«Прописан в России, живу за границей – теперь я стану уголовником? Разъяснения к закону о двойном гражданстве Если гражданин рф постоянно проживает за границей.

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Подтверждает данный вывод и Минфин России в письме от 26 июля 2007 г. № 03-04-06-01/268.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
  • на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Ситуация: прерывается ли 12-месячный период при определении налогового статуса иностранца, который в связи с окончанием срока разрешения на пребывание в России выезжает из страны? В следующем году он вновь въезжает в РФ .

Нет, не прерывается.

Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ для недезидентов.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым .

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым .

Это следует из положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115.

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК РФ). Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч. по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может. Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается. Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом цель поездки необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).

Если человек покидал РФ по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123).

Документы, подтверждающие краткосрочное пребывание за рубежом

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

Об этом сказано в письмах Минфина РФ от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182, ФНС России от 15 октября 2015 г. № ОА-3-17/3850 и от 20 июля 2012 г. № ОА3-13/2525.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России (менее или более 183 дней). Он не прерывает течение 12-месячного периода.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Возможно, что в течение года (например, за семь месяцев) количество дней пребывания человека в России достигнет 183 дней. В этом случае он становится . И этот статус до конца года измениться уже не может. Это подтверждают письма Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

В июне 2014 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля.

НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент).

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК РФ). Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам – когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК РФ). Поэтому свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 1 января 2015 года (когда закончился 2014 год, в котором он получил доход от продажи автомобиля).

12 месяцев, которые предшествуют этой дате, – это период с 1 января по 31 декабря 2014 года (365 дней).

За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России (более или менее 183 дней). Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России (более или менее 183 дней) не включаются.

Таким образом, за 12 следующих подряд месяцев 2014 года Львов провел в РФ:
365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев 2014 года, он является налоговым резидентом России.

Ситуация: подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России? Фактическое время пребывания в РФ необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ

Нет, не подтверждает.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы. Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения.

Это следует из писем Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина (лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны. Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Таким образом, вид на жительство подтверждает право гражданина на проживание в Российской Федерации (удостоверяет его личность), но не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения человека на территории страны.

Новый закон «о втором паспорте» всполошил сотни тысяч россиян в других государствах

- У меня вид на жительство иностранного государства, «прописка» в России, живу за границей, приеду к родственникам только в следующем году, - рассказывает типичную ситуацию одна из читательниц «КП». - Получается, в любой момент после пересечения границы на меня могут завести уголовное дело, потому что до 4 октября 2014 года не сообщила в ФМС о своем виде на жительство? Как в таком случае возвращаться в Россию?!

Судя по форумам в Интернете, многочисленным откликам посетителей сайта kp.ru и другим источникам, в подобном положении оказались от сотен тысяч до миллионов россиян, проживающих в иностранных государствах. Напомним: новый закон «о втором паспорте» вступил в силу 4 августа и обязал граждан РФ уведомить миграционную службу России как о наличии иностранного гражданства, так и о виде на жительство за рубежом. Именно последнее вызвало шквал вопросов. Если человек постоянно живет за границей, имеет вид на жительство и приезжает в РФ лишь время от времени - как ему исполнить свою обязанность по уведомлению ФМС?

Руководство Федеральной миграционной службы провело пресс-конференцию и дало разъяснения: срочно мчаться в Россию не требуется, подадите уведомление, когда приедете. «Закон говорит о том, что уведомлять о наличии иного гражданства или вида на жительство обязаны все граждане РФ, кроме россиян, постоянно проживающих за рубежом» , - процитировала часть 3 статьи 6 Закона «О гражданстве РФ» начальник Управления по вопросам гражданства Федеральной миграционной службы России Валентина Казакова . Однако это не прояснило ситуацию до конца, а в итоге вызвало еще больше вопросов. Дальнейших объяснений ФМС пока не дает, поэтому мы изучили другие акты действующего законодательства, а также рекомендации иных государственных ведомств, чтобы определить - как действовать в сложившемся положении, чтобы свести к минимум риски стать нарушителем закона.

«КП» отобрала самые частые вопросы, которые сейчас тревожат соотечественников, проживающих за рубежом.

Вопрос 1: кто считается «гражданином России, постоянно проживающим за рубежом» и, соответственно, освобождается от обязанности уведомлять о своем иностранном гражданстве либо виде на жительство? Если человек сохранил регистрацию по месту жительства («прописку») в России, но при этом имеет вид на жительство и фактически живет за границей - к какой категории он относится и подпадает ли под закон?

Ответ: регистрация по месту проживания («прописка») в РФ считается подтверждением того, что человек постоянно проживает по конкретному адресу в России (согласно Закону Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» ). Поэтому, строго по закону, при сохранении такой регистрации в РФ, правоохранительные органы могут посчитать россиянина, имеющего вид на жительство за рубежом, постоянно проживающим в РФ. К слову, сохранение «прописки» в ряде случаев позволяет пользоваться привилегиями, которые предусмотрены законодательством для граждан, постоянно проживающим в том или ином регионе России (скажем, предоставление различных пособий). Таким образом, есть вероятность, что человек, фактически уехав жить за границу, но сохраняя российскую «прописку», может злоупотреблять, скажем, оформляя пособия. Новый закон «о втором паспорте» стимулирует раскрыть истинное положение дел - в том числе, чтобы снизить вероятность таких злоупотреблений.

Если россиянин имеет документ, который подтверждает право постоянного проживания за рубежом (в разных странах это разные документы - их виды и названия зависят от национального законодательства зарубежных стран) и фактически живет за границей, то, строго по закону, следует сняться с регистрационного учета по месту жительства в России («выписаться»).

НА ЗАМЕТКУ

Тем, кто по каким-либо причинам не хочет/не может оформлять «выписку» в России, стоит иметь в виду два важных момента:

Чтобы избежать уголовного наказания, во время очередного приезда в Россию нужно как можно быстрее подать уведомление в ФМС о своем зарубежном виде на жительство. Это можно сделать в том числе по почте (но только в отделении Почты России!). Есть вероятность, что на вас наложат административный штраф за несвоевременную подачу уведомления, т.е. позднее предписанной законом даты 4 октября 2014 года. Штраф составляет 500 - 1000 рублей.

Если дойдет до возбуждения уголовного дела (эксперты отмечают, что на практике шансы массового возбуждения таких уголовных дел минимальны), то в судебном процессе можно доказать факт того, что человек, даже имея регистрацию по месту жительства («прописку») в России, фактически постоянно проживает за границей. Юридически признать этот факт можно в том числе на основании отметки консульства РФ в иностранном государстве о постановке гражданина России на учет в качестве постоянно проживающего в данном зарубежном государстве.

Вопрос 2: гражданин России, постоянно живущий за границей, готов добросовестно «выписаться» из РФ - как это сделать? Придется приезжать или можно оформить «выписку» через Интернет? И главное: снимет ли российская ФМС с регистрационного учета по месту жительства в России, если человек не предъявит документ, подтверждающий проживание по новому адресу? Заграничное подтверждение оформить не так-то просто, выпишут ли «в никуда»?

Ответ: наше законодательстве предусматривает специальную процедуру снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства в России в связи с выездом на постоянное жительство за пределы РФ (пункт 131 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; этот документ утвержден приказом ФМС РФ от 11.09.2012 № 288, действующая редакция - от 21.01.2014 ).

При этом предъявлять какие-либо документы, подтверждающие место проживания за границей, не требуется. Само заявление о снятии с учета («выписке») можно подать в электронной форме через портал gosuslugi.ru. Однако посетить ФМс в любом случае придется лично. Это объективная необходимость, поскольку в российском внутреннем паспорте вам должны поставить штамп о снятии с регистрационного учета по месту жительства по прежнему адресу.

Вопрос 3: гражданин России живет в РФ, имеет зарубежный вид на жительство - если он признается в этом, то не начнут ли с него брать налог на доходы, как с лиц-нерезидентов, то есть не 13%, а 30%?

Ответ: по Налоговому кодексу РФ ставка налога на доходы физических лиц зависит от срока фактического пребывания человека на территории России в течение каждого календарного года. 13%-ный налог платят налоговые резиденты - это лица, которые «фактически находятся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяц ев» (пункт 2 статьи 207 НК РФ ). При этом период нахождения в РФ не прерывается на время, когда человек выезжает за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

На практике срок пребывания в России подтверждается, как правило, регистрацией по месту пребывания либо регистрацией по месту жительства.

При переезде на ПМЖ за границу российское законодательство не запрещает сохранять гражданство даже при приобретении нового иностранного. Однако, при этом и сохранение гражданства для безвизовых, в том числе краткосрочных визитов на Родину, может иметь следствием соблюдение ряда обязательств по законам РФ.

Юристы DOCTOR DOMUS™ расскажут, почему их лучше не выпускать из виду.

Нововведения и нюансы

Наши сограждане, покидающие Родину, не всегда знают о том, что без снятия с регистрационного учета по месту жительства в России они становятся обязанными поставить в известность российскую миграционную службу о наличии ВНЖ за рубежом или иностранного гражданства.

Но основная проблема заключается в том, что в России до сих пор действует такой рудимент российского права, как ФЗ N 173 «О валютном регулировании и валютном контроле», который способен доставить ряд неудобств. В настоящее время на нарушителя его положений налагаются существенные штрафы – даже при входящей в действие президентской программе, сутью которой является добровольное декларирование активов физическими лицами (т.н., амнистия капитала), даже несмотря на обсуждаемый в Думе закон, предполагающий изменения, согласно которым от штрафов за валютные правонарушения и совершение незаконных валютных операций можно получить абсолютное освобождение на момент сдачи в налоговую инспекцию специальной декларации!

Таким образом, несмотря на благие инициативы, они не могут быть интересны тем, кто не оставляет связей с Родиной. Что же следует предпринять?

Валютный резидент: законные игры

Немного терминологии. Так, налоговый кодекс РФ определяет налоговых резидентов как физических лиц, находящихся более 183 календарных дней в России. Это время должно быть использовано для уплаты подоходного налога из российских источников, а так же исполнения анти-оффшорных требований.

Валютными же резидентами закон определяет таковых российских граждан, которые, в том числе, не менее одного года проживают за границей, имеют выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывают в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года, или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.

При этом, как ни парадоксально, закон не определяет, что же означает постоянное проживание за границей. Юристам предлагается воспользоваться интерпретацией миграционного законодательства, где указано, что, если гражданин не выписан или же не снялся с регистрации по месту жительства в Российской Федерации, то он, предположительно, не может проживать за границей постоянно. Это допущение, в условиях современных реалий, не является справедливым, так как в данном варианте должны приниматься во внимание отметки российской пограничной службы о пересечении государственной границы в паспорте гражданина.

Так же проблемой в трактовке закона можно назвать нюанс, который не устанавливает требование о непрерывном пребывании российского гражданина за границей на срок не менее одного года для получения им статуса валютного нерезидента с прекращением для него соответствующих обязанностей по Закону. Лежит на поверхности тот факт, что для гражданина РФ, пребывающего за границей долговременно либо на ПМЖ, может оказаться надобностью совершить краткосрочные поездки на Родину, желательно, без возникновения у него статуса валютного резидента.

Однако в такой ситуации мы снова вынуждены обращаться к миграционному законодательству России! Например, при возвращении в Россию на постоянное место жительства, необходимо, согласно правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в течение 7 дней встать на учет в территориальном органе Федеральной миграционной службы по месту нахождения жилья. По всей видимости, только это действие и позволяет считать россиянина снова приобретшим статус валютного резидента со всеми вновь возникающими обязательствами.

Продолжение читайте в статье

13.08.2014 10:30

Отныне российские граждане, имеющие второе гражданство или вид на жительство, обязаны лично уведомлять об этом Федеральную миграционную службу. Что для этого нужно? Сообщество Russians in the City (RIC), объединяющее финансистов и юристов из России, живущих в Лондоне, по просьбе Finparty подготовило разъяснения.

С 4 августа в России действует закон , который обязывает граждан сообщать уполномоченному органу о наличии у них второго гражданства, вида на жительство или другого документа, дающего право постоянного проживания за рубежом. Сообщать нужно в письменной форме — подачей документов при личном обращении или путем отправки их Почтой России. Тем, кто трудится за рубежом, придется совершить для этого поездку на родину.

Все последние недели многочисленные выходцы из России, живущие в британской столице, обсуждали последствия этого закона. Попытаемся ответить на самые распространенные вопросы. Итак, согласно закону гражданин РФ, имеющий на день его вступления в силу:

1) гражданство (подданство) иностранного государства либо

2) вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве,

обязан в течение 60 дней (то есть до 4 октября 2014-го года) подать в территориальный орган Федеральной миграционной службы (ФМС) по месту своего жительства или пребывания в России соответствующее письменное уведомление. От ФМС не поступило четких разъяснений, что именно считать видом на жительство и в каких случаях. Например, нужно ли рассматривать в качестве такового трехлетнее разрешение на работу в Великобритании, полученное по программе Tier 1.

Известно, что видом на жительство не признаются студенческие визы. Что же касается рабочих виз, здесь в общем случае нужно руководствоваться законодательством выдавшей их страны. При этом ФМС уточнила, что вид на жительство сроком более одного года попадает под действие закона, вид на жительство на основании политического убежища - тоже. Если россиянин получит иное гражданство или вид на жительство после вступления закона в силу, то об этом также необходимо будет уведомить службу в течение 60 дней.

Неисполнение указанной обязанности может повлечь за собой уголовную ответственность. Статья 330.2 Уголовного кодекса РФ предполагает за это штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательные работы на срок до 400 часов. За несвоевременное или недостоверное уведомление ФМС устанавливается административный штраф - от 500 до 1 000 рублей.

С 5-го августа вступил в силу приказ ФМС №450 от 28 июля 2014 г. о порядке подачи уведомлений о наличии второго гражданства и вида на жительство. Соответственно, утверждена и форма такого уведомления. По нашему мнению, отдельные положения закона и подзаконных актов содержат неточные формулировки, поэтому практика их применения будет нарабатываться по мере набивания шишек первопроходцами. Есть понимание, что в будущем ФМС может внести в приказ изменения.

Уведомление следует подавать лично на территории РФ. В нем необходимо указать все имеющиеся виды на жительство и гражданства. Следует помнить, что истечение срока действия паспорта не означает автоматического прекращения гражданства: для этого, как правило, надо пройти специальную процедуру. При этом между Россией и некоторыми странами предусмотрен обмен информацией по вопросам гражданства и вида на жительство (соглашения об обмене информацией подписаны с Белоруссией и Арменией, о двойном гражданстве - с Туркменистаном и Таджикистаном). Список таких стран будет расширяться, поэтому шансы на то, что в будущем необходимая информация будет поступать в ФМС автоматически, без участия граждан, сохраняются.

Нет необходимости перегружать уведомление избыточными данными. Достаточно перечислить гражданства, указать, когда примерно они получены, а также что служило основанием для их выдачи. Если основание позабыто, можно так и написать. Это не так критично, как умолчать о самом наличии иного гражданства или вида на жительство.

Как применяется закон к гражданам РФ, постоянно проживающим за границей?

Как действовать тем, кто проживает в России, понятно. А вот как быть живущим за рубежом? Многие российские консульства разместили на сайтах рекомендации. Однако, насколько известно, типовые разъяснения ФМС не рассылала, поэтому советы могут отличаться друг от друга. Консульский отдел посольства России в Лондоне также ожидает более подробной информации напрямую от ФМС, она может появиться в течение двух ближайших недель. Рекомендуем проверять обновления на сайте посольства. Для незнатоков: не пытайтесь искать консульскую информацию на англоязычной версии сайта, «секретные» сообщения для россиян публикуются на русском языке.

ФМС считает, что доказательством постоянного проживания гражданина РФ за границей является его снятие с регистрации в России. А наличие регистрации будет расцениваться как свидетельство временного (не постоянного) пребывания вне страны. Таким образом, всем гражданам, сохранившим регистрацию/прописку в РФ, необходимо подавать уведомление. При этом не забудьте уведомить службу, если ваши дети имеют иное гражданство или вид на жительство. Ответственность за несовершеннолетних несут их родители, а потенциальный штраф за нарушение закона может равняться вашему годовому доходу, помноженному на количество детей.

Надо ли срочно ехать в Россию, чтобы подать уведомление?

Поскольку предусматривается личная подача заявления, граждане, проживающие за рубежом, должны приехать в Россию и подать его по месту регистрации/прописки.

Есть вариант подачи уведомления по почте, но только Почтой России. Ее сотрудник штемпелем удостоверит, что он сверил вашу подпись с подписью в российском паспорте и сделал опись приложенных документов. Если вы прописаны, скажем, в Хабаровске, а в командировке будете в Москве, то вы сможете отправить оттуда уведомление, приложив к нему копию иностранного паспорта или документа, дающего вид на жительство.

Хотя срок для отправки уведомлений истекает 4 октября, по информации ФМС сделать это можно будет и позже. При этом, чтобы не попасть под штраф, нужно будет приложить к документам подтверждение того, что в период с 5 августа по 4 октября и до первого въезда в РФ вы не находились на территории России. Таким подтверждением может быть копия паспорта со штампом о въезде в РФ.

Соответственно, проживающие за рубежом граждане должны решить все вопросы, связанные с уведомлением, во время ближайшего приезда в РФ. Если этого не сделать, то высоки будут шансы попасть под штрафы и разбирательства с соответствующими органами о несвоевременном уведомлении, причем объясняться с ними будет сложно. Имеет смысл запланировать два-три дополнительных дня для решения этих проблем.