Правоохранительные органы судебная власть в рф. Правоохранительные органы рф

Правоохранительные органы - это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, т. е. такую деятельность, которая направлена на защиту прав, свобод и законных интересов субъектов права.

Правоохранительная деятельность осуществляется разнообразными органами и организациями.

Главенствующее место в этой сфере принадлежит государственным органам , к числу которых относятся органы внутренних дел , органы федеральной службы безопасности , прокуратура, органы предварительного расследования и другие.

Наряду с государственными создаются и действуют общественные организации и объединения , активно участвующие в осуществлении охраны права, в частности, адвокатура и иные организации , оказывающие юридическую помощь населению , различные общественные комиссии , создаваемые при местных органах самоуправления (комиссии по делам несовершеннолетних и т. д.).

Основной целью деятельности правоохранительных органов является защита права от возможных нарушений, выявление, пресечение, предупреждение правонарушений, а также применение к правонарушителям мер государственного принуждения.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Органы прокуратуры не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти; в процессе осуществления своей деятельности они самостоятельны и независимы, подчиняются только Генеральному прокурору РФ.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генеральная прокуратура РФ. В систему органов прокуратуры входят прокуратуры семи федеральных округов, прокуратуры субъектов РФ, прокуратуры городов и районные прокуратуры.

Главным направлением деятельности всех органов прокуратуры является прокурорский надзор . Согласно федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет:

Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и задержанными под стражу.

Другими направлениями прокурорской деятельности являются уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством российской федерации, и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В системе правоохранительных органов важное место отведено органам внутренних дел , представляющим собой многофункциональную структуру, в которую входят:

Министерство внутренних дел Российской Федерации,

Министерства внутренних дел субъектов федерации,

Управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте,

Управления (отделы) на особо важных и режимных объектах,

Региональные управления по борьбе с организованной преступностью и др.

Управление органами внутренних дел на федеральном уровне осуществляет министерство внутренних дел РФ , подчиняющееся Президенту и правительству Российской Федерации.

Главными задачами МВД, равно как и всей системы органов внутренних дел, являются:

Защита прав и свобод человека и гражданина;

Защита объектов независимо от формы собственности;

Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

Выявление, раскрытие и расследование преступлений;

Обеспечение исполнения уголовного наказания и др.

Одним из основных органов внутренних дел является полиция .

Полиция в российской федерации представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности .

Основными задачами криминальной полиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, осуществление розыска лиц, скрывающихся от суда и следствия, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших.

В состав криминальной полиции входят оперативно-розыскные подразделения (уголовный розыск, подразделение по борьбе с экономическими преступлениями, подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков), криминалистические лаборатории и иные подразделения, необходимые для решения задач, стоящих перед криминальной милицией.

В состав плиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, участковые инспекторы и иные подразделения, необходимые для выполнения задач, возложенных на криминальную милицию.

Адвокатура . Согласно ст. 48 Конституции РФ, каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Важнейшей гарантией данного права является институт адвокатуры .

Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания правовой помощи людям и организациям. Адвокатура является основным, но не единственным органом, оказывающим юридическую помощь населению. На ряде предприятий, в учреждениях, организациях функционируют юридические отделы, работают юрисконсульты и советники по правовым вопросам. Защиту по уголовным делам могут осуществлять близкие родственники обвиняемого. Однако основную нагрузку по защите прав и свобод граждан и юридических лиц все-таки несут адвокаты.

Юридическая помощь гражданам и юридическим лицам включает в себя широкий круг действий: помощь в поиске нужного нормативного акта, разъяснение его содержания, содействие в составлении жалобы, заявления, ходатайства, осуществление представительства в суде или ином органе, ведение защиты по уголовному делу, отстаивание законных интересов гражданина, привлекаемого к административной ответственности, и др.

Исходя из своих профессиональных обязанностей, адвокаты оказывают следующие виды юридической помощи :

А) консультируют клиентов, разъясняют клиентам правила их возможного поведения и дают письменные справки по юридическим вопросам;

Б) составляют исковые заявления в суд, ходатайства, жалобы и иные документы правового характера;

В) осуществляют представительство в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;

Г) выступают уголовном процессе в роли защитника подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.

Адвокаты могут оказывать и иные виды помощи.

Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи, а также не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого или обвиняемого.

Адвокатура независима от государства, поэтому труд адвоката государством не оплачивается. Юридическая помощь, как правило, оказывается за плату, которая определяется по соглашению между адвокатом и клиентом. Однако в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь адвокатами оказывается бесплатно.

Бесплатная юридическая помощь предоставляется:

а) истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых дел;

б) гражданам по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанных с работой;

в) гражданам по искам о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в связи с работой, а также гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

г) гражданам по жалобам на неправильности в списках избирателей.

Бесплатная юридическая помощь предоставляется также и в некоторых других случаях.

Нотариат . Еще одним правоохранительным органом является нотариат, представляющий собой совокупность государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, призванных обеспечивать в строгом соответствии с законодательством защиту прав и интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени российской федерации.

Нотариальные действия представляют собой действия соответствующих должностных лиц по удостоверению в установленном порядке различных фактов, событий и явлений. Нотариальные действия в российской федерации совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах либо занимающиеся частной нотариальной практикой.

Слово «notarius» в переводе с латинского языка означает писец, секретарь. Первоначально так называли тех, кто знал тироновы значки, т. е. самую древнюю систему стенографии. В Древнем Риме в должности нотариусов служили рабы и вольноотпущенники, выполнявшие у знатных римлян функции секретарей. Но постепенно функции нотариусов изменились.

В наши дни основными задачами нотариусов являются:

Охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений;

Охрана всех форм собственности;

Предупреждение правонарушений путем предварительного и своевременного удостоверения договоров и иных сделок, совершения исполнительных надписей и т. д.

Местом работы государственных нотариусов являются государственные нотариальные конторы в республиках в составе РФ, автономной области, автономных округах, краях, областях, в городах Москва и Санкт-Петербург. Они открываются или упраздняются министерством юстиции РФ или по его поручению министерствами юстиции суверенных республик либо соответствующими органами юстиции.

Нотариус, занимающийся частной практикой, работу проводит в своей частной конторе. Он может открывать в любом банке расчетный и другие счета, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, выступать от своего имени в суде, в других организациях. Каждый нотариус имеет личную печать, на которой изображен герб РФ, указаны его фамилия, имя, отчество и должность.

Свою деятельность нотариус осуществляет в пределах определенной территории - нотариального округа , в который он назначен на должность. Однако граждане для совершения нотариального действия вправе обратиться к любому нотариусу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса некоторые нотариальные действия вправе осуществлять уполномоченные на то должностные лица органов исполнительной власти . За границей от имени российской федерации нотариальные действия совершают должностные лица консульских учреждений России, уполномоченные на совершение этих действий.

Государственные и частные нотариусы совершают целый ряд одинаковых нотариальных действий: удостоверяют сделки, нотариусами для которых законодательством установлена обязательная нотариальная форма (договоры, завещания, доверенности); выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствуют верность копии документов и выписок из них, подлинность подписи и верность перевода; удостоверяют различные факты (нахождения гражданина в живых, нахождения его в определенном месте и т. д.).

Кроме отмеченных выше общих нотариальных действий государственные нотариусы совершают также ряд дополнительных нотариальных действий, связанных с наследованием: удостоверяют завещания, выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества.

Все нотариальные действия совершаются платно. Государственный нотариус взимает за их совершение пошлину, размер которой установлен федеральным законом «о государственной пошлине» (например, за удостоверение завещания взимается однократный размер минимальной оплаты труда). Если нотариальные действия не относятся к категории обязательных, то такая плата устанавливается соглашением сторон.

  • < Назад
  • Вперёд >

Государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К П.о. относятся: суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел,… … Юридический словарь

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, государственные органы, основные (специальные) функции которых охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы… … Современная энциклопедия

Большой Энциклопедический словарь

Государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Политология. Словарь.

Сущ., кол во синонимов: 7 милиция (19) наркоконтроль (3) … Словарь синонимов

Правоохранительные органы - ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, государственные органы, основные (специальные) функции которых охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Правоохранительные органы - государственные органы, которые в соответствии с национальным законодательством Сторон обеспечивают безопасность государства, общества, граждан и ведут борьбу с преступностью... Источник: ДОГОВОР О ПОРЯДКЕ ПРЕБЫВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ… … Официальная терминология

Государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Энциклопедический словарь

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, обеспечение безопасности общества и государства, осуществление иной охранительной деятельности. В широком смысле слова к П.о. относятся все… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К П.о. относятся органы судебной власти: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Правоохранительные органы , Г. Б. Романовский, О. В. Романовская. В учебном пособии в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебной программой рассмотрены все основные вопросы, входящие в состав курса "Правоохранительные органы" . В…
  • Правоохранительные органы , Константин Гуценко. Учебник, как и предыдущие двенадцать вариантов учебника по курсу «Правоохранительные органы», изданные с участием автора, подготовлен на базе многолетнего опыта преподавания этого курса на…

В механизме каждого государства есть система органов, осу­ществляющих правоохранительную деятельность. Суд как орган государственной власти занимает особое положение в правоохра­нительной системе.

Суд - это орган государства, который в процессуальном по­рядке осуществляет правосудие по гражданским, административ­ным и уголовным делам.

Суд как независимый орган власти опи­рается на закон и подчиняется только закону. Вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех субъектов пра­ва и подлежат безусловному исполнению.

Судебная система возглавляется верховными судебными орга­нами, которые во многих государствах выполняют функции Кон­ституционного суда.

В соответствии с правовой сферой, на которую распространя­ются полномочия, различают суды общей, специальной и адми­нистративной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматри­вают гражданские, трудовые, имущественные споры, дела об ад­министративных правонарушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику, например, арбитражный суд.

Административные суды в основном рассматривают жалобы гра­ждан на превышение государственными служащими своих полно­мочий, а также споры служащих с администрацией (в России таких судов нет). Их главная задача - обеспечить законность в государ­ственном управлении.

Две разновидности судебных органов сложились в странах, где действуют принципы англосаксонского права (Великобритания, США, Индия), а также в Японии, где функционируют суды по се­мейным делам. Три разновидности судов имеют место в государствах континентальной Европы, в странах Азии, Африки и Латинской Аме­рики. В Российской Федерации действуют суды общей юрисдикции, вместе с тем предполагается образование различных специализиро­ванных судов. Наряду с общими судами в России действует система арбитражных судов, которые рассматривают две категории споров: экономические (имущественные) споры с участием организаций и предпринимателей, а также споры в сфере управления, связанные с неправомерными действиями органов исполнительной власти.

Вместе с тем в систему специализированных правоохранитель­ных органов принято включать органы правосудия, юстиции, но­тариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуры.

Правоохранительные органы имеют общие функции: охрана правопорядка, обеспечение законности, защита прав и законных интересов, а также отличительные особенности в сфере компетен­ции и содержания деятельности. Деятельность правоохранительных органов должна строиться в точном соответствии с законом. Во всех без исключения государствах деятельность суда, адвокатуры, прокуратуры с учетом их значимости для охраны прав и законных интересов граждан регламентируется на высшем законодательном уровне, то есть Конституцией.

Литература:

1. Барнашов А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. - Томск, 1988.

2. Бельский К. С. О функциях исполнительной власти // Госу­дарство и право. 1997. № 3.

3. Братко А. Г. Правоохранительная система. Вопросы теории. - М., 1991.

4. Дыльнов Г. В. Законодательная власть в правовом государст­ве. -М., 1995.

5. Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. - М.,1972.

6. Осавелюк А. М. Современный механизм сдержек и противо­весов в зарубежных государствах // Государство и право. 1993. № 12.

7. Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. - М., 1994.

8. Парламенты мира. - М., 1991.

9. Чиркин В. Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5.

10. Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных госу­дарств. - М., 1995.

Еще по теме § 5.Судебные и правоохранительные органы государственной власти:

  1. Глава 8 Вопросы уголовной ответственности за нарушения законодательства о выборах в судебной практике
  2. Взаимодействие избирательных комиссий с органами государственной власти и местного самоуправления при подготовке и проведению выборов
  3. § 5. Государственная власть как особая разновидность социальной власти
  4. § 5.Судебные и правоохранительные органы государственной власти
  5. § 3.Сравнительно-правовой анализборьбы с коррупционнымипроявлениямив правоохранительных органах и специальных службахведущихгосударств мира
  6. 2.2. Федеральные органы государственной власти в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  7. 1.2. ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И МЕСТО ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ
  8. 1.1. Правоохранительная служба в системе государственной службы Российской Федерации
  9. § 4Л. Общие положения о реализации допустимости доказательств в ходе правоохранительной деятельности
  10. § 2.2. Юридические гарантии права граждан на равный доступ к государственной службе в органах внутренних дел
  11. Полномочия федеральных органов государственной власти по обеспечению законности в деятельности муниципальных органов
  12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология -

Правоохранительные органы - государственные органы, уполномоченные осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.

В систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

1. органы судебной власти;

2. прокуратура;

3. органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительные функции.

Органы судебной власти в РФ . Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» действует следующая система судов:

· Конституционный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, даёт толкование Конституции РФ.

· Суды общей юрисдикции .
Возглавляет их Верховный Суд РФ.
Районные суды рассматривают уголовные, гражданские, административные дела, трудовые споры.
Мировые судьи рассматривают дела уголовные, если максимальный срок наказания не превышает трёх лет, о расторжении брака и некоторые другие. Решение мирового судьи может быть обжаловано в районный суд.

· Арбитражные суды рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве и пр.) между юридическими лицами (и индивидуальными предпринимателями).

Прокуратура Российской Федерации, во главе с Генеральным прокурором РФ, осуществляет надзор за соблюдением законодательства.

Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».

Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт; представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной ответственности; рассматривает и проверяет обращения граждан, участвует в судебных заседаниях.

Министерство внутренних дел Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти.

Основными задачами МВД России являются:

· совершенствование нормативно-правового регулирования;

· защита прав и свобод граждан;

· предупреждение, пресечение, расследование преступлений и административных правонарушений;

· государственный контроль за оборотом оружия;

· осуществление государственной политики в сфере миграции.

К правоохранительным органам относятся также:
Следственный комитет Российской Федерации (ранее подчинялся прокуратуре)
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (первоначально входила в МВД)
Федеральная таможенная служба
Федеральная служба исполнения наказаний
и др.


Русский философ И.А. Ильин считал, что необходимо «научить народ самостоятельно думать о государственной жизни, понимать ее задачи и самостоятельно действовать во имя ее целей». Нужно ли это делать в наше время? Если такую задачу не решать, то каковы будут последствия этого? Объясните ваш ответ.

Задача, сформулированная Ильиным (1883–1954) актуальна для всех времен. В наше время это особенно важно и является необходимым условием построения гражданского общества. Если в условиях монархии или при советской власти в СССР народу была уготована роль послушного исполнителя распоряжений руководства, то в демократическом государстве от каждого человека требуется понимание задач государственной жизни и активная жизненная позиция. Последствия недостаточного внимания к этому мы видим вокруг себя. Обострение противоречий в обществе может привести к социальному взрыву. Можно остановиться на следующих моментах:

· Люди не понимают причин и последствий происходящих событий. В результате, таких людей легко склонить к любой точке зрения, заставить действовать в своих интересах.

В 90-е годы реально возникала опасность распада России как единого государства. О том, что Запад предпримет такую попытку, Ильин предупреждал задолго до крушения коммунистического режима.

Более конкретный пример - нападения собак на людей в крупных городах. Обеспечение безопасности граждан является важнейшей задачей администрации, и совершенно неприемлемы попустительство как по отношению к бродячим собакам, так и к безответственным владельцам собак агрессивных пород.

· Люди не связывают свои действия с интересами страны.

Тут и манипулирование голосами избирателей (подкуп, голосование «по указке»); распродажа национальных богатств, обкрадывание сограждан ради личного обогащения; равнодушное принятие вредных для страны решений (например, введение ЕГЭ и ГИА в школах страны); коррупция.

3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.

Если не брать во внимание бюрократию, для которой «бумажная» работа является основной целью и результатом, составление плана - важный этап любой деятельности, способствующий ее успеху. Основные требования к плану:

1. он должен быть реально выполнимым,

2. решать поставленные задачи,

3. быть удобным в работе.

Такое действие, как ознакомление с памятниками культуры, может быть успешным только при условии заинтересованности со стороны учащихся. Будет правильным привлечь товарищей к работе с первого этапа - выяснения имеющихся объектов для ознакомления (источники - Интернет, библиотека, полезно установить связь с учреждениями культуры).

На втором этапе можно предложить классу разбиться на группы и подготовить презентации по выбранным объектам. Знакомство с презентациями можно провести в форме конкурса, защиты проектов. Сейчас от всех школ требуют работу над исследовательскими проектами, поэтому, если оформить этот этап как проектную деятельность, можно рассчитывать на серьезную поддержку со стороны педагогического коллектива.

Неплохо посетить ряд объектов с экскурсией.

Таким образом, работа над планом будет включать :

1. Обсуждение предлагаемой работы с активом или всем классом

2. Определение календарных сроков для основных этапов, с учетом каникул и других мероприятий

3. Определение ответственных (старших в группах)

4. Оценка по экскурсиям финансовых затрат и возможностей, поиск спонсоров

5. Оформление плана в наглядном виде (например: дата, содержание работы, ответственный)

6. Утверждение плана

7. Корректировка и уточнение по результатам каждого этапа

8. Анализ результатов (обсуждение, выводы на будущее)

В целях реализации правоохранительных функций государство создает специальные органы, которые именуются правоохранительными.

В законодательстве Российской Федерации нет понятия «правоохранительные органы». Однако это словосочетание в последнее время широко используется законодателем, юридической наукой и практикой. Так в Конституции РФ зафиксировано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат (п. «л» ч. 1 ст.72). В федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов (ст. 8).

Формулировка «правоохранительные органы» используется и в ряде других нормативных правовых актах и официальных документах ненормативного характера, как обобщающее понятие, относящееся к государственным органам, призванным обеспечить защиту прав и свобод гражданина, общественных и государственных институтов.

Юридической наукой и практикой выработаны признаки, на основе которых можно отнести тот или иной орган к правоохранительным :

1. Правоохранительные органы – это государственные органы, специально созданные законом. В законе определяются цели, задачи, структура и компетенция этих органов. Например, Федеральная служба безопасности создана на основании Федерального закона от 3 апреля 1995 г № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»;

2. Правоохранительные органы создаются для выполнения конкретной правоохранительной функции. Например, суды создаются для отправления правосудия, прокуратура для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, органы внутренних дел для защиты прав и свобод человека, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности;

3. Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним, с соблюдением определенных в законе процедур.

4.Правоохранительные органы при осуществлении своей деятельности вправе применять к лицам меры юридического воздействия в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны прав и свобод личности, охраны общества, его материальных и духовных ценностей, охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применять к лицам меры юридического воздействия.


Правоохранительную функцию по оказанию юридической помощи физическим и юридическим лицам в Российской Федерации осуществляют и некоторые негосударственные организации – адвокатура, нотариат (частный) и частные детективные и охранные службы. Однако эти органы не подпадают под приведенное определение, так как не обладают властными полномочиями по применению государственного принуждения.

Отсутствие официального, закрепленного в законодательстве понятия «правоохранительные органы» объясняет различные подходы в построении их системы. Одни авторы относят к правоохранительным органам все государственные органы, которые осуществляют ту или иную правоохранительную функцию. Другие полагают, что к числу правоохранительных органов относятся только «собственно» правоохранительные органы, которые непосредственно осуществляют борьбу с преступностью и охрану правопорядка (полиция и органы предварительного следствия).

Представляется логичным выстраивать систему правоохранительных органов исходя из основных направлений правоохранительной деятельности, тех специфических функций, которые призваны осуществлять эти органы. При таком подходе к числу правоохранительных органов можно отнести :

· судебные органы → Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды и мировые судьи;

· органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов→ Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы (в пределах своей компетенции);

· органы прокуратуры;

· органы предварительного расследования (органы дознания и предварительного следствия);

· органы внутренних дел;

· органы исполнительной власти в сфере юстиции (федеральная служба судебных приставов и федеральная служба исполнения наказаний);

· органы обеспечения безопасности (Совет безопасности РФ, органы ФСБ, органы СВР, органы ФСО, органы федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, органы таможенной и налоговой служб);

· Уполномоченный по правам человека в РФ;

· органы, оказывающие юридическую помощь (нотариат, адвокатура, частные детективные и охранные службы).