Какие гос органы осуществляют судебный конституционный контроль. Судебные акты российских органов конституционного контроля и правовые позиции адвоката: о теоретической возможности постановки вопроса

Институт конституционного надзора – это установленный в большинстве стран мира порядок, когда проводится правовая экспертиза (оценка) соответствия текущего законодательства нормам конституции. Кроме термина «конституционный надзор» применяется термин «конституционный контроль». Иногда применяются и другие термины, которые зачастую непереводимы на русский язык: например, американский термин «Judicial review» – судебный надзор (просмотр, обозрение). Этот термин дословно не переводится и применяется только в смысле конституционного надзора.

Интересна и поучительна история возникновения идеи и практики института конституционного надзора. Первоначально мысль о том, что суды должны (помимо своих обычных функций – отправления правосудия по уголовным и гражданским делам) выполнять еще и особые функции – толкование законов и признание тех законов, которые не соответствуют конституции недействительными – появилось в эпоху американской революции, в эпоху возникновения независимого государства – Соединенные Штаты Америки. После принятия конституции США 1787 года появился такой коллективный труд, как публицистические эссе, опубликованные отдельными выпусками в виде газет под названием «Федералист». Автором этих политических эссе были Александр Гамильтон, Джеймс Мэдиссон и Джон Джей. А.Гамильтон и Дж.Мэдиссон являлись соавторами конституции, «отцами конституции», Джон Джей, хотя и не был делегатом Конституционного конвента, который разработал американскую конституцию, но в свое время избирался президентом Континентального конгресса (органа, предшествовавшего конгрессу США) и был очень известным юристом с блестящей репутацией. Эти государственные деятели первоначально решили сохранить свою анонимность и подписывались одним псевдонимом – Публий. За полгода они написали 85 статей, посвященных принятой конституции, с целью разъяснения ее идей и популяризации. Помимо прочего, в ряде этих эссе довольно настойчиво проводилась идея судебного конституционного надзора. То есть право суда не только оценивать житейские казусы, но и оценивать качество законов, сравнивая их с эталоном – конституцией. Естественно, такие идеи были услышаны и разделялись многими. И хотя конституционный надзор не был закреплен в конституции, идея упала на подготовленную почву, и для ее реализации был необходим какой–то толчок, чтобы она была реализована. Таким толчком послужил очень важный правовой конфликт, происшедший в 1803 году в США. Если быть абсолютно точным, то началось это событие в 1800 году и лишь закончилось в 1803. Но эта цифра, 1803 год, напоминает нам о знаменитом судебном деле «Мэрбэри против Мэдиссона», которое положило начало такому явлению государственно–правовой жизни, как конституционный надзор.

Очень важно отметить, что в некоторых странах (Франции и Ирландии) конституционные надзоры являются предварительными. То есть соответствующие органы, суды или конституционные советы, дают свои заключения о соответствии конституции до вступления их в силу, а иногда даже – до процедуры голосования в парламенте. Если такие органы признают, что законопроект не соответствует конституции, то он либо не ставится на голосование, либо не подписывается – его юридическое существование прекращается.

Гораздо чаще осуществляется, так называемый, последующий конституционный надзор. Он применяется в странах, где этим занимаются суды общей компетенции – США, Швейцария. Органы конституционного надзора рассматривают спор о конституционности законов после вступления этих законов в силу. Законы, признанные неконституционными, не применяются.

Конституционный контроль или надзор - особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны независимыми от законодательной и исполнительной власти судебными или специальными контрольными органами по обращениям уполномоченных на то лиц или по инициативе самого контролирующего органа.

Институт конституционного контроля впервые возник в США, где еще в 1803 г. федеральный Верховный суд признал, что у него есть право объявлять противоречащими Конституции США любые законы, принимаемые органами законодательной власти в стране. Объявление закона таковым означало и означает в наши дни, что он не должен применяться в первую очередь судами. Эта модель К.к. впоследствии получила название американской. Впервые специальный орган конституционного контроля - конституционный суд - был создан в Австрии по Конституции 1920 г., что ознаменовало появление так называемой европейской модели К.к. В СССР конституционный контроль существовал формально в 1924-1936 гг. и был восстановлен в 1989 г. с образованием Комитета конституционного надзора СССР. В РФ К.к. был учрежден в 1991 г. (см. Конституционный Суд РФ). К настоящему времени самостоятельные органы К.к. созданы также на уровне республик в составе РФ. В некоторых других субъектах РФ предусмотрен аналог конституционного контроля - так называемый уставный контроль. В большинстве бывших союзных республик в 1991-1995 гг. также были созданы органы конституционного контроля. К концу 90-х гг. конституционный контроль был признан в абсолютном большинстве стран мира как неотъемлемый элемент демократической государственности. В современной мировой практике К.к. может осуществляться:

а) всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина, Дания, Мексика, Норвегия, Япония);

б) верховным судом, являющимся высшей судебной инстанцией (Австралия, Боливия, Индия, Ирландия, Канада, Филиппины, Швейцария, Эстония);

в) специальными конституционными судами, для которых К.к. - главная функция (РФ, Украина, Австрия, Германия, Италия, Турция, Кипр);

г) особым органом несудебного характера (Конституционный совет во Франции и Казахстане).

В ряде стран утверждается «смешанная модель», для которой характерно осуществление конституционного контроля как судами общей юрисдикции, так и специализированными органами конституционного правосудия (Греция, Португалия, ЮАР). Объектами конституционного контроля могут быть обычные законы, органические законы, конституционные законы, международные договоры, регламенты палат парламента, подзаконные нормативные акты, а также правоприменительная практика. В федеративных государствах объектом К.к. являются также вопросы разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами. По содержанию конституционный контроль может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов), материальным (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), абстрактным (осуществляется по инициативе любого из уполномоченных субъектов без конкретного повода) или конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо судебным делом). В США и других странах, следующих классической американской модели, применяется только конкретный контроль, осуществляемый всеми судами общей юрисдикции в процессе рассмотрения уголовных и гражданских дел. Во Франции и ряде франкоязычных стран Африки применяется только абстрактный контроль. Для европейской модели (в том числе для РФ) характерно сочетание в той или иной пропорции абстрактного и конкретного контроля. По моменту осуществления К.к. может быть последующим, когда проверке подвергаются законы, принятые и вступившие в силу (США, Италия. Германия, РФ), или предварительным - когда проверке подвергаются законы, находящиеся на рассмотрении парламента (Швеция, Финляндия). Во Франции, Мавритании, Габоне и некоторых других странах К.к. подвергаются принятые парламентом законы до их промульгации. В зависимости от того, предоставляется ли нормативный акт в орган конституционного правосудия по предписанию закона или по воле субъекта, обладающего правом инициативы, различают обязательный и факультативный К.к. В подавляющем большинстве государств применяется только факультативный контроль. Лишь во Франции и франкоязычных странах Африки существует обязательный контроль в отношении органических законов и парламентских регламентов, а в Румынии - в отношении конституционных законопроектов. Обычно орган, осуществляющий К.к., может признать противоречащими конституции либо весь закон (иной нормативный акт), либо его отдельные положения (статьи). Правовые последствия признания нормативного акта или его части неконституционными различаются в зависимости от модели К.к. В соответствии с европейской моделью (которой придерживается и РФ) нормы, признанные антиконституционными, официально утрачивают юридическую силу, признаются отмененными. В странах американской модели (США, Канада. Япония. Норвегия) решения верховных судов не являются общеобязательными и не могут непосредственно отменять неконституционный акт, однако последний не будет применяться государственными органами, и прежде всего судами (в силу судебного прецедента либо правовой традиции). В ряде государств решения органов К.к. о признании акта неконституционным могут быть отменены или не утверждены парламентом (Эфиопия, Румыния, Намибия) либо главой государства (Монголия, Казахстан). Функции К.к. являются главными, но единственными полномочиями органов конституционного правосудия. Последние также могут контролировать проведение выборов, референдумов, а иногда и утверждать их результаты (Венгрия, Казахстан, Индия. Италия, Франция и др.), рассматривать вопросы, связанные с преследованием высших должностных лиц за нарушение конституции, давая заключение (Болгария, Монголия, РФ и др.) или непосредственно решая вопрос об отстранении от должности (Австрия. Италия, Чехия. Хорватия и др.), контролировать деятельность политических партий (Болгария, Азербайджан, Турция и др.) и т.д.

Юридическое верховенство Конституции РФ предполагает контроль за ее соблюдением. Существуют следующие виды форм защиты Конституции РФ:

Гарантия защиты Конституции РФ со стороны Президента РФ (ч.2 ст.80 Конституции РФ).

Прямой конституционный надзор (ч.2 ст.85 Конституции РФ).

Косвенный конституционный надзор (ч.4 ст.125 Конституции РФ).

Конституционный контроль (ч.2 ст.125 Конституции РФ).

Особый порядок пересмотра и внесения поправок (ст.134,135,136,137 Конституции РФ).

Толкование конституционно-правовых норм (ч.5 ст.125 Конституции РФ).

Специфическим видом охраны и защиты конституции служит конституционный контроль, т.е. проверка на соответствие конституции законов и других нормативных правовых актов, решений и действий органов публичной власти и других субъектов права в целях утверждения конституционности и конституционного порядка. Для многих органов публичной власти конституционный контроль является одной из осуществляемых ими функций, для специализированных же органов публичной власти он служит основной функцией, определяющей их деятельность. Именно судебный конституционный контроль является наиболее действенным и эффективным в охране и защите конституции. Его объективность и беспристрастность обеспечивается самостоятельностью и независимостью судов от законодательной и исполнительной ветвей власти.

Принято различать две формы конституционного контроля: предварительный (превентивный) и последующий, или текущий (иногда еще его именуют репрессивным). Предварительный конституционный контроль - это контроль за конституционностью законов, осуществляемый на стадии их принятия. Такая форма контроля существует в Швеции, Финляндии, Канаде, Италии, а также частично во Франции, где Конституционный совет обладает правом проверки закона до его вступления в силу. Есть страны, где применяются обе формы конституционного контроля (Франция, Ирландия, Никарагуа, Панама). В РФ федеральный Конституционный Суд правом осуществления предварительного конституционного контроля не наделен. Текущий конституционный контроль осуществляется в отношении уже принятого и вступившего в силу закона (иного правового акта). Кроме того, принято различать: конкретный конституционный контроль - определение конституционности закона при рассмотрении конкретного судебного дела; абстрактный конституционный контроль - определение конституционности закона вне зависимости от наличия конкретного судебного дела. В РФ применяется последняя форма контроля, хотя имеют место и проявления конкретного конституционного контроля.

Сущность конституционного контроля заключается в решении 2 задач:

1) в определении конституционности правовых актов органов государственной власти (конституционность - это соответствие юридических актов и действий органов государства действующей Конституции);

2) в лишении неконституционного акта юридической силы, т.е. признании такого акта недействительным.

От понятия "конституционный контроль" необходимо отличать понятие конституционного надзора. В отличие от контроля надзор сводится лишь к обнаружению неконституционных актов, он обращен к органу, принявшему неконституционный акт (или вышестоящему по отношению к нему органу), с требованием отмены данного акта. Назначение конституционного надзора заключается в том, что надзирающий орган осуществляет систематическое наблюдение за соответствием правовых актов Конституции. Такая деятельность может осуществляться как по чьей-либо собственной инициативе, так и по сообщениям об имеющих место нарушениях. В отношении актов федеральных министерств (иных ведомств), актов органов государственной власти субъектов РФ функцию государственного надзора в РФ выполняют органы прокуратуры.

Конституционный контроль выражается в проверке и оценке посредством специальной процедуры (конституционного судопроизводства) соответствия Конституции законов, других нормативных актов, которые в случае признания их неконституционными утрачивают силу. Конституционный Суд действует в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод личности, обеспечения непосредственного действия Конституции, ее правовой охраны. Конституционное правосудие имеет ряд основных признаков:

Наличие конституционных судов, т.е. специализированных судебных органов конституционного контроля;

Автономное положение этих судов в иерархии судебных органов;

Самостоятельная процессуальная форма конституционного правосудия;

Юридическая сила решений конституционного правосудия по юридической силе равна силе норм Конституции;

Особая система законодательства, регулирующего конституционное правосудие

В Российской Федерации судебный конституционный контроль осуществляют Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, а за пределами их полномочий - суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Конституционный Суд РФ был учрежден в 1990 г. и сформирован в конце октября 1991 г. Его появление стало своего рода символом приверженности правовому государству, уважению прав и свобод человека.

В ст.1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Федеральный конституционный закон от 21. 07.1994 № 1 - ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06. 08.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447. (далее - ФКЗ "О Конституционном Суде РФ") отражены основные черты Конституционного Суда: правовой статус - судебный орган, функция - осуществление конституционного контроля, главные принципы деятельности - самостоятельное и независимое осуществление судебной власти, процессуальная форма деятельности - конституционное судопроизводство.

Конституционный Суд - высший орган в том смысле, что занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в государстве, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех других высших государственных структур, связан при осуществлении судопроизводства только федеральной Конституцией как вершиной правовой системы и ФКЗ "О Конституционном Суде РФ". Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются:

Независимость;

Коллегиальность;

Гласность;

Состязательность;

Равноправие сторон.

ФКЗ " О Конституционном Суде РФ" предъявляет высокие требования к кандидатам на должность конституционного судьи. Им может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права (ст.8 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ"). Конституция определяет порядок назначения судей Конституционного Суда, который конкретизирован в ст.9 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ". Конституционные судьи назначаются Советом Федерации в индивидуальном порядке тайным голосованием по представлению Президента Российской Федерации. Предложения о кандидатах в конституционные судьи могут вноситься Президенту различными органами, организациями и учреждениями, указанными в ч.1 ст.9 ФКЗ " О Конституционном Суде РФ".

Конституционный контроль можно охарактеризовать как процедуру по осуществлению проверки актов и действий госорганов власти на их соответствие Конституции. Таким образом, его проведение возможно только там, где существует писаное право и, прежде всего, основные законы в форме Конституции, положения которой являются доминирующими в юридическом плане в сравнении с другими нормативно-правовыми документами.

Из истории

Движение по внедрению данного вида контроля стартовало в XIX столетии в Америке. Как известно, право в данной стране является прецедентным, и еще в 1803 году там был создан соответствующий прецедент во время рассмотрения дела Мэрбэри против Мэдисона, где было установлено, что суд имеет право толковать Конституцию и признавать любой нормативно-правовой акт не соответствующим ей.

Данная модель конституционного контроля, разработанная в Соединенных Штатах, была впоследствии принята другими государствами и получила распространение у них.

В Европе подобная система была разработана Г. Кельзеном, являющимся профессором права.

Орган конституционного контроля — Конституционный суд, как специализированная организация, впервые был создан в Австрии в 1820 году.

Понятие

Правовым государством может считаться такое, в котором имеется верховенство закона. При этом все ветви власти должны заниматься своим делом, то есть полномочия каждой из них должны быть лимитированы. Также в подобном государстве должна присутствовать возможность оспаривания различных нормативно-правовых актов на основе Конституции.

Рассматриваемый вид контроля должны осуществлять те лица, которые в максимально возможной степени независимы от госорганов власти, способные разрешать возникающие правовые коллизии беспристрастно. Однако такое происходит не всегда.

Органы

Ими могут являться такие лица (в зависимости от того, какой характер носит конституционное решение):

Они могут выполнять рассматриваемый вид контроля специально вместе c иными выполняемыми ими функциями либо в ходе их осуществления. Помимо этого, к ним относятся: судебные, квазисудебные. К первым относится распространенная во многих странах, а ко вторым — Конституционные советы, образованные сначала во Франции, а затем и других государствах, которые приняли данную модель.

В зависимости от того, какими органами конституционного контроля он осуществляется, его подразделяют на централизованный и децентрализованный. Первый относится к компетенции спецорганов конституционной юстиции или Верховного Суда, а второй осуществляется судами общей юрисдикции.

В отдельных мусульманских странах такие органы составляют мусульманские юристы, а законодательство контролируется на предмет его соответствия исламским критериям.

Тот конституционный контроль, который осуществляется высшими органами власти, называется политическим, поскольку они являются выборными, и в ходе проведения очередных выборов ситуация может кардинально измениться, что приведет к динамике проводимой политики. Следовательно, данный контроль привязан к сиюминутным политическим задачам и является нестабильным.

При осуществлении рассматриваемого вида контроля госорганами, кроме судебных, его называют общим конституционным контролем. С целью его проведения могут создаваться вспомогательные органы и учреждения или такие устройства, которые будут специализироваться в данном вопросе, как, например, парламентский институт омбудсменов.

Подобный контроль может быть предварительным. Он предусмотрен в Швеции. Там консультативный контроль осуществляет законодательный совет, а постановляющий, носящий политический характер, выполняют Риксдаг и Правительство. Однако в данном случае политическая окраска рассматриваемой модели выражена слабо.

Деятельность судов

Выделяют 2 главные модели конституционного контроля:

  • европейскую;
  • американскую.

Помимо этого, некоторые исследователи выделяют гибридную модель, под которой понимают смешанный тип осуществления контроля.

Как отмечалось ранее, вторая разновидность возникла раньше. Здесь конституционность различных нормативно-правовых законов устанавливают суды общей юрисдикции во время рассмотрения определенных дел. Этот вид контроля получил название конкретного последующего.

В случае признания судом неконституционности нормативно-правового акта с доведением дела до Верховного Суда, его решение становится обязательным для всех судов. Если он посчитает закон таковым, то он формально продолжит свое действие, но никакой другой суд не будет его применять. В большинстве случаев подобный правовой акт парламентом государства после принятия подобного решения Верховным Судом отменяется.

В некоторых государствах (США, Японии, Аргентине и др.) судебный конституционный контроль могут осуществлять любые суды, в других же (Индия, Мальта) в Верховный Суд дело может поступить только после его рассмотрения нижестоящим, который не может принять решение о конституционности.

Европейская система включает в себя специальные судебные (квазисудебные) органы, осуществляющие рассматриваемый вид контроля. К ним относятся:

  • Федеральный конституционный суд в ФРГ;
  • Конституционный трибунал в Польше;
  • аналогичный по названию совет во Франции;
  • и некоторые другие.

Данная система в настоящее время проникла и в некоторые государства Латинской Америки. Такие органы могут быть не только федеральными, но и находится в рамках субъектов, входящих в ее состав. Так, в немецкой земле Гессен рассматриваемый вид контроля осуществляет Госсудебная палата, а в Саксонии — подобная под названием Конституционная. При этом специальные органы конституционного контроля — Конституционные суды, имеющие федеральный и региональные статусы, не образуют единой системы, что обусловлено тем, что между ними отсутствуют отношения инстанционности, каждый из них осуществляет проверку определенных нормативно-правовых актов на соответствие той Конституции, в ведении которой находится суд.

Рассматриваемые органы применяют абстрактный вид разбираемого контроля, хотя он может сочетаться и с конкретным.

Классификация рассматриваемого процесса

Выделяют следующие виды конституционного контроля:

  • обязательный;
  • факультативный;
  • предварительный;
  • последующий;
  • абстрактный;
  • конкретный;
  • формальный;
  • материальный;
  • внутренний;
  • внешний;
  • централизованный;
  • децентрализованный.

Два последних уже рассматривались выше. Остановимся подробнее на остальных.

Абстрактный вид присущ европейской системе рассматриваемого процесса. Вопрос о конституционности того или иного нормативно-правового акта может поднять любое лицо, признанное компетентным соответствующим законом, вне зависимости от конкретного дела.

Конкретный контроль называют инцидентным, то есть при его применении вопрос о конституционности разрешается только по поводу проведения конкретного разбирательства в суде. Широкое распространение он получил в государствах с децентрализованным конституционным контролем.

Предварительный контроль осуществляется в Польше, Румынии, Казахстане, Франции. Здесь нормативно-правовой акт становится объектом рассматриваемого вида контроля еще до вступления в действие для предотвращения различных антиконституционных ситуаций. Последним может становиться проект данного документа или же таковой принятый, но не подписанный.

Последующий контроль осуществляется на любых этапах применения правовых норм для обеспечения конституционности их применения. Этот вид осуществляется в России, Германии, Венгрии, Австрии, Испании, Португалии.

Обязательный — такой контроль, при котором нормативно-правовой документ должен проходить проверку, заложенную в названии, на конституционность. К данному виду относятся органические законы, существующие во Франции. Его цель — исключить потенциальные неконституционные нормы из самых главных нормативно-правовых документов.

Факультативный вид используется в том случае, если для установления конституционности определенного нормативно-правового акта обращается определенный субъект, у которого имеется такое право.

Формальный контроль производится с целью установления соблюдения необходимых процедур рассмотрения и принятия соответствующего нормативно-правового акта.

Материальный вид заключается в проведении проверки конституционности содержания как самого документа, так и отдельных его положений.

Внутренний контроль производится органом, издавшим правовой документ.

Внешний же вид осуществляется иными органами. Он является последующим, в то время как внутренний в основном предварительный.

Функции конституционного контроля

Они заключаются в совершении некоторых действий его органами. К ним относятся:

  1. Проверка соответствия конкретных правовых документов Конституции.
  2. Проверка конституционности международных контрактов в некоторых государствах.
  3. Разрешение споров между федерацией и ее регионами или между различными ее субъектами. Применяется в Австрии, Бельгии, США, Германии и Швейцарии.
  4. Аналогичное рассмотрение между унитарным образованием и областями такого государства. Характерно для Италии.
  5. Разрешение споров между органами госвласти по их компетенциям. Характерно для Италии и Швейцарии.
  6. Осуществление судебной функции над должностными лицами страны, относящихся к высшим. Характерно не для всех стран.
  7. Запрет политических партий в Германии и Турции при падении на них подозрения о нанесении ущерба демократическим основам.

Следовательно, в каждой стране имеется своя система органов рассматриваемого контроля, и функции, выполняемые ими, регламентированы правовыми актами данного государства и его Конституцией.

Субъекты рассматриваемого контроля

При его характеристике можно говорить о президентском, парламентском, правительственном контроле, осуществляемом судами общей юрисдикции и иными госорганами. Из всех субъектов конституционного контроля выделяют тех из них, для которых деятельность в данной сфере имеет доминирующее значение.

Для них характерны следующие признаки:

  • это высшие госорганы власти;
  • они могут быть созданы и функционировать как спецорганы конституционного контроля;
  • их полномочия и принципы деятельности закрепляются в Конституции;
  • они следят за соответствием законов и подзаконных актов требованиям основного закона;
  • споры с конституционным значением разрешаются именно этими органами;
  • они контролируют соотношение Конституции и нормативно-правовых документов как самой федерации, так и ее субъектов;
  • регулирование деятельности этих органов осуществляется специальным правовым актом, как правило, с рангом закона;
  • право толкования нормативных и правовых актов;
  • право отменять неконституционные нормы или накладывать ограничения на их применение.

Отличия контроля от надзора

Конституционный контроль и надзор отличаются тем, что последний имеет своей целью обнаружение неконституционных актов и требует от органа, его принявшего, отмены последнего. Надзорная деятельность может иметь место по инициативе органа, наделенного такими полномочиями или по обращениям с сообщениями о соответствующих нарушениях. В нашем государстве функцию госнадзора выполняет прокуратура.

Понятие конституционного контроля же предполагает осуществление в ходе которого производится оценка соответствия различных правовых актов Конституции, которые могут быть признаны неконституционными, что влечет их отмену.

Отличия конституционной юстиции от других видов правосудия

К ним относятся:

  • особая система законодательства, с помощью которой осуществляется регулирование конституционного правосудия;
  • при неосуществлении данного контроля общими судами характерно наличие своих особых судебных органов;
  • в них осуществляется судебное судопроизводство, которое имеет кардинальные отличия от других видов судопроизводства;
  • природа документов судебного конституционного контроля резко отличается своим своеобразием;
  • для органов, осуществляющих рассматриваемый контроль, характерно наличие конституционной юрисдикции.

Осуществление рассматриваемого контроля в нашей стране

В России подобная деятельность проводится с целью проверки правовых актов соответствующими Конституции государства. При этом документы, противоречащие основному закону, должны быть выявлены. Также предусматривается применение мер по их устранению. В самой Конституции установлены следующие формы ее защиты:

  • президент РФ;
  • прямой и косвенный конституционный надзор;
  • рассматриваемый контроль;
  • пересмотр и внесение поправок в данный основной закон в особом порядке;
  • толкование конституционных норм.

Судебным органом конституционного контроля в РФ является Конституционный суд (КС). Он не может осуществлять предварительную форму контроля. Он может проводить его по отношению к уже принятым и действующим нормативно-правовым актам. Причем в нашем государстве используется абстрактная форма контроля.

Помимо федерального КС в России действуют и одноименные или уставные суды субъектов. Те полномочия, которые к ним не относятся, осуществляются арбитражными судами и таковыми общей юрисдикции.

В нашей стране федеральный Конституционный суд был образован в 1990 г., а сформирован в конце 1991 года. Он не поднадзорен никаким инстанциям. При ведении судопроизводства ограничен только требованиями конституции и ФКЗ «О Конституционном суде...». Решения, принимаемые им, носят обязательный характер для любых субъектов.

Принципы его деятельности:

  • гласность;
  • независимость;
  • состязательность;
  • равноправие сторон;
  • коллегиальность.

Судья Конституционного суда должен быть возрастом не менее 40 лет, он не может занимать другие должности в государственных или общественных организациях, заниматься иной деятельностью, которая бы подлежала оплате, за исключением творческой. Он не должен оказывать кому-либо своего покровительства, быть вовлеченным в политику. Помимо этого, ему запрещено высказываться по рассматриваемому вопросу до тех пор, пока не будет принято решение КС.

В данный орган могут обратиться не все граждане. Такой привилегией с запросом о конституционности правовых документов обладают президент, парламент РФ или пятая часть от любой из ее палат, Верховный суд, Правительство РФ, органы исполнительной и законодательной власти регионов. По собственной инициативе Конституционный суд не может рассматривать дела. В его полномочия входит разрешение вопросов о конституционности правовых документов, изданных президентом, Правительством РФ и обеими палатами парламента и только по запросу выше обозначенных лиц. Если в документах этих лиц не устанавливаются нормы права, то такие дела данный суд не может рассматривать. Также в его полномочия входит разрешение споров по распределению компетенции как по горизонтали, так и по вертикали.

При этом с запросом о толковании Конституции может обращаться еще меньший круг лиц и органов: президент, Правительство, парламент, облдумы и иные законодательные органы регионов. В отличие от других запросов, критериев допустимости обращений по толкованию Конституции не установлено.

Предварительный конституционный контроль в РФ осуществляет Федеральное собрание. В пределах своих компетенций в рассматриваемом явлении задействованы и другие высшие лица и госорганы государства. Прежде всего, это президент, Правительство, а также исполнительные и законодательные органы регионов РФ, общие суды и прокуратура.

В заключение

Является одним из основных демократических институтов государства, с помощью которого осуществляется соблюдение требований Конституции в различных нормативно-правовых документах, принимаемых госорганами власти на различных уровнях. Существует несколько моделей его осуществления, наибольшее распространение среди которых получили европейская и американская. В нашей стране правом судебного вида данного контроля наделен Конституционный суд. В некоторых регионах имеются свои одноименные суды. Также в рассматриваемом контроле в пределах своих полномочий задействованы и иные органы и должностные лица государства.

Конституционный контроль – деятельность компетентных органов по проверке соответствия конституции законов, нормативных актов и действий органов и должностных лиц.

В каждой стране есть свои национальные особенности осуществления контроля, но можно выделить несколько типовых схем, основываясь на порядке формирования органов контроля, юрисдикции и порядке принятия решений:

1) Функции конституционного контроля осуществляют суды общей юрисдикции – конкретный последующий контроль.

2) Специализированные судебные учреждения .

3) Внесудебные или квазисудебные органы осуществляют конституционный контроль во Франции, Швеции.

Конституционный совет во Франции на 1 / 3 назначается президентом, 1 / 3 – представители Национального собрания, 1 / 3 – Сената Å туда входят все бывшие президенты. Члены Конституционного совета назначаются на 9 лет без возобновления.

Совет обладает следующими полномочиями:

Решения о соответствии конституции органических законов до вступления их в силу;

Контроль за правильностью избрания президента Республики;

Контроль за проведением референдума;

Решение о правильности избрания депутатов и сенаторов, если оно оспаривается.

Совет рассматривает только нормативные акты, не вступившие в законную силу, его решения являются обязательными для всех административных и судебных органов – обязательный предварительный контроль. При подписании международного договора Совет рассматривает вопрос о соответствии его конституции и может принять решение об изменении конституции.

При признании проекта закона неконституционным он не может ни промульгироваться, ни применяться. Решения Конституционного совета во Франции должно быть вынесено в месячный срок, он может быть сокращён до 8 дней по требованию президента. Решение обязательно для всех органов власти и судов и обжалованию не подлежит. Если Совет признаёт не соответствующим конституции международный договор, подлежащий ратификации, то изменения должны быть внесены в конституцию, а потом договор будет подписан. Конституционный совет не может отменить международный договор, т.к. это противоречит международному праву.

Конституционный надзор ЗС

Появился в начале 19 века в США; 1809 – Швеция, потом Норвегия, а сейчас везде.

Задача: обеспечение конституционной законности (либо обычными судами, либо только верховным). Наличие специальных конституционных судов – самый демократичный вариант. Так же квази-судебные и несудебные органы.

Осуществляется:

a) Предварительный – до вступления в силу закона;

b) Последующий – после вступления закона в действие, когда наступает коллизия.

Закон может отменяться либо издавшим его органом, либо судом.

Функции:

1. Обеспечение конституционной законности;

2. Следит за распределением компетенции между органами государственной власти федерации и субъектов;

3. Выполняет важнейшую функцию по обеспечению законности при подготовке и проведении избирательной президентской компании (в большинстве стран утверждает результаты выборов и кандидатов). Орган конституционного контроля утверждает правомерность импичмента;

4. Соблюдение законности при проведении референдума на всех этапах;

5. Законность парламентских выборов (кроме объявления результатов);

6. Законность деятельности политических партий: легальность и конституционность;

7. Обеспечение соответствия обязательств по международным договорам внутригосударственному законодательству: не может противоречить.

Формирование:

1. Глава государства (США);

2. Президент, парламент и судебная система (Франция).

Принципы:

1. Пытаться уйти от решения любого конституционного вопроса, если нет острой необходимости его решения;

2. Толковать закон как соответствующий конституции;

По возможности сузить рамки принимаемого решения

Правовая норма, издаётся любым гос-ным органом обретает юридическую силу, если предписанные к ней нормы не противоречат требованиям Конституции. В противном случае такая норма может быть признана ничтожной.

Эта функция возлагается на институт конституционального контроля, который в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции.

Доктрина конституционного контроля впервые сформирована и применена верховным судом в США в 1803 году.

В настоящее время конституционный контроль действует почти во всех странах, кроме стран с написанной Конституцией.

Виды конституционного контроля:

  • Централизованный (европейский)- в этих странах для осуществления функций конституционного контроля, создаются специальные квази-судебные органы (Франция, ФРГ, Италия, РФ).
  • Децентроллизованый (Американская модель)- в таких странах конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Канада, Австралия, Индия, Япония).

Смешанный тип конституционного контроля: применяется очень редко и как правило действует определённый срок (Греция Конституция 1975)

Объекты конституционного контроля:

  • Обычные законы
  • конституционные законы
  • поправки к конституции
  • международные договора
  • нормативные акты исполнительных органов власти

В федеративных гос-вах к числу объектов конституционного контроля относятся вопросы разграничения компетенций федерального центра и ее субъектов.

Формы конституционного контроля:

· Предварительный: проверка конституционности закона на стадии его прохождения через парламент (Канада, Финляндия, Швеция)

· Последующий: предполагает проверку законов, вступивших в юридическую силу (США, Италия, ФРГ, РФ)

· Смешанная форма: Применение 2 форм конституционного контроля сразу (Франция, Ирландия)

· Объектами конституционного контроля могут быть конституционные, органические и ординарные законы, поправки к конституции, парламентские регламенты, нормативные акты исполнительных органов государственной власти.

· Конституционные или органические законы могут обладать более высокой юридической силой, чем законы обыкновенные. Проверка обыкновенных законов на непротиворечие органическим входит в этом случае в понятие конституционного контроля. В это же время законы, принятые путем референдума, проверке на конституционность обычно не подлежат, поскольку представляют собой непосредственное проявление народного суверенитета. Но если для принятия или изменения конституции путем референдума требуется особое большинство (например абсолютное),то законы принятые референдумом при отсутствии такого требования, вполне могут проверяться на конституционность.

· Понятие и виды конституционного контроля

· Впервые конституционный контроль появился в США в прошлом веке. Верховный суд объявил, что конституция является высшим законом страны, и любой акт, ей несоответствующий, может быть признан судом неконституционным (американская модель конституционного контроля основана на системе общего права). Примеру США последовали некоторые другие страны (Норвегия, Греция). После I мировой войны в Европе была выработана собственная модель - австрийская, автором которой был Ханс Кельзен.

· Надо отметить нетождественность понятий «контроль» и «надзор» (хотя Л.М. Энтин считает их тождественными). Обычно контроль - это такие отношения между органами, при которых контролирующий орган может отменять акты подконтрольного. А при надзоре надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного на недостатки актов или приостановить их действие. К тому же надзор понимается как постоянное действие. Но в целом - это близкие понятия, которые можно определить как любую форму проверки на соответствие конституции актов и действий органов публичной власти, др. органов и должностных лиц.

· Задачи:

· - обеспечение конституционной законности.

· - защита прав и свобод личности

· - Выполняет важнейшую функцию по обеспечению законности при подготовке и проведении избирательной президентской компании (в большинстве стран утверждает результаты выборов и кандидатов). Орган конституционного контроля утверждает правомерность импичмента

· - проверяет законность деятельности политических партий: легальность и конституционность

· - обеспечение соответствия обязательств по международным договорам внутригосударственному законодательству.

· Объектами конституционного контроля могут быть:

· 1) нижестоящие по отношению к конституции законы, нормативные акты; исключением могут быть законы, принятые на референдуме;

· 2) внутригосударственные договоры;

· 3) частноправовые акты;

· 4) национальные законы (на соответствие международным правовым нормам);

· 5) проекты международных договоров и подписанные договоры до ратификации;

· 6) действия должностных лиц.

· Существует несколько моделей конституционного контроля:

· 1. Судами Общей юрисдикции - так называемая американская модель или децентрализованный контроль. Так же практикуется в Японии и Норвегии, Дании. Любой суд общей юрисдикции уполномочен осуществлять контроль.

· 2. Исключительно Верховным судом. Не принадлежит это полномочие нижестоящим судам. Австралия, Индия, Ирландия.

· 3. Конституционным судом. ФРГ, Испания, Австрия. В данных гос-вах приняты спец законы, которые регулируют данный орган.

· Эти два последние вида относятся к так называемой Европейской модели.

· 4. В некоторых странах он осуществляется квазисудебными органами. Например, Конституционный Совет Франции. Он не входит в судебную систему Франции, состоит из 9 советников.

· 5. Политические органы. Великобритания, Куба. В Великобритании тот орган, который издает закон и следит за его законностью.

· 6. Нетрадиционные органы. Например, в Пакистане - Совет Исламской идеологии. В Иране - Попечительский совет.

· Виды контроля можно выделить по различным основаниям:

· 1) По времени: предварительный (Финляндия, Франция) и последующий (существует в большинстве стран; США, ФРГ. Для него необходима инициатива представит органа или субъекта. По времени осуществления: предварительный - до вступления акта в силу);

· 2) По месту осуществления: внутренний и внешний (органом, издавшим акт, или другим);

· 3) По правовым последствиям: консультативный (рекомендательный характер) и постановляющий (влечёт за собой обязательные последствия);

· 4) По обязательности проведения: обязательный и факультативный (проверяется, если есть инициатива компетентных лиц или органов);

· 5) По форме: абстрактный и конкретный (в связи с каким-либо делом);

· 6) По объему: полный (охватывает всю систему общ отношений. Т.е весь акт) и частичный (отдельные нормы);

· 8)По действию во времени: имеющий обратную силу и действующий на будущее.

· Органы, осуществляющие конституционный контроль в зарубежных странах

В большинстве странах англосаксонской системы права (Англия, Индия, Канада США), а также Дании, Норвегии функцию конституционного контроля выполняют суды общей юрисдикции , т.е. суды, основная цель которых состоит в рассмотрении гражданских и уголовных дел.

В одних странах контроль может осуществляться всеми общими судами, а окончательное решение принимает высшая судебная инстанция (Скандинавские государства, США, Филиппины, Япония), в других странах – только высшими судами (Гана, Шри-Ланка, Эстония, а в некоторых федерациях – также высшими судами субъектов федерации (Канада, Малайзия), хотя и в последних случаях окончательное решение принимает верховный суд государства.

В ряде стран функции конституционного надзора (контроля) вверены специальному органу – конституционному суду (Германия, Италия и т.д.), в Австрии – это конституционная судебная палата , в Польше – конституционный трибунал . Обычно конституционный суд формируется при участии разных ветвей власти (законодательной – парламента, исполнительной – президента), а так же судейского корпуса (высшего совета магистратуры или аналогичных органов судебного руководства), а иногда – только парламентом (Германия). В его состав часто входят не только профессиональные судьи, но профессора права, политики, бывшие государственные служащие. Они обычно назначаются (избираются) на длительный срок, реже на два срока (Венгрия, Сирия) с ротацией (частичном обновлении суда), например, в Испании он обновляется на 1/3 через 3 года. Иногда конституционный суд делится на палаты (обычно две) с равными полномочиями (Германия), в других странах он может действовать только как единая коллегия (Испания). В некоторых странах функции конституционного суда выполняет специализированная палата конституционных гарантий, конституционного правосудия, конституционная контрольная палата, действующая отдельно или в составе конституционного суда (Колумбия, Перу, Эстония). В субъектах некоторых федераций есть свои конституционные суды, действующие обычно на временной основе.

В Алжире, Казахстане, Марокко, Сенегале, Тунисе, Франции создаются конституционные советы ; иногда они называются конституционными судами или высшими конституционными судами, хотя на деле, это скорее, квазисудебные органы: они часто состоят не из судей, а из советников и при рассмотрении дела судебная процедура используется только частично. Конституционные советы формируются, как правило, без участия судейского корпуса. В некоторый странах они назначаются президентами. Во Франции президент назначает 1/3 состава совета и по 1/3 – председатели обеих палат парламента.

В некоторых странах мусульманских странах создаются конституционно-религиозные советы. В Иране конституционный контроль осуществляет своеобразный орган – наблюдательный совет («свет стражей»), состоящий из 12 человек: шести богословов, назначенных руководителем государства (высшим духовным лицом), и шести юристов, предложенных парламентом. Наблюдательный совет следит, прежде всего за соответствием закона Корану, а затем конституции. Для преодоления противоречий между парламентом и наблюдательным советом создан специальный согласительный орган.

В Пакистане наряду с верховным судом, который осуществляет конституционный контроль, есть еще два органа: исламский совет (рассматривает соответствие законов Корану Сунне в качестве консультативного органа для парламента) и Федеральный шариатский суд (рассматривает иски некоторых государственных органов и граждан, в том числе о несоответствии шариату актов, касающихся граждан).

Во многих странах теперь соединяют обе модели контроля со стороны общих и специальных судов: если в ходе процесса судья приходит к выводу (обычно по заявлению сторон) о возможной не конституционности применяемого закона, он обращается за заключением в конституционный суд (Греция, Италия).

Помимо конституционного контроля на органы специального конституционного контроля часто налагаются и другие функции:

· наблюдение за правильностью проведения референдумов (Франция),

· рассмотрение конфликтов по вопросам компетенции между центральными органами и органами автономий (Испания),