Какое поведение человека называют социальным. Поведение социальное

П. человека (Поведение), которое формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер. П. как таковое представляет собой совокупность внешне наблюдаемых поступков и действий отдельных индивидов и их групп, их определенную направленность и последовательность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, социальных групп, социальных общностей или всего общества. В П. проявляются социальные качества человека, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, характера, его потребности, убеждения, взгляды, вкусы, формируется и реализуется его отношение к окружающей природной и социальной действительности, к другим людям и к самому себе.

Социология исследует и интерпретирует П. прежде всего в терминах деятельности, общения, вознаграждения, ценности и потребности. Человек испытывает потребность в общении и совместной деятельности с другими людьми, он хочет быть любимым, уважаемым, справедливо оцениваемым и вознагражденным за свои поступки. В своем П. люди взаимодействуют друг с другом, оценивают друг друга и стремятся влиять на своих партнеров по общению.

Микросоциология ищет причины и устанавливает особенности человеческого П. во взаимодействии между личностью и другими людьми прежде всего в малых группах - семья, трудовой коллектив, группа сверстников и т.д. Макросоциология исследует П. главным образом в процессах взаимодействия крупномасштабных социальных общностей - этносов, наций, государств, социальных институтов и т.п. Однако в конкретном социальном контексте взаимодействия нередко сочетаются элементы обоих этих уровней социологического анализа П. Так, например, повседневное П. и взаимодействие между членами семьи осуществляется на микроуровне. В то же время семья как специфическая социальная общность является социальным институтом, изучаемым на макроуровне, поскольку она связана с системой социальных взаимодействий между классами и слоями общества, с рынком рабочей силы, с системой социальной политики, с образованием, здравоохранением, культурой.

В рамках микросоциологического и психологического анализа П. наибольшую известность приобрел бихевиористский подход (наиболее крупные представители - Э. Торндайк, Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скиннер и др.). Его исходной предпосылкой служит признание взаимовлияния П. (behaviour - П.) человека и событий, происходящих в его окружении, связи поступков с тем, что происходит до и после них, а также влияния на П. непредвиденных обстоятельств. Здесь широко используется понятие вероятности для описания связи между изучаемым П. и его предпосылками и последствиями. Считается, что П. базируется на трех различных формах реакции человека на окружающую среду. Они таковы: 1) эмоциональная, или аффективная, основанная на чувствах и эмоциях; 2) компетентная, или когнитивная, базирующаяся на знании и размышлении; 3) прямое открытое реагирование по механизму: стимул - реакция.

Знание особенностей действия каждого звена этой трехкомпонентной структуры, считает Б. Скиннер, дает возможность сделать П. человека предсказуемым, поскольку именно эти звенья представляют собой социально-психологические механизмы влияния социального окружения на поведенческие акты. Именно такой подход, пишет он, дает возможность понять, что "личность ответственна за свое П. не только в том смысле, что она может быть осуждена или наказана в случае, если ведет себя дурно, но также и в том смысле, что ей можно доверять и восхищаться ее достижениями". При таком подходе раскрывается решающая "избирательная роль окружения в оформлении и поддержании П. индивида, а это дает возможность смоделировать П. человека в определенных условиях, т.е. разработать и применить на практике технологию поведения".

В теоретической части бихевиористских исследований П. основное внимание сосредоточенно на признании того, что внешние переменные, т.е. поведенческие реакции, определяемые и контролируемые влиянием социального окружения, имеют приоритет над внутриличностными процессами - мыслями, чувствами и аффектами. Бихевиористы уделяют первоочередное внимание определению ресурсов личности и ее окружения, которые способны обеспечить достижение желаемых результатов. Анализ сосредоточен на конкретных видах П. в реальной жизненной обстановке - в семье, в классе, вагоне метро, купе поезда и т.п. - и его функциях, органически связанных с факторами окружения, которые изучаются по изменениям, наблюдаемым до и после реализации действия. В своем прикладном спектре бихевиористские исследования зарекомендовали себя в разработке методик управления П. учеников в классе, совершенствования способностей индивидов, отстающих в развитии, а также в лечении приступов депрессии, тревожности, гнева и др. Бихевиористы считают, что символические процессы - подражание, косвенное усвоение и предвосхищение последствий - являются существенными компонентами процесса социального обучения.

Большое внимание исследованию П.С. уделяется в социологической теории обмена, одним из основных авторов которой является американский социолог и социальный психолог Дж. Хоманс. Исходной единицей социологического анализа Хоманс считает "элементарное социальное П.", т.е. непосредственный обмен поведенческими актами между двумя, тремя и т.д. индивидами. Описывая социальное П. как универсальный обмен, он формулирует четыре принципа межиндивидуального взаимодействия. Первый из них гласит: чем чаще и больше вознаграждается определенный тип П., тем охотнее и чаще он повторяется индивидами - будь это в бизнесе, спорте или рыбной ловле. Согласно второму принципу, если вознаграждение за определенные типы П. зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия. В соответствии с третьим принципом, когда вознаграждение за определенное П. велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения. И, наконец, четвертый принцип утверждает: когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Таким образом, в хомансовской концепции П.С. и взаимодействие индивидов предстает как система обменов поведенческими актами, посредством которых "они санкционируют друг друга, т.е. один вознаграждает или наказывает действия другого". Такая система действительно нередко реализуется во взаимодействиях людей друг с другом, в частности, в области бизнеса. Но в целом П. людей более многогранно, чем предполагает теория обмена. В области исследовательской деятельности, художественного творчества, в отношениях дружбы, любви и т.д. П. людей отнюдь не сводится к уравновешиванию затрат и вознаграждений, ибо все это и многое другое в человеческой жизни не имеет стоимостного характера, определяемого обменом товаров и услуг на другие товары и услуги.

Значительный вклад в социологическое изучение П. людей внесла теория символического взаимодействия, развитая главным образом в трудах американских социологов Ч. Кули и Дж. Мида.

Ч. Кули ввел в социологию различение первичных групп (сам этот термин был введен в социологию именно им) и вторичных общественных институтов. Первичные группы (семья, компания сверстников, соседство, местная община), считал он, являются основными социальными ячейками, в которых происходит формирование личности, ее социализация, а П. индивидов характеризуется тесными интимными, личностными, неформальными связями и взаимодействиями. "Первичные группы, - отмечал он, - первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства, а также в том смысле, что они не изменяются в такой же степени, как более сложные отношения, но образуют сравнительно неизменный источник, из которого постоянно рождаются эти последние". Кули предложил специфический термин "зеркальное Я", согласно которому в процессе П., особенно во взаимодействии с другими, люди смотрят на себя как бы со стороны, глазами другого человека, т.е. "смотрят на себя в зеркало". В поведенческих актах люди служат друг другу своеобразными зеркалами, поэтому наше представление о себе во многом зависит от наших отношений с другими индивидами.

Дж. Мид продвинул предложенный Ч. Кули поведенческий анализ социального взаимодействия значительно дальше. Он отрицал, что П. людей - это пассивная реакция на вознаграждение и наказание, и рассматривал человеческие поступки как П.С., основанное на коммуникации. По его утверждению, человек реагирует не только на поступки других людей, но и на их намерения. Он разгадывает значение поступка другого человека прежде, чем ответить на него. Но чтобы сделать это, говорит Мид, необходимо поставить себя на место собеседника или партнера, "принять роль другого". Когда же мы придаем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятие, оценка, действие или предмет в нашем взаимодействии с другими людьми символизируют или выражают смысл другого действия, другого предмета или понятия. Поднятая рука может символизировать приветствие, просьбу остановить автомобиль или намерение нанести удар другому человеку. Только поняв значение данного жеста, его смысл, мы можем правильно на него реагировать: пожать руку другому человеку, остановить автомобиль, уклониться от удара или нанести ответный удар.

Итак, чтобы наше П. стало адекватным ситуации, мы должны приобрести определенные умения и навыки, прежде всего научиться понимать и использовать символы. Исходя из этого, Мид выделил два основных компонента поведенческого взаимодействия у людей в процессе их социализации: ум (мнение) и Я-сам. Чтобы стать самими собой, т.е. социализироваться как личности, и научиться правильно взаимодействовать с другими людьми, мы должны научиться понимать символы и уметь использовать символы в своем П. Через долгий опыт наблюдения за реакцией других на то, что мы делаем, мы получаем не только понятие о том, что мы собой представляем, но получаем умение поставить себя на место другого.

Мид отмечал, что пока дети не способны "принять роль другого", они не могут принять эффективного участия в большинстве игр. Чтобы научиться играть в мяч, например, в футболе, ребенок должен ставить себя "во все роли, участвующие в игре, и совершать свои действия в согласии с другими". Когда вы проходите мимо футбольного поля, где играют маленькие дети, обратите внимание, что они стараются толпиться вокруг мяча. Каждый ребенок стремится получить мяч и никто не хочет передать его другому или получить передачу. Детям необходимо время, чтобы научиться брать на себя роль другого - понять, что когда Том получит мяч, я приму передачу, а Джордж перебежит на другую сторону поля, и я передал ему мяч и т.д., что только в таком случае получится настоящая игра. Следовательно, каждый ребенок, участвующий в игре, должен знать, что собирается делать любой другой игрок, чтобы выполнить свою собственную роль. Он должен принять на себя все эти роли. Сама же игра организована так, чтобы "установки одного индивида вызвали соответствующие установки другого".

Согласно концепции Мида, мы развиваем себя и свое П. через взаимодействие с другими, но мы не превратимся в умелых во взаимодействии, пока не разовьем самих себя. От процесса взаимодействия друг с другом мы переходим к модели многократных взаимодействий с определенными группами людей. Благодаря этому каждый из нас приспосабливает свои поступки, свое П. к ожиданиям и действиям других людей в соответствии с их значениями для нас. Исходя из того, что П. человека во взаимодействии с другими людьми представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают посредством понимания символов намерения друг друга, один из учеников и последователей Дж. Мида - Г. Блумер назвал в 1969 рассматриваемую социологическую концепцию П. символическим интеракционизмом.

Серьезное внимание социологическому анализу П.С. уделяют П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф и другие известные социологи. П. Сорокин, в частности сравнивал человеческое общество с волнующимся морем, в котором отдельные люди, подобно волнам, своим П. действуют на окружение себе подобных, обмениваются с ними идеями, художественными образами, волевыми импульсами и т.д. Нельзя себе представить повседневное П. людей, считал он, без взаимного обмена чувствами. П. каждого из нас представляет собой непрерывный процесс взаимодействия между нами и другими людьми на основе дружбы, любви, сострадания, вражды, ненависти и т.п. Без этого не бывает П. ни в коммерции, ни в хозяйственной, ни в научной, ни в благотворительной, ни в какой иной сфере деятельности.

Т. Парсонс исследовал П. людей как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой "системой взаимных ожиданий" в том смысле, что их поступки ориентированы на определенные ожидания партнера. В результате социального взаимодействия, подчеркивал Парсонс, складывается специфическая структура "потребностных диспозиций деятеля (актора) и других, включенных в систему социального взаимодействия с ним". На П. человека оказывает формирующее взаимодействие не только система ожиданий его партнеров по взаимодействию, но и нормы, ценности культуры, господствующие в обществе. Именно "наиболее общие культурные образцы", выступающие в виде идей, идеалов, ценностей и т.п., придают, по утверждению Парсонса, согласованность нормам П., приписываемым ролевым статусам, точнее говоря, "типам ролей в социальной системе". Если принять во внимание этот принципиальный тезис, то станет ясно, почему Парсонс предпочитал термин "действие" термину "П.": ведь его как социального теоретика интересовали прежде всего "не физическая событийность поведения сама по себе, но его образец, смыслосодержащие продукты действия (физические, культурные и др.), от простых орудий до произведений искусства, а также механизмы и процессы, контролирующие этот образец".

Если же от этих типичных образцов перейти к более конкретному уровню социологического анализа, то в концепции Парсонса выделяются два основных компонента. Это, во-первых сами поведенческие акты, совершаемые человеком в определенной ситуации при взаимодействии с другими людьми, и, во-вторых, ситуационное окружение, в котором совершается П. и от которого оно зависит. Если говорить о первом из них, самыми существенными его сторонами являются биологический организм, выступающий в качестве биологических характеристик, составляющих видовое отличие homo sapiens, а также культурные системы, в которые включается человек и благодаря которым он обретает социальный опыт и реализует его в своем П. Именно культурная система создает институционализированные образцы П., давая тем самым критерий правильности или неправильности тех или иных поступков индивида. Под этим углом зрения Парсонсом анализируются тенденции развития молодежной субкультуры, в соответствии с предписаниями которой ценности и нормы, господствующие в обществе, не являются более ясными указателями должного П. молодых людей или теряют свою значимость для них. Центральное место в регулировании П. юношества в такой социальной ситуации уже играет не семья или школа, а "группа ровесников". Молодежные субкультуры, согласно Парсонсу, выполняют, одновременно позитивные и деструктивные функции. С одной стороны, они ниспровергают традиционные ценности, отрывая молодежь от семьи и взрослых, а с другой, являются средством трансформации старых ценностных систем, утверждения новых ценностей, оказывающих индивиду социальную поддержку в его П. и взаимодействии со сверстниками в течении длительного времени - от момента "выпадения" из семьи родителей и до создания собственной. Взаимопереплетение этих двух функций порождает в молодежной среде внутренние (между разными молодежными группами) и внешние (со взрослым социальным окружением) конфликты.

Итак, уже в концепции Т. Парсонса уделено большое внимание выяснению значимости "ролевых статусов" в П. индивидов. Однако более обстоятельно значение социальной роли как нормативно одобряемого способа П., обязательного для индивида и становящегося вследствие этого решающей характеристикой его личности, исследовано в так называемой теории ролей, разработанной Р. Линтоном, А. Радклиф-Брауном и другими социологами. Согласно Линтону, понятие роли относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы социального П. Каждый конкретный индивид может выступать во взаимодействии с другими индивидами во множестве ролей. Например, один и тот же человек может являться одновременно - губернатором штата Техас, членом республиканской партии, отцом семейства, игроком в гольф и т.д., выполняя в различных ситуациях различные роли. Поэтому социальная роль, взятая в отдельности, есть только отдельный компонент целостного П. человека. Совокупность же таких ролей выступает в качестве динамического аспекта социального статуса, т.е. позиции, занимаемой индивидом в социальной структуре общества. Общество через действующую в нем нормативную систему навязывает индивиду определенные социальные роли, но их принятие, исполнение либо отвержение во многом зависят от его личностного выбора, от социальной позиции, а это противоречивое взаимодействие (норм общества и личностных ориентаций) всегда накладывает отпечаток на реальное П. человека.

И парсоновская теория социального действия, и ролевая теория вплотную подводят к проблеме нормативности и ненормативности (антинормативности) П.С. И в первом, и во втором случае П. рассматривается преимущественно как нормативно регулируемое на основе общепринятых норм П. Однако нередки случаи, когда те или иные индивиды в своем П. сознательно или неосознанно уклоняются от предписываемых обществом норм, игнорируют их либо преднамеренно их нарушают. Те виды П., которые соответствуют общепринятым в обществе нормам, обычно характеризуют как "нормальные", те же, которые в той или иной мере расходятся с ними, называют отклоняющимся (от норм) либо девиантным П. . Под последним понимается не только правонарушение, но и любое П., нарушающее господствующие в данном обществе правила и нормы. Девиация чрезвычайно многолика. К ее различным проявлениям относятся и алкоголизм, и наркомания, и проституция, и рэкет, и коррупция, и подделка банкнот, и измена Родине, и убийство, и самоубийство, и многое, многое другое. Можно ли считать, что у всей этой обширной и многоликой области социального П. есть что-то общее? Да, можно, общее у них есть то, что все эти и многие другие формы П. отклоняются от принятых в обществе норм, нарушают эти нормы либо просто отвергают их. В этом и проявляется их ненормативность либо антинормативность.

Итак, девиантное П. определяется соответствием или несоответствием тех или иных поступков социальным нормам и ожиданиям. Однако критерии определения П. как девиантного неоднозначны и часто вызывают разногласия и споры. Существует довольно сложная проблема относительно того, что считать девиантным П., и граница между нормой и отклонением от нее может быть достаточно размытой, передвигаемой то в одну, то в другую сторону в зависимости от позиции того, кто дает оценку тому или другому поведенческому акту. С точки зрения религии или морали, девиантный поступок - олицетворение зла, с точки зрения медицины - болезнь, а с точки зрения права - нарушение закона, беззаконие.

Как сами нормы, так и П., отклоняющееся от них, не являются однородными, а существенно отличаются по своей социальной значимости. Если нарушаются моральные нормы, существующие в обществе обычаи, традиции, правила общежития, то эти нарушения называются асоциальным П. (антиобщественные поступки). Для этих форм П. характерна небольшая степень общественной опасности, которую целесообразно назвать общественной вредностью. Если же нарушаются не только моральные, но и правовые нормы, то мы имеем дело с противоправным П., к которому относятся хулиганство, хищения и другие преступления.

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом, и, во-вторых, от типа нарушаемых норм, можно различать следующие основные виды отклоняющегося П.

1. Деструктивное П., причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам, - накопительство, конформизм, мазохизм и др.

2. Асоциальное П., причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи и др.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3. Противоправное П., представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Развивая основные положения социологической теории аномии, Р. Мертон подчеркивал, что основной причиной отклоняющегося П. является конфликт между системой культуры, культурными целями, диктуемыми обществом, с одной стороны, и социально одобряемыми средствами их достижения. По его мнению, современное американское общество в огромных масштабах порождает у людей самого различного социального положения такое противоречие между внушаемыми им господствующей культурой стремлениями и законно достижимыми, что это приводит к резкому снижению эффективности действия социальных норм и институтов, регулирующих П. людей, а в конечном счете - к отрицанию авторитета норм и к всевозможным отклонениям от них.

Поскольку люди являются существами социальными, важнейшее значение в их жизнедеятельности имеют различные виды коллективного П. Самое серьезное внимание социологическому анализу коллективного П. уделяли такие известные социологи, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс, Т. Парсонс, Г. Блумер и др.

К. Маркс, в частности, подчеркивал, что "одним из природных условий производства (т.е. деятельности, направленной на производство необходимых для жизни предметов) для живого индивида является его принадлежность к какому-либо естественно сложившемуся коллективу: племена и т.п. Его собственное производительное существование возможно только при этом условии". Только в коллективном П., считал он, формируется язык как средство общения между людьми, формируется и сама индивидуальность каждого из членов коллектива. Более того, утверждал К. Маркс, "только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода".

Т. Парсонс, придавая огромное значение индивидуальному П. личности, тем не менее подчеркивал, что это П. состоит не только из реакций на определенные стимулы социальной ситуации, но также из совокупности определенного П. других индивидов, включенных в систему некоторой коллективной организации. Поэтому "индивиды осуществляют социетально важные функции в коллективе в качестве его членов". А отсюда вытекает, что "функционирование коллективной организации связано в первую очередь - с реальным достижением целей в интересах социальной системы". Воплощая в индивидуальном П. свои интересы и потребности, личность в социальной системе включается в сложную и многогранную сеть коллективного П. и "производит какие-то услуги в некотором контексте коллективной организации. В результате долгого эволюционного процесса в современных обществах эти услуги институционализируются в основном в виде профессиональной роли в рамках специфики функционирующего коллектива или бюрократической организации".

Обобщая многочисленные и разнообразные социологические исследования коллективного П., Г. Блумер счел необходимым даже выделить изучение этого феномена в отдельный раздел социологии. Такой высокий статус данному феномену по его мнению, надлежит придать потому, что "исследователь коллективного поведения стремится к пониманию условий возникновения нового социального строя, так как его появление равнозначно возникновению новых форм коллективного поведения".

С точки зрения такого именно подхода "практически всякая групповая активность, - утверждал Г. Блумер, - может мыслиться как коллективное поведение. Групповая активность означает, что индивиды действуют вместе определенным образом, что между ними существует некое разделение труда и что налицо определенное взаимное приспособление различных линий индивидуального поведения. В этом смысле групповая активность является коллективным делом". Отмечая чрезвычайно широкую распространенность различных форм коллективного П., он утверждает, что когда социолог изучает обычаи, предания, игровые традиции, нравы, институты и социальную организацию, он имеет дело с социальными правилами и социальными детерминантами, посредством которых организуется коллективное П. Особенно важное значение, по мнению Г. Блумера (и здесь он вполне согласен с К. Марксом), имеют социальные движения, которые следует рассматривать как "коллективные предприятия, нацеленные на установление нового строя жизни". Охарактеризовав различные типы социальных движений, в том числе религиозных, реформистских, националистических, революционных, он особенно подчеркивает, что "при изучении коллективного поведения мы касаемся процесса построения того или иного социального строя". Именно этими особенностями и определяется роль различных типов коллективного П. в формировании общества, в возникновении нового социального строя, следовательно, более высокоразвитых социальных систем.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

Два человека могут быть заняты одинаковой деятельностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.



Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие «социальное поведение».

Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

Существует много видов так называемого социального поведения, важнейшие из которых: массовое; групповое; просоциальное; антисоциальное; помогающее; конкурентное; девиантное (отклоняющееся); противоправное.

Примеры:

антисоциальное:
1) Ученик 11 а класса сидит на последний парте все время, не общаясь ни с кем из учеников.
2)
Драка учеников 11 а класса.
конкурентное: среди учеников 11 а класса провели соревнования, поведение учеников является конкурентным.
помогающее: ученица 11 а класса, не понимая тему по физике, попросила свою подругу, также ученицу 11 а класса, объяснить ей материал. поведение этой подруги является помогающим.
девиантное: ученик 11 а класса Вася Пупкин, не отрываясь от компьютера целый день, играет в CS, эта зависимость именуется Гемблинг (игровая зависимость) - форма девиантного поведения.


Массовое поведение активность масс, не имеющая определенной цели и организованности , например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п.

Групповое поведение – совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.

Просоциальное поведение – поведение человека, в основе которого лежат просоциальные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки.


Пример:

Создание благотворительных фондов.

Человек, сидящий на диване, увидел рекламу. В ней говорилось о том, что нужно отправить SMS, и деньги, вырученные с SMS, пойдут на помощь детям.

В последние годы особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения:

– связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды между людьми;

– связанные со стремлением добиваться успеха и власти;

– связанные с уверенностью или неуверенностью в себе.

В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.


Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.


Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о социальном поведении?

А. Социальное поведение проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей.

Б. Социальное поведение основывается на принятых в обществе образцах, к которым относятся нравы и обычаи.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3.

Девиантное поведение

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Девиант - индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Классификация девиантного поведения

Определение «Девиантного поведения» согласно разным наукам:

Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.

Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействии: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:

1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.

«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

- «преддевиантный синдром» - комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

  • аффективный тип поведения;
  • семейные конфликты ;
  • агрессивный тип поведения;
  • ранние антисоциальные формы поведения;
  • отрицательное отношение к учебе;
  • низкий уровень интеллекта.

Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:

1) социально-психологическая:

Антидисциплинарное поведение;

Асоциальное;

Противоправное;

Аутоагрессивное.

2) клинико-психопатологическая:

Патологические;

Непатологические девиации.

3) личностно-динамическая.

Понятие «поведение» пришло в социологию из психологии. Смысл термина «поведение» иной, отличающийся от смысла таких традиционно философских понятий, как действие и деятельность. Если под действием понимается рационально обоснованный поступок, имеющий ясную цель, стратегию, выполняющийся с привлечением конкретных осознанных методов и средств, то поведение — это всего лишь реакция живого существа на внешние и внутренние изменения. Такая реакция может быть и осознанной, и неосознанной. Так, чисто эмоциональные реакции — смех, плач — также являются поведением.

Социальное поведение - это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.

Если абстрагироваться от чисто психологических факторов и рассуждать на социальном уровне, то поведение индивида определяется прежде всего социализацией. Тот минимум врожденных инстинктов, которым обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени — от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей.

Кроме того, социальное поведение индивидов регламентируется социальной структурой, в частности ролевой структурой общества.

Социальная норма поведения — это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям. Благодаря существованию статусных ожиданий общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид — координировать свое поведение с принятым обществом идеальным образцом, или моделью. Социальное поведение, соответствующее статусным ожиданиям, американский социолог Р. Линтон определяет как социальную роль. Такая интерпретация социального поведения ближе всего к функционализму, поскольку объясняет поведение как феномен, детерминированный социальной структурой. Р. Мертон ввел категорию «ролевого комплекса» — системы ролевых ожиданий, определяемых данным статусом, а также понятие ролевого конфликта, возникающего тогда, когда ролевые ожидания занимаемых субъектом статусов несовместимы и не могут реализоваться в каком-то едином социально приемлемом поведении.

Функционалистское понимание социального поведения подвергалось ожесточенной критике со стороны прежде всего представителей социального бихевиоризма, считавших, что надо строить исследование поведенческих процессов на базе достижений современной психологии. Насколько психологические моменты действительно упускались из виду ролевой интерпретацией повеления, следует из того факта, что Н. Камерон попытайся обосновать идею ролевой детерминированности психических расстройств, полагая, что психическое заболевание — это неправильное исполнение своих социальных ролей и результат неспособности больного исполнять их так, как это нужно обществу. Бихевиористы утверждали, что во времена Э. Дюркгейма успехи психологии были незначительны и поэтому функционал истекая парадигма отвечала требованиям времени, но в XX в., когда психология достигла высокого уровня развития, нельзя игнорировать ее данных, рассматривая человеческое поведение.

Формы социального поведения человека

Люди по-разному ведут себя в той или иной социальной ситуации, в той или иной социальной среде. Например, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют массовые столкновения. Эти различные действия акторов социального взаимодействия можно определить как социальное поведение. Следовательно, социальное поведение -это форма и способ проявления социальными акторами своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии. Поэтому социальное поведение можно рассматривать как качественную характеристику социального действия и взаимодействия.

В социологии социальное поведение трактуется как: о поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм; о внешнее проявление деятельности, форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам; о приспособление человека к социальным условиям своего существования.

Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа социального поведения — естественное и ритуальное, различия между которыми имеют принципиальный характер.

«Естественное» поведение , индивидуально-значимое и эгоцентричное, всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно этим целям. Поэтому перед индивидом не стоит вопрос о соответствии целей и средств социального поведения: цель может и должна быть достигнута любыми средствами. «Естественное» поведение индивида социапьно не регламентируется, поэтому оно, как правило, аморально или «бесцеремонно». Такое социальное поведение носит «натуральный», природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей. В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение «запрещено», поэтому оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов.

Ритуальное поведение («церемонное») — индивидуально-неестественное поведение; благодаря именно такому поведению общество существует и воспроизводится. Ритуал во всем многообразии форм — от этикета до церемонии — настолько глубоко пронизывает всю социальную жизнь, что люди не замечают, что они живут в поле ритуальных взаимодействий. Ритуальное социальное поведение является средством обеспечения стабильности социальной системы, и индивид, реализующий различные формы такого поведения, участвует в обеспечении социальной устойчивости социальных структур и взаимодействий. Благодаря ритуальному поведению человек достигает социального благополучия, постоянно убеждаясь в незыблемости своего социального статуса и сохранении привычного набора социальных ролей.

Общество заинтересовано в том, чтобы социальное поведение индивидов носило ритуальный характер, но общество не может отменить «естественного» эгоцентричного социального поведения, которое, будучи адекватным по целям и неразборчивым в средствах, всегда оказывается более выгодным для индивида, нежели «ритуальное» поведение. Поэтому общество стремится преобразовать формы «натурального» социального поведения в различные формы ритуального социального поведения, в том числе через механизмы социализации с использованием социальной поддержки, контроля и наказания.

На сохранение и поддержание общественных отношений и в конечном счете на выживание человека как homo sapiens (человека разумного) направлены такие формы социального поведения, как:

  • кооперативное поведение, включающее в себя все формы альтруистического поведения — помощь друг другу во время природных катаклизмов и технологических катастроф, помощь маленьким детям и пожилым, помощь последующим поколениям посредством передачи знаний и опыта;
  • родительское поведение — поведение родителей по отношению к потомству.

Агрессивное поведение представлено во всех своих проявлениях, как групповых, так и индивидуальных — начиная от вербальных оскорблений другого человека и заканчивая массовыми истреблениями во время войн.

Концепции человеческого поведения

Человеческое поведение исследуется многими направлениями психологии — в бихевиоризме, психоанализе, когнитивной психологии и др. Термин «поведение» выступает одним из ключевых в экзистенциальной философии и применяется при исследовании отношения человека к миру. Методологические возможности этого понятия обусловлены тем, что оно позволяет выявить несознаваемые устойчивые структуры личности или существования человека в мире. Среди психологических концепций человеческого поведения, оказавших большое влияние на социологию и социальную психологию, следует назвать прежде всего психоаналитические направления, развитые 3. Фрейдом, К. Г. Юнгом, А. Адлером.

Представления Фрейда основываются на том, что поведение индивида формируется в результате сложного взаимодействия уровней его личности. Таких уровней Фрейд выделяет три: низший уровень образуют бессознательные импульсы и побуждения, определяемые врожденными биологическими потребностями и комплексами, сформировавшимися под влиянием индивидуальной истории субъекта. Этот уровень Фрейд называет Оно (Ид), чтобы показать его отдельность от сознательного Я индивида, образующего второй уровень его психики. Сознательное Я включает в себя рациональное целеполагание и ответственность за свои действия. Высший уровень составляет Сверх-Я — то, что мы назвали бы результатом социализации. Это совокупность интериоризованных индивидом социальных норм и ценностей, оказывающая на него внутреннее давление с тем, чтобы вытеснить из сознания нежелательные для общества (запретные) импульсы и влечения и не дать им реализоваться. По мнению Фрейда, личность любого человека — это непрекращающаяся борьба Оно и Сверх-Я, расшатывающая психику и приводящая к неврозам. Индивидуальное поведение всецело обусловлено этой борьбой и полностью ею объясняется, поскольку представляет собой всего лишь ее символическое отражение. Такими символами могут быть образы сновидений, описки, оговорки, навязчивые состояния и страхи.

Концепция К. Г. Юнга расширяет и видоизменяет учение Фрейда, включая в сферу бессознательного не только индивидуальные комплексы и влечения, но и коллективное бессознательное — уровень общих для всех людей и народов ключевых образов — архетипов. В архетипах зафиксированы архаические страхи и ценностные представления, взаимодействие которых определяет поведение и мироощущение личности. Архетипические образы фигурируют в базисных повествованиях — народных сказках и преданиях, мифологии, эпосе — исторически конкретных обществ. Социально-регламентирующая роль таких повествований в традиционных обществах очень велика. Они содержат идеальные модели поведения, формирующие ролевые ожидания. Например, мужчина-воин должен вести себя, как Ахилл или Гектор, жена — как Пенелопа и т.д. Регулярные рецитации (ритуальные воспроизведения) архетииических повествований постоянно напоминают членам общества эти идеальные модели поведения.

Психоаналитическая концепция Адлера имеет в своей основе бессознательную волю к власти, которая, по его мнению, является врожденной структурой личности и определяет поведение. Особенно сильна она у тех, кто в силу тех или иных причин страдает комплексом неполноценности. В стремлении компенсировать свою неполноценность они способны достигать больших успехов.

Дальнейшее расщепление психоаналитического направления привело к возникновению множества школ, в дисциплинарном отношении занимающих пограничное положение между психологией, социальной философией, социологией. Подробно остановимся на творчестве Э. Фромма.

Позиции Фромма - представителя неофрейдизма в и — точнее можно определить как фрейломарксизм, поскольку наряду с влиянием Фрейда он испытывал не менее сильное влияние социальной философии Маркса. Своеобразие неофрейдизма по сравнению с ортодоксальным фрейдизмом обусловлено тем, что, строго говоря, неофрейдизм — это скорее социология, тогда как Фрейд, безусловно, является чистым психологом. Если Фрейд объясняет поведение индивида комплексами и импульсами, скрытыми в индивидуальном бессознательном, короче, внутренними биопсихическими факторами, то для Фромма и фрейломарксизма в целом поведение индивида детерминируется окружающей социальной средой. В этом его сходство с Марксом, объяснявшим социальное поведение индивидов в конечном счете их классовым происхождением. Тем не менее Фромм стремится найти в социальных процессах место психологическому. По фрейдистской традиции обращаясь к бессознательному, он вводит термин «социальное бессознательное», подразумевая иод ним психический опыт, общий для всех членов данного общества, но у большинства из них не попадающий на уровень сознания, потому что он вытесняется специальным социальным по своей природе механизмом, принадлежащим не индивиду, а обществу. Благодаря такому механизму вытеснения общество сохраняет стабильное существование. Механизм социального вытеснения включает в себя язык, логику обыденного мышления, систему социальных запретов и табу. Структуры языка и мышления формируются под влиянием общества и выступают орудием социального давления на психику индивида. Например, огрубленные, антиэстетичные, нелепые сокращения и аббревиатуры «новояза» из оруэлловской антиутопии активно уродуют сознание употребляющих их людей. В той или иной степени достоянием всех в советском обществе стала чудовищная логика формул типа: «Диктатура пролетариата — самая демократическая форма власти».

Главная составляющая механизма социального вытеснения — социальные табу, действующие, как фрейдовская цензура. То в социальном опыте индивидов, что угрожает сохранению существующего общества, если будет осознано, не допускается в сознание с помощью «социального фильтра». Общество манипулирует сознанием своих членов, внедряя идеологические клише, которые из-за частого употребления становятся недоступными критическому анализу, утаивая определенную информацию, оказывая прямое давление и вызывая страх социальной изоляции. Поэтому из сознания исключается все то, что противоречит социально одобряемым идеологическим клише.

Такого рода табу, идеологемы, логические и языковые эксперименты формируют, по Фромму, «социальный характер» человека. Люди, принадлежащие к одному и тому же обществу, помимо своей воли как бы отмечены печатью «общего инкубатора». Напр и мер, мы безошибочно узнаем на улице иностранцев, даже если не слышим их речи, — по поведению, внешнему облику, отношению друг к другу; это люди из другого общества, и, попадая в чуждую им массовую среду, они резко выделяются из нее благодаря сходству между собой. Социальный характер - это воспитанный обществом и неосознаваемый индивидом стиль поведения — от социального до бытового. Например, советского и бывшего советского человека отличают коллективизм и отзывчивость, социальная пассивность и нетребовательность, покорность перед властью, персонифицированной в лице «вождя», развитый страх оказаться не таким, как все, доверчивость.

Свою критику Фромм направил против современного капиталистического общества, хотя много внимания уделял и описанию социального характера, порождаемого тоталитарными обществами. Как и Фрейд, он разработал программу восстановления неискаженного социального поведения индивидов посредством осознания того, что было вытеснено. «Превращая бессознательное в сознание, мы тем самым превращаем простое понятие всеобшно- сти человека в жизненную реальность такой всеобщности. Это не что иное, как практическая реализация гуманизма». Процесс дерепрессии — освобождения социально угнетенного сознания заключается в устранении страха перед осознанием запретного, развитии способности к критическому мышлению, гуманизации социальной жизни в целом.

Иную трактовку предлагает бихевиоризм (Б. Скиннер, Дж. Хоманс), рассматривающий поведение как систему реакций на различные стимулы.

Концепция Скиннера по сути является биологизаторской, так как в ней полностью сняты различия между поведением человека и животного. Скиннер выделяет три типа поведения: безусловно-рефлекторное, условно-рефлекторное и оперантное. Первые два вида реакций вызываются воздействием соответствующих стимулов, а оперантные реакции представляют собой форму адаптации организма к окружающей среде. Они активны и произвольны. Организм как бы методом проб и ошибок отыскивает наиболее приемлемый способ адаптации, и в случае удачи находка закрепляется в виде устойчивой реакции. Таким образом, главным фактором формирования поведения выступает подкрепление, а научение превращается в «наведение на нужную реакцию».

В концепции Скиннера человек предстает как существо, вся внутренняя жизнь которого сводится к реакциям на внешние обстоятельства. Изменения подкреплений механически вызывают изменения поведения. Мышление, высшие психические функции человека, вся культура, мораль, искусство превращаются в сложную систему подкреплений, призванных вызывать определенные поведенческие реакции. Отсюда следует вывод о возможности манипулирования поведением людей путем тщательно разработанной «технологии поведения». Этим термином Скиннер обозначает целенаправленный манипуляционный контроль одних групп людей над другими, связанный с установлением оптимального для определенных социальных целей режима подкрепления.

Идеи бихевиоризма в социологии разрабатывали Дж. и Дж. Болдуин, Дж. Хоманс.

Концепция Дж. иДж. Болдуин базируется на понятии подкрепления, заимствованном из психологического бихевиоризма. Подкрепление в социальном смысле — это вознаграждение, ценность которого определяется субъективными потребностями. Например, для голодного человека пиша выступает как подкрепление, но если человек сыт, она не является подкреплением.

Эффективность вознаграждения зависит от степени депривации у данного индивида. Поддепривацией понимается лишенность чего-то такого, в чем индивид испытывает постоянную потребность. Насколько субъект депривирован в каком-либо отношении, настолько его поведение зависит от данного подкрепления. От депривации не зависят так называемые генерализованные подкрепители (например, деньги), действующие на всех без исключения индивидов в силу того, что концентрируют в себе доступ сразу ко многим видам подкреплений.

Подкрепители разделяются на позитивные и негативные. Позитивные подкрепители — это все, что воспринимается субъектом как вознаграждение. Например, если определенный контакт с окружающей средой принес вознаграждение, велика вероятность того, что субъект будет стремиться повторить этот опыт. Негативные подкрепители — это факторы, определяющие поведение через отказ от какого-то опыта. Например, если субъект отказывает себе в каком-то удовольствии и экономит на этом деньги, а впоследствии извлекает выгоду из этой экономии, то данный опыт может послужить негативным подкрепителем и субъект станет поступать гак всегда.

Действие наказания противоположно подкреплению. Наказание есть опыт, вызывающий желание больше его не повторять. Наказание также может быть позитивным или негативным, но здесь по сравнению с подкреплением все перевернуто. Позитивное наказание — это наказание с помощью стимула подавления, например удара. Негативное наказание влияет на поведение через лишение чего-то ценного. Напри мер, лишение ребенка сладкого за обедом — типичное негативное наказание.

Формирование оперантных реакций имеет вероятностный характер. Однозначность характерна для реакций простейшего уровня, например ребенок плачет, требуя к себе внимания родителей, потому что родители всегда подходят к нему в таких случаях. Реакции взрослых гораздо сложнее. Например, человек, продающий газеты в вагонах электрички, далеко не в каждом вагоне находит покупателя, но из опыта знает, что покупатель в конечном счете найдется, и это заставляет его настойчиво ходить из вагона в вагон. В последнее десятилетие такой же вероятностный характер приняло получение заработной платы на некоторых российских предприятиях, но тем не менее люди продолжают ходить на работу, надеясь на ее получение.

Бихевиористская концепция обмена Хоманса появилась в середине XX в. Полемизируя с представителями многих направлений социологии, Хоманс утверждал, что социологическое объяснение поведения должно обязательно базироваться на психологическом подходе. В основе интерпретации исторических фактов также должен лежать психологический подход. Хоманс мотивирует это тем, что поведение всегда индивидуально, социология же оперирует категориями, приложимыми к группам и обществам, поэтому исследование поведения является прерогативой психологии, а социология в этом вопросе должна идти вслед за ней.

По мнению Хоманса, при изучении поведенческих реакций следует абстрагироваться от природы вызвавших эти реакции факторов: вызваны они воздействием окружающей физической среды или других людей. Социальное поведение — это всего лишь обмен имеющей какую-то социальную ценность деятельностью между людьми. Хоманс считает, что социальное поведение можно интерпретировать с помощью поведенческой парадигмы Скинне- ра, если дополнить ее представлением о взаимном характере стимулирования в отношениях между людьми. Отношения индивидов между собой всегда представляют собой взаимовыгодный обмен деятельностью, услугами, короче говоря, это взаимное использование подкреплений.

Теорию обмена Хоманс кратко сформулировал в нескольких постулатах:

  • постулат успеха — с наибольшей вероятностью воспроизводятся те действия, которые чаше всего встречают социальное одобрение;
  • постулат стимула — сходные стимулы, связанные с вознаграждением, с большой степенью вероятности вызывают сходное поведение;
  • постулат ценности — вероятность воспроизведения действия зависит от того, насколько ценным представляется человеку результат этого действия;
  • постулат депривапии — чем регулярнее вознаграждался поступок человека, тем меньше он ценит последующее вознаграждение;
  • двойной постулат агрессии-одобрения — отсутствие ожидаемого вознаграждения или неожиданное наказание делает вероятным агрессивное поведение, а неожиданное вознаграждение или отсутствие ожидаемого наказания приводит к повышению ценности вознаграждаемого поступка и способствует его более вероятному воспроизведению.

Важнейшими понятиями теории обмена являются:

  • цена поведения — то, во что обходится индивиду тот или иной поступок, — негативные последствия, вызванные прошлыми поступками. Говоря житейски, это расплата за прошлое;
  • выгода — возникает тогда, когда качество и размер вознаграждения превышают цену, в которую обходится данный поступок.

Таким образом, теория обмена изображает социальное поведение человека как рациональный поиск выгоды. Данная концепция выглядит упрощенной, и не удивительно, что она вызвала критику самых разных социологических направлений. Например, Парсонс, отстаивавший принципиальное различие между механизмами поведения людей и животных, критиковал Хоманса за неспособность его теории дать объяснение социальных фактов на основе психологических механизмов.

В своей теории обмена Я. Блау предпринял попытку своеобразного синтеза социального бихевиоризма и социологизма. Понимая ограниченность чисто бихевиористской интерпретации социального поведения, он поставил целью переход от уровня психологии к объяснению на этой основе существования социальных структур как особой реальности, несводимой к психологии. Концепция Блау представляет собой обогащенную теорию обмена, в которой вычленяются четыре последовательные стадии перехода от индивидуального обмена к социальным структурам: 1) ступень межличностного обмена; 2) ступень властно-статусной дифференциации; 3) ступень легитимации и организации; 4) ступень оппозиции и изменения.

Блау показывает, что начиная с уровня межличностного обмена обмен не всегда может быть равным. В тех случаях, когда индивиды не могут предложить друг другу достаточного вознаграждения, образовавшиеся между ними социальные связи тяготеют к распаду. В таких ситуациях возникают попытки укрепить распадающиеся связи иными способами — через принуждение, через поиск другого источника вознаграждения, через подчинение себя партнеру по обмену в порядке генерализованного кредита. Последний путь означает переход на ступень статусной дифференциации, когда группа лиц, способных дать требуемое вознаграждение, в статусном отношении становится более привилегированной, чем другие группы. В дальнейшем происходят легитимация и закрепление ситуации и выделение оппозиционных групп. Анализируя сложные социальные структуры, Блау выходит далеко за пределы парадигмы бихевиоризма. Он утверждает, что сложные структуры общества организуются вокруг социальных ценностей и норм, которые служат как бы опосредующим звеном между индивидами в процессе социального обмена. Благодаря такому звену возможен обмен вознаграждениями не только между индивидами, но и между индивидом и группой. Например, рассматривая феномен организованной благотворительности, Блау определяет, что отличает благотворительность как социальный институт от простой помощи богатого индивида более бедному. Отличие втом, что организованная благотворительность — это социально ориентированное поведение, в основе которого лежит стремление богатого индивида соответствовать нормам обеспеченного класса и разделять социальные ценности; через нормы и ценности устанавливается отношение обмена между жертвующим индивидом и социальной группой, к которой он принадлежит.

Блау выделяет четыре категории социальных ценностей, на основе которых возможен обмен:

  • партикуляристские ценности, объединяющие индивидов на почве межличностных отношений;
  • универсалистские ценности, выступающие как бы мерилом для оценки индивидуальных заслуг;
  • легитимный авторитет — система ценностей, обеспечивающая власть и привилегии какой-то категории людей по сравнению со всеми другими:
  • оппозиционные ценности — представления о необходимости социальных изменений, позволяющие оппозиции существовать на уровне социальных фактов, а не только на уровне межличностных отношений индивидуальных оппозиционеров.

Можно сказать, что теория обмена Блау представляет собой компромиссный вариант, сочетающий элементы теории Хоманса и социологизма в трактовке обмена вознаграждениями.

Ролевая концепция Дж. Мида представляет собой подход символического интеракционизма к изучению социального поведения. Ее название напоминает о функционалисте ком подходе: ее также называют ролевой. Мид рассматривает ролевое поведение как активность индивидов, взаимодействующих друг с другом в свободно принимаемых и проигрываемых ролях. Согласно Миду, ролевое взаимодействие индивидов требует от них способности ставить себя на место другого, оценивать себя с позиции другого.

Синтез теории обмена с символическим интеракционизмом также попытался осуществить П. Зингельман. Символический интср- акционизм имеет ряд точек пересечения с социальным бихевиоризмом и теориями обмена. Обе эти концепции делают акцент на активном взаимодействии индивидов и рассматривают свой предмет в микросоциологическом ракурсе. Согласно Зингельману, отношения межличностного обмена требуют умения поставить себя в положение другого, чтобы лучше понять его запросы и желания. Поэтому он считает, что есть основания для слияния обоих направлений в одно. Однако социальные бихевиористы критически отнеслись к появлению новой теории.

Лекция 9

С ОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Понятие «поведение» пришло в социологию из психологии. Термин « поведение» имеет несколько иной смысл, чем традиционно ф и л ософские понятия «действие» и «деятельность». Если под д ействием понимается рационально обоснованный поступок, имеющий ясную цель, стратегию, конкретные осознанные методы и средства, то поведение - это всего лишь реакция живого существа на внешние и внутренние изменения. Такая реакция может быть и осознанной, и неосознанной. Например, чисто эмоциональные реакции - смех, плач - также являются поведением.

Социальное поведение - это совокупность человеческих пове-денческих про ц ессов, связанных с удовлетворением физических социальн ы х пот р ебностей и возникающих б по p ядке реакции окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.

Если выяснить, какими факторами определяется поведение индивида в той или иной социальной ситуации, мо ж но будет понять, почему один человек, попав в экстремаль ные условия, ведет себя мужественно и сохраняет самообладание, а другой теряет над собой контроль и поддается общей панике; почему один присоединяется к агрессивной толпе, высвобождая свои глубоко запрятанные разрушительные инстинкты, другой в страхе прячется дома, закрывая окна и двери, а третий, рискуя собственной жизнью, пытается прийти кому-то на помощь.

Абстрагируясь от чисто психологических факторов и привлекая социологические понятия, можно заключить, что поведение индивида определяется прежде всего социализацией. Тот минимум вро ж денных инстинктов, которым обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят преимущественно от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени - от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей.

[ 106 ]

Кроме того, социальное поведение индивидов регламентируется социальной структурой, в частности ролевой структурой общества. Социально нормативное поведение - это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям. Благодаря существованию статусных ожиданий общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид - координировать свое поведение с принятым обществом идеальным образцом, или моделью. Социальное поведение, соответствующее статусным ожиданиям, американский социолог Р. Линтон определяет как социальную роль. Такая интерпретация социального поведения ближе всего к функционализму, поскольку объясняет поведение как феномен, детерминированный социальной структурой. Р. Мертон, в рамках этого направления, ввел категорию «ролевой комплекс», который трактуется как система ролевых ожиданий, определяемых данным статусом, и понятие «ролевой конфликт», т.е. конфликт, возникающий тогда, когда ролевые ожидания занимаемых субъектом статусов несовместимы и н e могут реализоваться в едином социально приемлемом поведении.

Функционалистское понимание социального поведения подвергалось острой критике со стороны прежде всего представителей социального бихевиоризма, которые пытались проводить исследование поведенческих процессов на базе достижений современной психологии. Психологические моменты действительно упускались из виду ролевой интерпретацией поведения, о чем свидетельствует тот факт, что, например, Н. Камерон попытался обосновать ролевую детерминированность психических расстройств: он считал, что психическое заболевание - это результат неправильного исполнения индивидом своих социальных ролей и его неспособности исполнять их так, как нужно обществу.

Сейчас человеческое поведение исследуется рядом направлений психологии; свой вклад внесли бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология и др. Термин «поведение» - один из ключевых в экзистенциальной философии, отражающий отношение человека к миру. Методологические возможности этого понятия обусловлены тем, что оно позволяет выявить несознаваемые устойчивые структуры личности или существования человека в мире. Среди психологических концепций человеческого поведения, оказавших большое влияние на социологию и социальную психологию, прежде всего следует назвать психоаналитические направления, представленные З. Фрейдом, К. Юнгом, А. Адлером.

Согласно представлениям Ф р е й д а, поведение индивида формируетея в результате сло ж ного взаимодействия трех уровней его личности. Низший уровень образуют бессознательные импульсы и побуждения, которые определяются врожденными биологическими потребностями и комплексами, сформировавшимися под влиянием индивидуальной истории субъекта. Этот слой Фрейд называет Оно (Ид), чтобы показать его отдельность от сознательного Я индивида, образующего второй уровень его психики. Сознательное Я включает в себя рациональное целеполагание и ответственность за свои действия. Вы сший уровень составляет Сверх-Я - то, что мы назвали бы результатом социализации; это совокупность интериоризованных индивидом социальных норм и ценностей, оказывающая на него внутреннее давление с тем, чтобы вытеснить из сознания нежелательные для общества (запретные) импульсы и влечения и He дать им реализоваться.

По мнению Фрейда, в личтности любого человека не прекращается борьба Оно и Сверк-Я, расшатывающая психику и приводящая к неврозам. Индивидуальное поведение всецело обусловлено этой борьбой и полностью ею объясняется, поскольку представляет собой всего лишь ее символическое отражение. Такими символами могут быть образы сновидений, описки, оговорки, навязчивые состояния и страхи.

Ю н г расширил и видоизменил учение Фрейда, включив в сферу бессознательного наряду с индивидуальными комплексами и влечениями « ко л лективное бессознательное » - уровень общих для всех людей и народов ключевых образов - архетипов. В архетипах зафиксированы архаические страхи и ценностные представления, взаимодействие которых определяет поведение и мироощущение личности. Архетипические образы фигурируют в базисных повествованиях исторически конкретных обществ (народных сказках и преданиях, мифологии, эпосе). Социально-регламентирующая роль таких повествований в традиц и онных общ е ствах очень велика. Они содержат идеальные модели поведения, формирующие ролевые ожидания. Например, мужчина-воин должен вести себя, как Ахилл или Гектор, жена - как Пенелопа и т.д. Регулярные рецитации (ритуальные воспроизведения) архетипических повествований постоянно напоминают членам общества эти идеальные модели поведения.

А д л е р положил в основу своей психоаналитической концепции бессознательную волю индивида к власти, которая, no его мнению, является вр о жденной структурой личности и определяет поведение. Особенно сильна она у людей, в силу тех или иных

причин страдающих комплексом неполноценности. Компенсируя свою неполноценность, они способны достигать больших высот. Дальнейшее расщепление психоаналитического направления привело к возникновению ряда школ, занимающих в дисципли- нарном отношении пограничное положение между психологией, социальной философией, социологией. Для нас наиболее интересно творчество Э. Фромма.

Ф р о м м известен как представитель неофрейдизма в психоло- гии и Франкфуртской школы в социологии. Точнее его позиции можно определить как фрейдомарксизм, поскольку наряду с влиянием Фрейда он испытывал He менее сильное влияние социальной философии Маркса. Отличие неофрейдизма от ортодоксального фрейдизма состоит в том, что, строго говоря, неофрейдизм - это скорее социология, тогда как фрейдизм, безусловно, является чистой психологией. Если Фрейд объясняет поведение индивида комплексами и импульсами, скрытыми в индивидуальном бессознательном, короче, внутренними биопсихическими факторами, то для Фромма и фрейдомарксизма в целом поведение индивида детерминируется окружающей социальной средой. В этом его сходство с марксистской теорией, объяснявший социальное поведение индивидов в конечном счете их классовым происхождением. Тем н e менее Фромм стремится найти в социальных процессах место психологическому в собственном смысле этого слова. Следуя фрейдистской традиции, он обращается к бессознательному и вводит термин «социальное бессознательное», подразумевая под ним психический опыт, общий для всех членов данного общества, но He попадающий Ha уровень сознания у большинства из них, потому что он вытесняется специальным социальным по своей природе механизмом, принадлежащим не индивиду, а обществу. Благодаря такому механизму вытесне- ния общество сохраняет стабильность. Механизм социального вытеснения включает в себя язык, логику обыденного мышления, систему социальных запретов и табу. Структуры языка и мышления несут на себе отпечаток сформировавшего их общества и представлнют собой орудие социального давления на психику индивида. Вспомним «новояз» из романа-антиутопии Д ж . Оруэлла «1984». Огрубленные, антиэстетичные, нелепые сокращения и аббревиатуры активно уродуют сознание употребляющих их людей. И разве н e стала в той или иной степени достоянием всех в советском обществе чудовищная логика формул типа: «Диктатура пролетариата - самая демократическая форма власти».

Однако главная составляющая механизма социального вытеснения - это социальные табу, действующие по типу фрейдов с кой цензуры. С помощью «социального фильтра» в сознание и нд ивидов He допускается то в социальном опыте индивидов, что угрожает сохранению существующего общества, если оно будет осознано. Общество манипулирует сознанием своих членов, внедряя в него идеологиче c кие клише, которые из-за частого упот p ебления становятся недоступными критическому анализу, утаи в ая определенную информацию, осуществляя прямое давление и в ызывая страх социальной изоляции. Поэтому из сознания ис к лючается все то, что противоречит социально одобряемым идеологическим клише.

Такого рода табу, идеологемы, логические и языковые экспе p именты формируют, согласно Фромму, в человеке то, что он н азывает « социальный характер » . Люди, принадлежащие одному и тому же обществу, несут на себе помимо своей воли печать «общего инкубатора ». Так, мы безошибочно узнаем на улице иностранцев, да ж е если н e слышим их речи, - по поведени ю , внешнему облику, отношению друг к другу. Это люди из другого общества, и, попав в чуждую им массовую среду, они резко в ыделяются из нее благодаря сходству между собой. Социальный характер - это воспитанный обществом и неосознаваемый индивидом стиль поведения - от социального до бытового. Например, советского и бывшего советского человека отличают коллективизм и отзывчивость, социальная пассивность и нетребовательность, покорность перед властью, персонифицированной в лице «в о ждя», развитый страх оказаться He таким, как все, доверчивость. По мнению ряда современных российских социологов, фроммовская методология концепции социального характера мо жет быть использована и для анализа процессов, происходящих в современном российском обществе, в частности нарастания взаимного отчуждения граждан и государства".

Основная критика Фромма была направлена против современного ему капиталистического общества, но много внимания он уделял и описанию социального характера, порождаемого тота-литарными обществами. Как и Фр ейд, он разработал программу в осстановления неискаженного социального поведения индиви

дов посредством осознании того, что было вытеснено из созна

1 См.: Кравченко C . A ., Мнацаканян M . O ., Покровский Н.Е. Социология: Парадигмы и темы. 2-е изд. М., 1998. С. 138.

ния. «Превращая бессознательное в сознание, - пишет Фромм, - мы тем самым превращаем простое понятие всеоб-щности человека в жизненую реальность такой всеобщности. Это не что иное, как практическая реализации гуманизма»1. Процесс де депрессии - освобождения социально угнетенного сознания - заключается в устранении страха перед осознанием запретного, и развитии способности к критическому мышлению, в гуманизации социальной жизни в целом.

Иную трактовку предлагает бихевиоризм (Б. Скиннер, Д ж .К. Хоманс), рассматривающий поведение как систему реакций на различные стимулы. Концепция С к и н н е р а по сути является биологизаторской, так как в ней полностью сняты различия между поведением человека и животного. Скиннер выделяет три типа поведения: безусловно рефлекторное, условно рефлекторное и оперантное. Если первые два вида реакций вызываются воздействием соответстнующих стимулов, то оперантные реакции, акттивные и произвольные, представляют собой форму адаптации Организма к окр у жающей среде. Организм как бы методом проб и ошибок ищет наиболее приемлемый способ адаптации. В случае удачи находка закрепляется в виде устойчивой реакции. Таким образом, г л авным фактором формирования поведения выступает подкрепление, а научение превращается в «наведение на

ну жн ую реакцию >> .

В концепции Скиннера человек предстает как существо, вся внутренняя жизнь которого сводится к реакциям на внешние обстоятельства. Изменения подкреплений механически вызывают изменения поведения. Мышление, высшие психические функции человека, культура, мораль, искусство трактуются как сложная система подкреплений, призванных вызывать определенные поведенческие реакции. Отсюда следует вывод о возможности манипулирования гтоведением людей путем тщательно разработанной «технологии поведения». Этот термин Скиннер вводит для обозначения целестаправленного манипуляционного контроля одних групп людей над другими. Такой контроль связан с установлением оптимального для определенных социальных целей режима подкрепления.

Идеи бихевиоризма в социологии разрабатывали Дж. Болдуин и Д ж . Хоманс. Концепция Болдуина базируется на понятии подкрепления, заимствованном из психологического бихевиоризма.

Fromm E. Psychoanalysis and Zen Buddism. 1960. Р. 107.

Подкрепление в социальном смысле - это вознаграждение, ценность которого определяется субъективными потребностями. На п ример, для голодного человека пища выступает как подкрепление, но если человек сыт, она подкреплением He является.

Эффективность вознаграждения зависит от степени депривации (лишения чего-то такого, в чем индивид испытывает постоянную потребность) у данного индивида. Насколько субъект депривирован в каком-либо отношении, настолько его поведение зави си т от данного подкрепления. От депривации He зависят так называемые генерализованные подкрепители (например, деньги), действующие на всех без исключения индивидов в силу того, что концентрируют в себе доступ сразу ко многим видам подкреплений.

Подкрепители разделяются на позитивные и негативные. Позитивные подкрепители - это все, что воспринимается субъектом как вознагра жд ение. Если опыт некоего контакта с окружающей средой принес вознаграждение, велика вероятность того, что субъект будет стремиться повторить этот опыт. Негативные подкрепители - это факторы, определяющие поведение ч ерез отказ от какого-то опыта. Например, если и отказываю себе в каком-то удовольствии и экономлю на этом деньги, а в последствии извлекаю выгоду из такой экономии, то этот опыт может послужить негативным подкрепителем, и я стану так поступать всегда.

Действие наказания противоположно подкреплению. Опыт, в ызывающий желание больше его He повторять, - это и есть н аказание. Наказание также может быть позитивным, осуществляемым с помощью стимула подавления, например удара, или не гативным, которое влияет на поведение через лишение чего-то ценного, например лишение ребенка сладкого за обедом - типичное негативное наказание.

Объяснение формирования оперантных реакций более слож н ое. Однозначность характерна для реакций простейшего уров ня , например ребенок плачет, требуя к себе внимания родителей, п отому что родители всегда подходят к нему в таких случаях. Реакции взрослых He столь однозначны. Так, человек, продающий газеты в вагонах электрички, далеко He в каждом вагоне находит покупателя, но из опыта он знает, что найти покупателя в конечном счете можно, и это заставляет его переходить из вагона в вагон. Такой же вероятностный характер приняло в последнее деситилетие получение заработной платы на некото рых российских предприятиях, однако люди продолжают ходить на работу, надеясь получить заработнные деньги.

В середине ХХ в. Хоманс разработал бихевиористскую концепцию обмена. Полемизируя с представителями многих направлений социологии, Хоманс отстаивал мнение, что социологическое объяснение поведения, как и интерпретация исторических фактов, должно обязательно базироваться на психологическом объяснении. Хоманс мотивирует это тем, что поведение всегда индивидуально, а социология оперирует категориями, прило жи мыми к группам и обществам.

По мнению Хоманса, изучая поведенческие реакции, следует абстрагироваться от того, какова природа вызвавших данные реакции факторов: вызваны ли они воздействием окружающей физической среды или воздействием других людей. Социальное поведение - это всего лишь обмен имеющей какую-то социальную ценность деятельностью между людьми. Хоманс считает, что социальное поведение вполне мо ж ет интерпретироваться с помощью поведенческой парадигмы Скиннера, если дополнить ее представлением о взаимном характере стимулирования в отношениях ме x ду людьми. Взаимоотношения индивидов всегда представляют собой взаимовыгодный обмен деятельностью, услугами, короче говоря, взаимным использованием подкреплений.

Теории обмена кратко сформулирована Хомансом в нескольких постулатах: постулат успеха (с наибольшей вероятностью воспроизводятся те действия, которые чаще всего встречают социальное одобрение); постулат стимула (сходные стимулы, связанные с вознаграждением, с большой степенью вероятности вызывают сходное поведение); постулат ценности (вероятность воспроизведения действия зависит от того, насколько ценным представляется человеку результат. этого действия); постулат, депривации - пресыщения (чем регулярнее вознаграждался поступок человека, тем меньше он ценит последующее вознаграждение); двойной постулат агрессии - одобрения (отсутствие о жи даемого вознаграждения или неожиданное наказание делает l вероятным агрессивное поведение, а нео ж иданное вознаграждение или отсутствие ожидаемого наказанин приводит к повышению ценности вознаграждаемого поступка и повышает вероятность его воспроизведения).

Ва ж нейшими понятиями теории обмена являются цена и выгода поведения. Под ценой поведения Хоманс понимает то, во что обходится индивиду тот или иной поступок - негативные по следствия, вызванные прошлыми поступками. Говоря житейски, это расплата за прошлое. Выгода в социальном обмене возникает тогда, когда качество и размер вознаграждения превышают цену, в которую обходится данный поступок.

Таким образом, теория обмена изображает социальное поведение человека как рациональный поиск выгоды. Эта концепция выглядит упрощенной, и не удивительно, что она вызвала критику со стороны самых разных социологических направлений. Особенно остро полемизировал с Хомансом Парсонс, отстаивавший принципиальное различие ме ж ду механизмами поведения людей от животных. Парсонс критиковал Хоманса за неспособность его теории дать объяснение социальных фактов на основе психологических механизмов.

Сам Хоманс критически относился к функционализму, считая недостатком концепции Дюркгейма невозможность четкого выяв л ения механизма причинно-следственной связи между индивидуальным уровнем, который Хоманс полагал чисто психологическим, и уровнем социальных фактов. Он настаивал на правомерности объяснения социального поведения на основе индивидуальной п сихологии.

Попытку своеобразного синтеза социального бихевиоризма и социологизма предпринял автор еще одной теории обмена (I . Б л а у. Понимая ограниченность чисто бихевиористской ингерпретации социального поведения, он поставил цель найти с тратегию перехода от уровня психологии к объяснению на этой основе существования социальных структур как несводимой к психологии особой реальности. Концепция Блау представляет с обой обогащенную теорию обмена, в которой вычленяются четыре последовательные стадии перехода от индивидуального обмена к социальным структурам: 1) ступень межличностного обмена; 2) ступень властно-статусной дифференциации; 3) ступень легитимации и организации; 4) ступень оппозиции и изменения.

Блау показывает, что, начиная с уровня ме ж индивидуального обмена, такой обмен He всегда мо ж ет быть равным. В тек случаих, когда индивиды не могут предложить друг другу достаточноно вознаграждения, образующиеся между ними социальные связи тяготеют к распаду и предпринимаются попытки укрепить распа-дающиеся "связи иными способами: через прину ж дение, через поиск другого источника вознаграждения, через подчинение себя партнёру no обмену в порядке генерализованного кредита. Этот п оследний способ состоит в переходе на ступень статусной дифференциации, когда группа лиц, способных дать требуемое возн а граж д ение, в статусном отношении становится более привилегированной по сравнению с другими. В дальнейшем осуществля ются легитимизация и закрепление ситуации и выделение оппо- зиционных групп. Анализируя сложные социальные структуры Блау выходит за рамки парадигмы бихевиоризма. Он утвержда- ет, что сложные структуры общества организуются вокруг соц альных ценностей и норм, которые служат как бы посредующим звеном между индивидами в процессе социального обмена. Бла годаря этому возможен н e только обмен вознаграждениям между индивидами, но и обмен между индивидом и группой В качестве примера Блау рассматривает феномен организованно благотворительности. По его мнению, благотворительность как социальный институт отличает от простой помощи богатого ин дивида бедному то, что организованная благотворительность это социально ориентированное поведение. В его основе лежит стремление богатого индивида соответствовать нормам обеспе ченного класса и разделять его социальные ценности. Через нормы и ценности устанавливается отношение обмена между жертвующим индивидом и социальной группой, которой он при надлежит.

Блау выделяет четыре категории социальных ценностей, на основе которых возможен обмен: партикуляристские ценности объединяющие индивидов на почве межличностных отношений универсалистские ценности, выступающие как бы мерилом их оценки индивидуальных заслуг; легитимный авторитет - систем ценностей, обеспечивающая власть и привилегии какой-то катего рии людей по сравнению со всеми другими; оппозиционные цен ности - представления о необходимости социальных изменений позволяющие оппозиции существовать на уровне социальны фактов, а не только на уровне ме ж личностных отношений индивидуальных оппозиционеров.

Таким образом, теория обмена Блау представляет собой ком промиссное решение, сочетающее элементы теории Хоманса

социологизма в трактовке обмена вознаграждениями.

Подход символического интеракционизма к изучению соци ального поведения представлен ролевой концепцией Д ж. Мида что напоминает о функционалистском подходе. Мид, в отличи

От Р. Линтона и Р. Мертона, рассматривает ролевое поведение как активность индивидов, взаимодействующих друг с другом свободно принимаемых и проигрываемых ролях, причем ролевое взаимодействие индивидов требует от них способности ставит себя на место другого, оценивать себя с позиции другого.

П. Зингельман попытался осуществить синтез теории обмена и символического интеракционизма, который в отличие от функц и онализма имеет ряд точек пересечения с социальным бихевио ри змом и теориями обмена. Обе эти концепции делают акцент на активном взаимодействии индивидов и рассматривают свой предмет в микросоциологическом ракурсе. Отношения межиндивидуального обмена требуют, согласно Зингельману, умения поста в ить себя в положение другого, чтобы лучше понять его запросы и желания, поэтому есть основания для слияния обоих направле ни й в одно. Однако социальные бихевиористы отнеслись к появлению этой теории критически.

ЗАДАЧИ

1. В чем различие между содержанием понятий «социальное действие» и « соци-альное поведение»?

2. Как вы считаете, правы ли представители социального бихевиоризма в том, что человеческим поведением в обществе можно управлять, или нет? Д олжно ли общество управлять поведением своих членов? Имеет ли оно на это право? Обоснуйте свой ответ.

3. Сформулируйте и обоснуйте свое отношение к теории обмена.

4. Что такое табу? Является ли табу, скажем, запрет для посторонних входить на территорию воинской части? Обоснуйте ответ.

5. Как вы относитесь к социальным запретам? Д олжны ли быть какие-то запреты в идеальном обществе или их лучше вовсе отменить?

6. Д айте свою оценку тому факту, что в некоторых западных странах легализованы однополые брачные союзы? Является ли это прогрессивным шагом? Аргументируйте свое мнение.

7. Чем, по-вашему, обусловлено агрессивное социальное поведение, например экстремизм разных направлений?

) изучением которого занимаются этологи , зоопсихологи и др. специалисты.
Социальное поведение у животных Николас Тинберген (N.Tinbergen) определяет как взаимодействие между особями одного и того же вида, специально подчеркнув, что не всякая групповая активность будет социальной. Так, например, бегство животных от лесного пожара не является “социальным поведением”, это реакция вызванная инстинктом самосохранения.
Биологическая ценность социального поведения животных состоит в том, что оно позволяет решать адаптивные задачи, которые для отдельно взятой особи являются непосильными.

Науки

Биосоциальная экология - научная дисциплина, занимающаяся исследованием биологических основ социального поведения живых организмов, включая человека .

Концепцией, утверждающающей, что экономические факторы являются решающими при объяснении социального поведения, является концепция экономического детерминизма (англ. Economic determinism )

См. также

Литература

  • Фет А. И. Инстинкт и социальное поведение. / 2-е изд. - М.:«Сова», 2008.
  • Фернхем Адриан, Хейвен Патрик «Личность и социальное поведение»

Примечания

Ссылки

  • Беляев В. А. Мировоззрение и социальное поведение современной правящей элиты Татарстана // Общественные науки и современность. - 2007. - № 3. - С. 150-157

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальное поведение" в других словарях:

    Животных, общественное поведение животных, совокупность этологических механизмов, регулирующих пространственно демографические характеристики группы особей (дема), определяющих специфическую для каждого вида поведенческую структуру и организацию… … Экологический словарь

    Животных, общественное поведение, регулирует пространственно демографич. характеристики группы особей (дема), определяет специфичную для каждого вида этологич. структуру и организацию. С. п. реализуется в виде всевозможных взаимодействий между… … Биологический энциклопедический словарь

    социальное поведение - socialinis elgesys statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Socialinių grupių ir jų narių elgimosi būdas atitinkamoje aplinkoje, to elgimosi standartai. atitikmenys: angl. social behavior vok. soziales Verhalten, n rus. социальное… … Sporto terminų žodynas

    Социальное поведение - – 1. любое поведение индивида, на которое влияет присутствие, мнения, эмоции, установки и действия других людей; 2. поведение, индивида, оказывающее влияние на мнение, чувства, действия других людей; 3. поведение, усваивамое в результате действия … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - 1. Свободное значение любое поведение индивида имеющее социальные компоненты. То есть поведение, на которое оказывает влияние присутствие, установки или действия других; поведение, которое влияет на присутствие, установки или действия других; или … Толковый словарь по психологии

    НЕАДЕКВАТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА - такое поведение подростка, которое нарушает принятые среди взрослых людей социальные нормы, например грубость, небрежность, необязательность, безответственность, отказ от выполнения своих прямых обязанностей … Словарь терминов по психологическому консультированию

    Поведение способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных … Википедия

    Традиционно поведение животных изучалось психологами, которые использовали для этого лабораторных животных, например крыс, в условиях, позволявших полностью контролировать получаемую подопытными животными информацию и возможности их научения.… … Энциклопедия Кольера

    Поведение агрессивное - форма социального поведения, включающая злонамеренное прямое или опосредованное взаимодействие между людьми, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Причиной П. а. человека могут быть слова, действия, присутствие или появление людей, к… … Психологический лексикон

    поведение - <...> поведение есть процесс взаимодействия между организмом и средой. Именно он [механизм условного рефлекса] может объяснить и показать, каким образом наследственное поведение человека, составляющее общебиологическое… … Словарь Л.С. Выготского

Книги

  • Социальный мир человека. Материалы всероссийской конференции Человек и мир: социальное поведение личности в изменяющемся мире , В основу издания вошли материалы Всероссийской научно-практической конференции `Человек и мир: социальное поведение личности в изменяющемся мире` 15 - 16 января 2007 г.… Категория: Разное Серия: Язык социального Издатель: ERGO , Производитель: ERGO ,
  • Социальный мир человека. Материалы всероссийской конференции "Человек и мир: социальное поведение личности в изменяющемся мире" , В основу издания вошли материалы Всероссийской научно-практической конференции "Человек и мир: социальное поведение личности в изменяющемся мире" 15 - 16 января 2007… Категория: Социальная психология Серия: Язык социального Издатель: