задержания и отдельных мер пресечения
    • Прекращение уголовного дела (уголовного преследования) в отношении несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия
  • Взаимодействие дознавателя с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями
    • Правовая основа и принципы осуществления взаимодействия в сфере международного сотрудничества
    • Основные направления и процессуальный порядок взаимодействия с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в процессе расследования преступлений

Прокурорский надзор и судебный контроль за процессуальной деятельностью дознавателя

Прокурор - это должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37). Прокурорский надзор осуществляется непрерывно на стадии предварительного расследования.

Вместе с тем, необходимо учитывать то обстоятельство, что участие прокурора в досудебном уголовно-процессуальном производстве обусловлено и таким направлением прокурорской деятельности, как уголовное преследование. Прокурор не только надзирает за уголовно-процессуальным производством - он в качестве необходимого звена включен в процессуальную деятельность и выполняет конкретные процессуальные функции. Он осуществляет надзор «изнутри», что резко отличает надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия от иных отраслей надзора, в которых деятельность прокурора носит «внешний» характер. Надзор прокурора включает в себя право решать по существу процессуальные вопросы, возникающие в ходе дознания и предварительного следствия и распространяется практически на всех участников уголовно-процессуальных отношений.

Полномочия прокурора в досудебном процессуальном производстве можно (достаточно условно, так как они тесно переплетены) разделить на две группы:

  1. процессуальное руководство;
  2. надзор.

В связи с переходом к работе в новых условиях уголовного судопроизводства, установленных Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при расследовании преступлений, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», был подготовлен приказ Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания». Согласно данному приказу соответствующие должностные лица прокуратуры обязаны:

  • обеспечить единый подход к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов всеми органами дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу;
  • систематически, не реже одного раза в месяц, проводить проверки исполнения требований федерального закона органами дознания при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. При этом учитывать информацию о преступных проявлениях, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, обращениях граждан, сведениях медицинских учреждений;
  • при выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования. При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доел е детве иных проверок, выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений;
  • продлевать по ходатайству дознавателя срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК при наличии данных, подтверждающих необходимость проведения документальной проверки или ревизии;
  • обеспечить своевременную проверку законности процессуальных решений органов дознания, дознавателей по каждому сообщению о преступлении. В соответствии со ст. 148 УПК, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, отменять его и с указаниями возвращать в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий. При наличии грубых нарушений, связанных с невыполнением ранее данных прокурором указаний, принимать меры прокурорского реагирования по каждому такому факту;
  • безотлагательно рассматривать поступающие от дознавателей в порядке ч. 4 ст. 146 УПК копии постановлений о возбуждении уголовного дела публичного обвинения, проверяя наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, незамедлительно требовать от органа дознания, дознавателя представления материалов, обосновывающих принятое решение. Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносить постановление об его отмене в течение 24 часов с момента получения указанных материалов прокурором или его заместителем, независимо от того, производились ли по делу следственные действия;
  • при решении вопроса о даче согласия дознавателю на возбуждение уголовного дела частного или частно-публичного обвинения в соответствии с ч. 4 ст. 20 УПК проверять обоснованность и достаточность данных для принятия такого решения; в прокуратурах завести книги учета копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел, о возбуждении уголовных дел и материалов к ним, поступивших от органов дознания;
  • используя предусмотренные п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК полномочия, в необходимых случаях поручать производство дознания по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК;
  • в пределах имеющихся полномочий в целях обеспечения своевременного раскрытия преступления давать письменные указания дознавателям о направлении расследования, о получении и надлежащей фиксации доказательств, о производстве необходимых процессуальных действий, в том числе неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления;
  • в обязательном порядке проверять исполнение требований ст. 223.1 УПК о вручении подозреваемому копии уведомления о подозрении в совершении преступления и сроках проведения его допроса. Требовать незамедлительного направления прокурору копии соответствующего уведомления после его вынесения;
  • обеспечивать надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением органами дознания требований уголовно-процессуального законодательства при применении процессуальных мер принуждения и пресечения, связанных с ограничением конституционных прав, в том числе на свободу и личную неприкосновенность. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц;
  • требовать от органов дознания, дознавателей направления прокурору в течение 12 часов письменного сообщения о задержании подозреваемого в порядке ч. 3 ст. 92 УПК и копии соответствующего протокола;
  • в каждом случае проверять законность задержания подозреваемых в совершении преступления, в том числе наличие оснований, указанных в ст. 91 УПК, имея в виду, что их перечень является исчерпывающим, а также соблюдение порядка задержания, установленного ст. 92 УПК, и срока составления протокола задержания не позднее 3 часов с момента фактического доставления подозреваемого в орган дознания; пресекать задержание лиц по подозрению в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях;
  • в соответствии с ч. 2 ст. 10 УПК немедленно своим постановлением освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше установленного срока;
  • при получении заявления задержанного о применении незаконных методов дознания проводить проверку всех доводов с принятием соответствующих мер прокурорского реагирования;
  • не допускать направления в органы и подразделения дознания жалоб на действия и решения их должностных лиц, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УИК. Но результатам рассмотрения каждой жалобы прокурору (заместителю прокурора) выносить постановление о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении, в необходимых случаях принимая меры прокурорского реагирования. О принятом по жалобе решении уведомлять заявителей, разъясняя порядок его обжалования;
  • давать согласие дознавателям на возбуждение перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в соответствии со ст. 224 УПК лишь при наличии оснований и обстоятельств, предусмотренных ст. 97. 99, 100. ч. 1-3 ст. 108 УПК;
  • с особой тщательностью рассматривать вопросы о необходимости применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних, лиц пожилого возраста и других граждан, к которым может быть применена иная мера пресечения, исходя из обстоятельств дела и данных о личности. Учитывать, что мера пресечения в виде заключения под стражу для лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, может быть применена лишь в исключительных случаях при наличии обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 108 УПК, перечень которых является исчерпывающим, а к несовершеннолетним - не применяется;
  • принимать решение о даче согласия дознавателю на возбуждение ходатайства перед судом о продлении срока содержания под стражей только при условии особой сложности уголовного дела и наличии оснований для сохранения этой меры пресечения. Учитывать, что продление срока содержания лица под стражей по уголовному делу до 6 месяцев в соответствии с ч. 4 ст. 224 УПК осуществляется с согласия прокурора района, города или приравненного к нему прокурора; от 6 до 12 месяцев в соответствии с ч. 2 ст. 109 УПК - с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему прокурора только в исключительных случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК. связанных с исполнением запроса о правовой помощи;
  • требовать от дознавателей представления ходатайств о продлении срока содержания лица под стражей прокурорам субъектов Российской Федерации или приравненным к ним прокурорам не менее чем за 15 дней до истечения срока содержания под стражей. В случае принятия решения об отказе в даче согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей выносить мотивированное постановление, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела;
  • при решении вопроса в соответствии со ст. 165 УПК о даче согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайств о производстве следственных действий, которые допускаются только на основании судебного решения, тщательно проверять доводы, изложенные в ходатайстве. При несогласии с ним выносить мотивированное постановление, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела. Обеспечить в каждом случае рассмотрения судом ходатайств дознавателей обязательное участие в судебном заседании прокурора. В случае отказа суда в удовлетворении ходатайства, поддержанного прокурором, при наличии предусмотренных законом оснований принимать меры к своевременному обжалованию решения суда в кассационном и надзорном порядке;
  • тщательно проверять законность и обоснованность производства следственных действий (обысков, выемок в жилище) без судебного решения. При установлении фактов противоправного изъятия предметов, не имеющих отношения к расследуемому делу, принимать меры прокурорского реагирования;
  • обеспечить надлежащий прокурорский надзор за всесторонностью. полнотой и объективностью производства дознания по уголовным делам. Отстранять дознавателя от дальнейшего расследования, если им допущены такие нарушения требований УПК РФ. которые могут повлиять на исход дела. При наличии достаточных к тому оснований (в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием причин такой передачи и соблюдением правил подследственности, установленных ст. 151 УПК;
  • в месячный срок с момента вынесения дознавателем постановления о приостановлении производства дознания проверять его законность и обоснованность;
  • особое внимание обращать на факты повторного приостановления производства дознания по уголовным делам без производства необходимых следственных действий и принятия мер к раскрытию преступления. Отменяя незаконные постановления, одновременно решать вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц органа дознания. В случае установления оснований, предусмотренных ст. 211 УПК, в соответствии с ч. 3.1 ст. 223 УПК выносить постановление о возобновлении производства по уголовному делу;
  • реализуя полномочия, предоставленные ст. 223 УПК, требовать от дознавателей представлять ходатайства о продлении срока дознания до 60 суток за 5 дней до истечения срока, свыше 60 суток - за 10 дней, свыше 6 месяцев - за 15 дней;
  • учитывать, что сроки дознания до 6 месяцев продлеваются прокурорами городов, районов и приравненными к ним прокурорами или их заместителями, а свыше 6 месяцев - прокурорами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним прокурорами и их заместителями только в исключительных случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК, связанных с исполнением запроса о правовой помощи;
  • ежемесячно проверять в органах дознания законность и обоснованность прекращения уголовных дел, уголовного преследования. Давать согласие на прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 25 и 28 УПК, а также на освобождение лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований. предусмотренных УПК РФ. Учитывать, что в остальных случаях согласия либо утверждения прокурором постановления дознавателя о прекращении уголовного дела не требуется. Проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении дела или уголовного преследования результатом незаконного воздействия на него со стороны участников уголовного судопроизводства или иных лиц. Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, в соответствии со ст. 214 УПК безотлагательно отменять его и с указаниями возвращать в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения расследования с учетом объема производства необходимых следственных действий. При наличии грубых нарушений, связанных с невыполнением ранее данных прокурором указаний, принимать меры прокурорского реагирования по каждому такому факту;
  • при получении информации о поступлении в суд жалобы в порядке ст. 125 УПК на постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, приостановлении производства, прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, незамедлительно истребовать от дознавателя материалы, относящиеся к обжалуемому действию (бездействию) или решению, осуществлять их проверку. Устранять выявленные нарушения, в том числе отменять необоснованные, незаконные постановления дознавателя до рассмотрения жалобы в суде, о чем информировать суд. Обеспечить обязательное участие прокурора в судебном рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК. В случае несогласия с решением суда об удовлетворении жалобы своевременно принимать меры к его обжалованию, а при согласии к привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения закона;
  • при утверждении обвинительного акта изучать соответствие содержащихся в нем выводов о виновности привлекаемого к уголовной ответственности лица обстоятельствам дела. Давать оценку доказательствам в соответствии с ч. 1 ст. 88 УПК. Выявив недопустимые доказательства, выносить мотивированное постановление об их исключении;
  • не реже одного раза в квартал изучать практику избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Обеспечивать своевременное изучение уголовных дел в отношении лиц. которые задерживались по подозрению в совершении преступления либо которым в качестве меры пресечения избиралось заключение под стражу, а затем производство по делу было прекращено в стадии расследования или судом, и дел, по которым постановлены оправдательные приговоры. Выявлять причины оставления на свободе лиц, впоследствии совершивших новые преступления, скрывшихся от следствия и суда, взятых судом под стражу при вынесении приговора, а также анализировать случаи освобождения из-под стражи в зале суда лиц, в отношении которых такая мера пресечения избиралась при производстве дознания. В течение 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности задержания, ареста лица, в отношении которого на досудебной стадии либо судом принято решение о прекращении дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, а также постановлен оправдательный приговор.

Реализация полномочий прокурора направлена на то, чтобы:

  1. не были нарушены права и законные интересы участников уголовного процесса;
  2. ни одно преступление не осталось нераскрытым, и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности;
  3. задержание граждан по подозрению в совершении преступления производилось только по основаниям и в порядке, установленными законом;
  4. никто не подвергался незаконному или необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному ограничению в правах;
  5. никто не подвергался аресту без судебного решения;
  6. соблюдался установленный законом порядок расследования, сроки расследования;
  7. выявлялись причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Судебный контроль .

Суд - государственный орган, наделенный правом рассматривать уголовное дело по существу и в пределах свой компетенции, установленной Уголовно-процессуальным кодексом, принимать по нему решения, вплоть до вынесения приговора.

Суд - основной участник уголовного процесса и субъект уголовно-процессуальной деятельности. Выполнение функции рассмотрения и разрешения дел, т.е. функция правосудия, является его исключительной прерогативой.

Судебной власти обеспечивается самостоятельность от других ветвей власти, а суду и судье - независимость. Независимость суда как принцип состязательного процесса обеспечивает его беспристрастность по отношению к сторонам и разделение процессуальных функций.

УПК РФ закрепил судебный контроль как неотъемлемую часть уголовно-процессуальной деятельности. Формулируя понятие судебного контроля, нельзя обойти вниманием следующие суждения.

1) Суд не должен быть отнесен к числу правоохранительных органов, в частности, на него не должна возлагаться обязанность «борьбы с преступностью».

2) Положение суда в уголовном судопроизводстве определяется прежде всего тем, что он является единственным органом, призванным реализовывать одну из ветвей государственной власти - судебную. Поэтому судебный контроль необходимо считать одним из проявлений судебной власти, состоящим в осуществлении судом системы проверочных мероприятий, носящих предупредительный и правовосстановительный характер, в целях обеспечения законности и обоснованности решений и действий органов дознания и предварительного следствия, ограничивающих конституционные или иные права и свободы граждан.

3) Выполняя функцию контроля, суд не должен игнорировать собственные интересы, т.е. действовать в ущерб реализации задач правосудия.

4) Судебный контроль за раскрытием и расследованием преступлений имеет два четко выраженных и не совсем равнозначных вида. Один из них представляет контрольную деятельность суда в период возбуждения и расследования уголовного дела (его можно именовать прямым контролем). К другому виду относится контрольная деятельность суда, осуществляемая на судебных стадиях (косвенный контроль).

Рассмотрев изложенные выше элементы, можно сформулировать понятие судебного контроля за раскрытием и расследованием преступлений. Это деятельность суда на досудебных и судебных стадиях, состоящая в осуществлении системы проверочных мероприятий, носящих предупредительный или правовосстановительный характер, в целях обеспечения законности и обоснованности решений и действий органов дознания и предварительного следствия.

Предметом судебного контроля на стадии возбуждения и расследования преступлений в ходе производства дознания являются решения и действия дознавателя. Однако не любые действия и решения дознавателя подлежат судебному контролю на данных стадиях. Судебный контроль распространяется лишь на те из них, которые ограничивают права и свободы, поставленные конституцией под особый контроль, а также на те, которые препятствуют продолжению производства по делу. Такой вывод вытекает из анализа ст. 29 и 125 УПК.

Действующее законодательство закрепляет три формы судебного контроля:

  1. предварительный (разрешительный);
  2. последующий в пределах стадии расследования;
  3. последующий в судебных стадиях процесса.

Сегодня, по действующему уголовно-процессуальному закону, суду предоставлены права не только принимать решения по существу дела и выносить приговор по результатам рассмотрения уголовного дела в судебном заседании, но и принимать решения в ходе предварительного расследования уголовного дела, так, на досудебных стадиях только суд наделен правом: избрать меру пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или залога; продлить срок содержания под стражей; принять решение о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска или выемки в жилище; о производстве личного обыска; о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; о производстве выемки вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард; о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности; о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что на суд возложена обязанность по разрешению вопросов, наиболее жестко ограничивающих конституционные права и свободы личности, что говорит о роли суда как самостоятельного органа государственной власти, что прямо предусмотрено в ст. 10 Конституции РФ.

Кроме принятия решений на досудебных стадиях суд также осуществляет контроль за действиями и решениями, принимаемыми в ходе расследования уголовного дела другими субъектами уголовного процесса. Например, в соответствии со ст. 125 УПК постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные его решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства дознания. Таким образом, судебный контроль за соблюдением законности в ходе производства по уголовному делу непрерывно осуществляется на протяжении всего уголовного судопроизводства.

Арзиани Сергей Эдуардович, начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Самарской области, кандидат юридических наук.

Ключевые слова: полномочия прокурора, отмена постановлений, надзорные функции, руководство следствием.

Problems of realisation prosecutorial supervision over procedural activities of preliminary inquiry servants.

Sergey Eduardovich Arziani

The author of the article describes the problems and the weaknesses of prosecutors proxy in the criminal prosecution function realization and the preliminary inquiry supervision.

Key words: prosecutors proxy, demanding the acts, supervision functions, the inquiry control.

После внесения изменений в УПК РФ в 2007 г. законодатель лишил прокурора функции руководства предварительным следствием, оставив лишь надзорные полномочия. В то же время на прокурора возложена обязанность осуществлять уголовное преследование на стадии предварительного следствия. Не вдаваясь в подробности, отметим, что эти две функции "в чистом виде" несовместимы, особенно с учетом полномочий прокурора, предусмотренных ст. 37 УПК, касающихся предварительного следствия.

Неясно, каким образом в полной мере можно осуществлять функцию уголовного преследования и, в частности, возбуждать уголовное преследование в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, не имея правомочий отменять постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела и возбуждать уголовное дело; как можно надзирать за следствием, не обладая полномочиями по отмене незаконных "окончательных" процессуальных решений, которыми дается окончательная процессуальная оценка собранным доказательствам.

Существует разница в полномочиях по руководству следствием и в полномочиях по отмене постановлений. Право отменять незаконное постановление еще не означает возможность руководить предварительным следствием. Руководить - это участвовать, в том числе и самому выполнять следственные действия, давать обязательные указания, направлять ход расследования и т.п. А право отмены постановлений - это решение по оценке законности постановления.

Думается, законодатель, стремясь обеспечить самостоятельность следствия и ограничить полномочия прокурора, "перегнул палку" и не оставил у прокурора даже полномочий по реализации надзорных функций по отмене незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и прекращении уголовного дела. Право отмены указанных постановлений - это функция прокурорского надзора.

Существуют два вида постановлений, выносимых следователем в ходе расследования. К первому относятся те, с помощью которых принимаются промежуточные решения. Это постановление о приостановлении предварительного расследования, об удовлетворении (отказе в удовлетворении) ходатайства, о соединении, выделении уголовных дел, о направлении по подследственности и т.п. Второй вид - постановления, с помощью которых принимаются окончательные процессуальные решения. К таковым относятся всего три постановления - об отказе в возбуждении уголовного дела; о возбуждении дела; о прекращении дела (уголовного преследования). Принятие этих решений и право их отмены по своей сути никак не входят и не могут входить в функцию руководства расследованием. После отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения дела следствие окончено и руководить им нельзя. Поэтому лицо, отменяющее эти постановления, не использует полномочия по руководству следствием.

Законодатель также различает эти два вида постановлений следователя (окончательные и промежуточные), и поэтому требования прокурора об отмене постановлений следователя о так называемых окончательных решениях оформляются в виде соответствующих постановлений (ч. 4 ст. 146, ч. 6 ст. 148, ч. 1 ст. 214 УПК), а требования прокурора об отмене промежуточных постановлений (решений) следователя оформляются в форме требований (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК). Статья 39 УПК предусматривает право руководителя следственного органа либо удовлетворить требование прокурора и отменить так называемое промежуточное решение следователя, либо отказать в удовлетворении требования прокурора.

Порядок отказа руководителя следственного органа в удовлетворении требований прокурора об отмене окончательных постановлений следователя УПК не предусмотрен.

Наверное, правильно, что прокурор не имеет права отменять так называемые промежуточные решения, например постановление о приостановлении расследования и т.п., так как это вмешательство в расследование, тактику и методику и последовательность следственных действий, избранную следователем. Это полномочия по руководству следствием, которыми должен обладать и обладает руководитель следственного подразделения, но не должен обладать и не обладает надзирающий прокурор.

Хотелось бы остановиться еще на одном вопросе. Это полномочия прокурора в ходе дознания.

Не желая окончательно лишить прокуратуру вышеперечисленных надзорных полномочий, законодатель дал прокурору право руководить дознанием. Парадокс в том, что по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, подследственным следователям, прокурор урезан даже в надзорных функциях, а по малозначительным делам, подследственным дознанию, обладает всеми полномочиями по руководству дознанием. Этот абсурдный компромисс - ненужная "подачка" противникам реформы. Прокурор при нынешней концепции законодателя не должен руководить и дознанием, а должен осуществлять только функцию надзора.

Надо прежде всего определиться, какие полномочия входят в надзорные функции, а какие - в функции по руководству следствием, и форма предварительного расследования здесь не имеет никакого значения. В функцию надзора входит право отменять окончательные решения следователя (дознавателя), например - о прекращении уголовного дела, об отказе в возбуждении дела.

Реализация столь непоследовательной позиции законодателя вызывает массу проблем. Прокуроры знают, что значит добиться от следственного органа исполнить требование прокурора о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленного лица, отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, постановления о прекращении.

Закон предусматривает следующую процедуру. Например , прокурор района потребовал от следственного органа отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное дело. Ему отказал сначала заместитель руководителя, затем руководитель районного звена следственного органа, затем заместитель руководителя городского звена, затем руководитель городского звена, затем заместитель руководителя областного управления и т.д. Четырех, а иногда и шестиступенчатая стадия обжалования (при наличии городского следственного подразделения) - до руководителя областного следственного органа занимает не менее 20 - 30 дней. Сложившееся в настоящее время положение никак не отвечает целям и задачам УПК.

Всем известно, с каким нежеланием следственными органами возбуждаются "бесперспективные" в судебном плане дела. Есть и более изощренный способ не удовлетворять требования прокурора. Например , прокурор требует отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное дело. Незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменяют, но уголовное дело не возбуждается, а материал направляют на дополнительную проверку. В таком случае прокурор не может перейти на новую стадию, т.е. обратиться к вышестоящему руководителю следственного органа. И этот путь может быть бесконечным.

Можно привести еще множество способов морочить голову прокурору, каждый из которых с завидной изощренностью изобрели во всех регионах. Вывод один: закон должен быть таков, чтобы его исполнение не зависело от порядочности и ума как прокурора, так и руководителя следственного органа.

Закон же в действующей редакции может работать только при идеальном прокуроре, идеальном руководителе следственного органа, не зависимых от каких-либо иных влияний, таких как, например, отчетность и статистика, оценка вышестоящим начальником положения дел в органе. Но при идеальном следствии не нужен и прокурорский надзор, достаточен судебный контроль. К этому идеалу можно только стремиться.

В связи с изложенным считаем необходимым внести в ст. ст. 37, 145, 146, 148, 214 УПК РФ и другие статьи соответствующие изменения.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 2410-700Х

6. Распоряжение Правительства РФ от 07.06.2002 N 765-р «О Стратегии экономического развития Сибири».

© Куулар А. А., 2016

Новикова Анна Анатольевна

Магистрант НЮИ(ф)ТГУ Г.Новосибирск

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ

Аннотация

При определении полномочий прокурора по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания следует иметь ввиду, что ст.30 Закона о прокуратуре не содержит перечня полномочий, хотя и озаглавлена: «полномочия прокурора». В этой статье указывается, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания определяются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными законами. В данной статье рассматривается квалификация полномочий по трем видам, их особенности и процессуальные проблемы.

Ключевые слова

Прокурор, полномочия прокурора, дознаватель, орган дознания, начальник органа дознания.

Статья 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определила, что прокурор является лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной Кодексом, осуществлять от имени государства надзор за процессуальной деятельностью органов дознания.

Работа по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания организована: в аппарате Генеральной прокуратуры (включая аппарат Главной военной прокуратуры и управлений федеральных округов), в прокуратурах субъектах Российской Федерации и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах - по предметно-зональному принципу, в районных, городских и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах (в зависимости от количества поднадзорных органов) - по предметно-зональному или зональному принципу5.

Статьей 29 Закона о прокуратуре регламентируется, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

При определении полномочий прокурора по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания следует иметь ввиду, что ст.30 Закона о прокуратуре не содержит перечня полномочий, хотя и озаглавлена: «полномочия прокурора». В этой статье указывается, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания определяются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными законами. К другим федеральным законам, содержащим нормы об осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами дознания следует отнести, например, Федеральные законы от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», «О Следственном Комитете Российской Федерации», от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности». Однако, нужно

5 Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник для студентов вузов. М.: Зерцало, 1998.

иметь ввиду, что в соответствии со ст.7 УПК РФ при производстве по уголовным делам не могут применяться федеральные законы, противоречащие УПК РФ.

Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания, содержащиеся в УПК РФ, можно традиционно разделить на три группы: полномочия, направленные на выявления нарушений закона; полномочия, направленные на устранение нарушений закона; полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона.

Полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий, обеспечивают установление фактических данных о событии правонарушения, способе его совершения, лицах, ответственных за его совершение, причиненном вреде, о конкретных обстоятельствах, приведших к совершению правонарушения. К полномочиям, направленным на выявление нарушений закона, можно отнести:

Право (и обязанность) прокурора проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч.2. ст. 37 УПК РФ);

Право знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела (ч. 2 ст. 37 УПК

Значительный объем полномочий предоставлен прокурору в целях устранения нарушений закона. Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представляют собой систему правовых средств, используемых прокурором для пресечения правонарушений, восстановления законности, ликвидации вызванных нарушениями закона негативных последствий. К ним относятся:

Право требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

Право давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

Право отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные и необоснованные постановления дознавателя (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

Право отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

Право возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Их особенностью является властно-распорядительный характер.

Полномочия прокурора по предупреждению нарушений закона имеют целенаправленный профилактический характер. Они применяются в тех случаях, когда прокурор в процессе осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов дознания либо в процессе проверки конкретных обращений, заявлений или жалоб получает сведения о том, что должностные лица, являющиеся объектами надзора, готовятся совершить противоправные деяния. Предостережение о недопустимости нарушения закона объявляется прокурором при наличии явной угрозы нарушения закона. Для предупреждения нарушений закона, установлены следующие полномочия:

Давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

Разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы (п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебных стадиях уголовного процесса должен носить упреждающий характер, с тем чтобы не только своевременно устранялись, но и как можно менее допускались нарушения уголовно-процессуального закона, особенно связанные с нарушением конституционных прав личности. В связи с этим абсолютное большинство полномочий, предоставленных

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

прокурору при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания, должно использоваться не только для выявления либо устранения, но и для предупреждения нарушений закона.

В надзоре за законностью осуществления уголовно-процессуальной деятельности не используются полномочия, специально предусмотренные Законом о прокуратуре для предупреждения нарушений закона, которые применяются при осуществлении надзора за исполнением законов, например, предостережение, закрепленное в ст. 251 УПК РФ. Несмотря на это УПК РФ дает прокурору немало возможностей для предупреждения нарушений закона. Недостаточность именно предупредительной направленности прокурорского надзора отмечается в ряде приказов и указаний Генерального прокурора РФ как недостаток прокурорской деятельности по надзору за исполнением законов органами дознания в ряде субъектов РФ.

В теории прокурорского надзора выделялись как полномочия, направленные на предупреждения нарушений закона специально (предостережения, в определенной степени - представления), так и полномочия, при реализации которых предупреждение нарушений закона осуществляется одновременно с выявлением или устранением нарушений закона. К таким полномочиям относятся, в частности, проверки исполнения закона, меры, принимаемые прокурором для привлечения лиц, допустивших нарушение закона, к ответственности. Последнее имеет предупредительное значение с целью недопущения впредь подобных нарушений иными должностными лицами органов дознания.

Своевременная проверка уголовного дела, находящегося в производстве дознавателя, позволяет выявить не только допускались ли им какие-либо нарушения прав участников процесса, но и насколько органами дознания выполняются обязанности, предусмотренные ст. 21 УПК РФ. Проверка дел, находящихся в производстве, позволяет выявить, к примеру, случаи, когда в уголовном деле следственные действия длительное время не проводятся, заявления и ходатайства участников уголовного судопроизводства не рассматриваются, необходимые процессуальные решения не принимаются. Во всех случаях прокурор должен принять соответствующие меры прокурорского реагирования в виде дачи письменных указаний дознавателю или направление требования начальнику органа дознания об устранении нарушений федерального законодательства.

Следует отметить, что действующая редакция УПК РФ допускает ряд пробелов, и это создает спорные ситуации в практике его применения при осуществлении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания.

Например, ч. 1 ст. 144, ч 1 ст. 145, ч. 1 ст. 146 и ч.1 ст. 148 УПК РФ не называют прокурора в числе субъектов, обязанных принять и проверить сообщение о преступлении и по результатам проверки принять соответствующее процессуальное решение (о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела и т.д.). В то же время п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ наделяет прокурора правом выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства. Мы видим конкуренцию двух специальных норм - ст. 37 УПК РФ, которая устанавливает полномочия прокурора, и ст. 145, которая определяет порядок принятия решения по результатам проверки сообщения о преступлении и круг лиц, правомочных принимать эти решения. При таких обстоятельствах не ясно, вправе ли прокурор принять сообщение о преступлении, если вправе, то что он должен делать с принятым сообщением, учитывая положения ст. 145 УПК РФ. Буквальное толкование ст. 144 и ст. 145 УПК РФ в их взаимосвязи позволяет прийти к выводу, что прокурор не вправе рассматривать сообщения о преступлении. Генеральная прокуратура пошла по пути восполнения законодательного пробела ведомственным нормативным актом6.

Так же был восполнен пробел закона, который состоял в том, что ст. 37 УПК РФ не установила

6 См.: приказ Генерального прокурора РФ от 27 декабря 2007 г. № 212 «О порядке рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях».

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

полномочие прокурора требовать представления ему материалов проверки сообщения о преступлении. 7

Исходя из ст. 37 УПК РФ, полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами. Возникает вопрос об объеме процессуальных полномочий работников прокуратуры, которые занимают иные должности (старшие прокуроры управлений и отделов, помощники прокуроров и т.д.). Согласно п. 5 ст. 5 УПК РФ, они охватываются единым понятием «прокурор».

Однако, во-первых, ст. 54 Закона о прокуратуре процессуальные права прокуроров управлений и отделов, помощников прокуроров и т.д. не устанавливает, а только определяет понятие «прокурор» применительно к его употреблению в тексте этого закона.

Во-вторых, перечисленные в ст. 37 УПК РФ полномочия предоставлены прокурорам, занимающим в органах прокуратуры конкретные должности, при этом процессуальный закон не предусматривает возможности делегирования должностными лицами, указанными в ч. 5 ст. 37 УПК РФ, своих полномочий полностью или частично иным должностным лицам органов прокуратуры, охватываемых процессуальным понятием «прокурор».

Таким образом, можно сделать вывод, что иные должностные лица органов прокуратуры никакими процессуальными полномочиями не наделены. Они не могут быть наделены процессуальными полномочиями Приказом Генерального прокурора в силу указания п. 31 ст. 5 УПК РФ, что такими полномочиями эти лица наделяются Федеральным законом о прокуратуре.

Перечисленные проблемы не исчерпывают всех пробелов уголовно-процессуального закона в части регламентации досудебного производства. Некоторые из них в определенной степени восполняются ведомственными и межведомственными нормативными актами, определяющими организацию прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания. Список использованных нормативных актов и литературы.

Нормативные акты:

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 10 апреля 2016 г. № 174 - ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями)// СЗ РФ. 2001. № 52. Ст.4921.

3. Приказ Генерального прокурора РФ от 27 декабря 2007 г. № 212 «О порядке рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях».

4. Приказ Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

Литература:

1. Прокурорский надзор: учебное пособие/ под.ред. д.ю.н., проф. Ендольцевой А.В.., д.ю.н., проф. Химичевой О.В. -М.: ИД «Юриспруденция», 2010. - 256с.

2. Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник для студентов вузов. М.: Зерцало, 1998.

3. Коротков А.П., Тимофеев А.В. Прокурорско-следственная практика применения УПК РФ: комментарий. 2-е изд., доп. И перераб. М.: Экзамен, 2006. С. 31-32.

4. Воронин, Д.В. К вопросу о содержании современного прокурорского надзора [Текст] / Д.В. Воронин // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 95-98.

© Новикова А.А., 2016

7 Абзац 4 п. 1.3 приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

8 Коротков А.П., Тимофеев А.В. Прокурорско-следственная практика применения УПК РФ: комментарий. 2-е изд., доп. И перераб. М.: Экзамен, 2006. С. 31-32.

В случае удовлетворения судом жалобы на процессуальное решение нижестоящего прокурора при отсутствии оснований для оспаривания решения суда отменять незаконный акт в течение 10 дней с момента поступления необходимых материалов.

1.23. Каждое полугодие обобщать и анализировать состояние прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, в том числе результаты рассмотрения требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, эффективность прокурорского реагирования.

Использовать полномочия, предоставленные пунктом 2 статьи 4 , пунктом 3 статьи 22 и статьей 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", по внесению представлений и информированию руководителей следственного органа о состоянии законности и выявляемых нарушениях, если они носят систематический характер и их устранение требует принятия организационных мер, а также рассмотрения вопросов дисциплинарного воздействия в отношении нарушителей.

1.23.1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур наиболее сложные проблемы, возникающие в деятельности правоохранительных органов при применении УПК РФ , обсуждать в рамках координационной деятельности и выносить на рассмотрение коллегий, оперативных совещаний, научно-консультативного совета.

1.23.2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур о результатах анализа надзорной деятельности на указанном направлении информировать подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с установленной компетенцией по итогам работы за полугодие и год в срок не позднее 20 января и 20 июля соответственно.

Приказ №137 от 06.09.2007 г. «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»

В целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при расследовании преступлений, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений по данному направлению деятельности, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в соответствии с установленной компетенцией обеспечить единый подход к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов всеми органами дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу.

2. Считать важнейшей обязанностью прокуроров защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного вреда.

3. Систематически, не реже одного раза в месяц проводить проверки исполнения требований федерального закона органами дознания при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. При этом учитывать информацию о преступных проявлениях, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, обращениях граждан, сведениях медицинских учреждений.

На основе анализа результатов таких проверок совершенствовать методику прокурорского надзора в данной сфере. При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования. При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

4. Продлевать по ходатайству дознавателя срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ при наличии данных, подтверждающих необходимость проведения документальной проверки или ревизии.

5. Обеспечить своевременную проверку законности процессуальных решений органов дознания, дознавателей по каждому сообщению о преступлении. В соответствии со ст. 148 УПК РФ, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, отменять его и с указаниями возвращать в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий . При наличии грубых нарушений, связанных с невыполнением ранее данных прокурором указаний,

6. Безотлагательно рассматривать поступающие от дознавателей в порядке ч. 4 ст. 146 УПК РФ копии постановлений о возбуждении уголовного дела публичного обвинения, проверяя наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, незамедлительно требовать от органа дознания, дознавателя представления материалов, обосновывающих принятое решение. Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносить постановление о его отмене в течение 24 часов с момента получения указанных материалов прокурором или его заместителем, независимо от того, производились ли по делу следственные действия.

7. При решении вопроса о даче согласия дознавателю на возбуждение уголовного дела частного или частно-публичного обвинения в соответствии с ч. 4 ст. 20 УПК РФ проверять обоснованность и достаточность данных для принятия такого решения.

8. В прокуратурах завести книги учета копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел , о возбуждении уголовных дел и материалов к ним, поступивших от органов дознания.

9. Используя предусмотренные п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ полномочия, в необходимых случаях поручать производство дознания по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

10. В пределах имеющихся полномочий в целях обеспечения своевременного раскрытия преступления давать письменные указания дознавателям о направлении расследования, о получении и надлежащей фиксации доказательств, о производстве необходимых процессуальных действий, в том числе неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления.

11. В обязательном порядке проверять исполнение требований ст. 223.1 УПК РФо вручении подозреваемому копии уведомления о подозрении в совершении преступления и сроках проведения его допроса. Требовать незамедлительного направления прокурору копии соответствующего уведомления после его вынесения.

12. Обеспечивать надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением органами дознания требований уголовно-процессуального законодательства при применении процессуальных мер принуждения и пресечения, связанных с ограничением конституционных прав, в том числе на свободу и личную неприкосновенность. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц.

Требовать от органов дознания, дознавателей направления прокурору в течение 12 часов письменного сообщения о задержании подозреваемого в порядке ч. 3 ст. 92 УПК РФ и копии соответствующего протокола.

В каждом случае проверять законность задержания подозреваемых в совершении преступления, в том числе наличие оснований, указанных в ст. 91 УПК РФ, имея в виду, что их перечень является исчерпывающим, а также соблюдение порядка задержания , установленного ст. 92 УПК РФ, и срока составления протокола задержания не позднее 3 часов с момента фактического доставления подозреваемого в орган дознания .

Пресекать задержание лиц по подозрению в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 УПК РФ немедленно своим постановлением освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше установленного срока.

При получении заявления задержанного о применении незаконных методов дознания проводить проверку всех доводов с принятием соответствующих мер прокурорского реагирования.

13. Не допускать направления в органы и подразделения дознания жалоб на действия и решения их должностных лиц, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ . По результатам рассмотрения каждой жалобы прокурору (заместителю прокурора) выносить постановление о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении, в необходимых случаях принимая меры прокурорского реагирования. О принятом по жалобе решении уведомлять заявителей, разъясняя порядок его обжалования.

14. Давать согласие дознавателям на возбуждение перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в соответствии со ст. 224 УПК РФ лишь при наличии оснований и обстоятельств, предусмотренных ст. 97, 99, 100, ч. ч. 1 - 3 ст. 108 УПК РФ.

С особой тщательностью рассматривать вопросы о необходимости применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних , лиц пожилого возраста и других граждан, к которым может быть применена иная мера пресечения, исходя из обстоятельств дела и данных о личности.

Учитывать, что мера пресечения в виде заключения под стражу для лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, может быть применена лишь в исключительных случаях при наличии обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 108 УПК РФ, перечень которых является исчерпывающим, а к несовершеннолетним - не применяется.

15. Принимать решение о даче согласия дознавателю на возбуждение ходатайства перед судом о продлении срока содержания под страже й только при условии особой сложности уголовного дела и наличии оснований для сохранения этой меры пресечения. Учитывать, что продление срока содержания лица под стражей по уголовному делу до 6 месяцев в соответствии с ч. 4 ст. 224 УПК РФ осуществляется с согласия прокурора района, города или приравненного к нему прокурора ; от 6 до 12 месяцев в соответствии с ч. 2 ст. 109 УПК РФ - с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему прокурора только в исключительных случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК РФ, связанных с исполнением запроса о правовой помощи.

Требовать от дознавателей представления ходатайств о продлении срока содержания лица под стражей прокурорам субъектов Российской Федерации или приравненным к ним прокурорам не менее чем за 15 дней до истечения срока содержания под стражей.

В случае принятия решения об отказе в даче согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей выносить мотивированное постановление, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела.

16. При решении вопроса в соответствии со ст. 165 УПК РФ о даче согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайств о производстве следственных действий, которые допускаются только на основании судебного решения , тщательно проверять доводы, изложенные в ходатайстве. При несогласии с ним выносить мотивированное постановление, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела.

Обеспечить в каждом случае рассмотрения судом ходатайств дознавателей обязательное участие в судебном заседании прокурора.

В случае отказа суда в удовлетворении ходатайства, поддержанного прокурором, при наличии предусмотренных законом оснований принимать меры к своевременному обжалованию решения суда в кассационном и надзорном порядке.

Тщательно проверять законность и обоснованность производства следственных действий (обысков, выемок в жилище) без судебного решения. При установлении фактов противоправного изъятия предметов, не имеющих отношения к расследуемому делу, принимать меры прокурорского реагирования.

17. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью производства дознания по уголовным делам.Отстранять дознавателя от дальнейшего расследования, если им допущены такие нарушения требований УПК РФ, которые могут повлиять на исход дела.

При наличии достаточных к тому оснований (в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием причин такой передачи и соблюдением правил подследственности, установленных ст. 151 УПК РФ.

18. В месячный срок с момента вынесения дознавателем постановления о приостановлении производства дознания проверять его законность и обоснованность.

Особое внимание обращать на факты повторного приостановления производства дознания по уголовным делам без производства необходимых следственных действий и принятия мер к раскрытию преступления. Отменяя незаконные постановления, одновременно решать вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц органа дознания.

В случае установления оснований, предусмотренных ст. 211 УПК РФ, в соответствии с ч. 3.1 ст. 223 УПК РФ выносить постановление о возобновлении производства по уголовному делу.

19. Реализуя полномочия, предоставленные ст. 223 УПК РФ, требовать от дознавателей представлять ходатайства о продлении срока дознания до 60 суток за 5 дней до истечения срока, свыше 60 суток - за 10 дней, свыше 6 месяцев - за 15 дней.

Учитывать, что сроки дознания до 6 месяцев продлеваются прокурорами городов, районов и приравненными к ним прокурорами или их заместителями, а свыше 6 месяцев - прокурорами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним прокурорами и их заместителями только в исключительных случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК РФ, связанных с исполнением запроса о правовой помощи.

20. Ежемесячно проверять в органах дознания законность и обоснованность прекращения уголовных дел, уголовного преследования .

Давать согласие на прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 25 и 28 УПК РФ, а также на освобождение лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ.

Учитывать, что в остальных случаях согласия либо утверждения прокурором постановления дознавателя о прекращении уголовного дела не требуется.

Проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении дела или уголовного преследования результатом незаконного воздействия на него со стороны участников уголовного судопроизводства или иных лиц.

Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, в соответствии со ст. 214 УПК РФ безотлагательно отменять его и с указаниями возвращать в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения расследования с учетом объема производства необходимых следственных действий. При наличии грубых нарушений, связанных с невыполнением ранее данных прокурором указаний, принимать меры прокурорского реагирования по каждому такому факту.

21. При получении информации о поступлении в суд жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ на постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, приостановлении производства, прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, незамедлительно истребовать от дознавателя материалы, относящиеся к обжалуемому действию (бездействию) или решению, осуществлять их проверку. Устранять выявленные нарушения, в том числе отменять необоснованные, незаконные постановления дознавателя до рассмотрения жалобы в суде, о чем информировать суд.

Обеспечить обязательное участие прокурора в судебном рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ.

В случае несогласия с решением суда об удовлетворении жалобы своевременно принимать меры к его обжалованию , а при согласии - к привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения закона.

22. При утверждении обвинительного акта изучать соответствие содержащихся в нем выводов о виновности привлекаемого к уголовной ответственности лица обстоятельствам дела. Давать оценку доказательствам в соответствии с ч. 1 ст. 88 УПК РФ. Выявив недопустимые доказательства, выносить мотивированное постановление об их исключении.

23. Не реже одного раза в квартал изучать практику избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Обеспечивать своевременное изучение уголовных дел в отношении лиц, которые задерживались по подозрению в совершении преступления либо которым в качестве меры пресечения избиралось заключение под стражу, а затем производство по делу было прекращено в стадии расследования или судом, и дел, по которым постановлены оправдательные приговоры. Выявлять причины оставления на свободе лиц, впоследствии совершивших новые преступления, скрывшихся от следствия и суда, взятых судом под стражу при вынесении приговора, а также анализировать случаи освобождения из-под стражи в зале суда лиц, в отношении которых такая мера пресечения избиралась при производстве дознания.

В течение 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности задержания, ареста лица, в отношении которого на досудебной стадии либо судом принято решение о прекращении дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, а также постановлен оправдательный приговор.

24. Учитывать, что по уголовным делам, дознание по которым проводится дознавателями центральных аппаратов МВД, МЧС, ФСБ, ФТС, ФСКН и ФССП России , указанные выше полномочия прокуроров реализуются Генеральным прокурором Российской Федерации либо его заместителями.

25. Военным прокурорам при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах руководствоваться положениями настоящего Приказа с целью обеспечения своевременного и законного разрешения сообщений о преступлениях, возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по ним до направления руководителю военного следственного органа, а также соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и других граждан.

26. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам постоянно анализировать состояние работы в данной сфере, ежегодно обобщать соблюдение конституционных прав граждан при производстве дознания по уголовным делам, итоги анализа и обобщения использовать при планировании надзорной деятельности. О результатах исполнения настоящего Приказа сообщать в докладных записках об итогах работы прокуратуры за год.