Нормативно-правовые основы инклюзивного образования. Современные проблемы науки и образования Инклюзивное образование в школе нормативные документы

    • Всеобщая декларация прав человека — принята Генеральной Ассамблеей ООН от12.1948 г
    • Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в сфере образования — принята12.1960 г.
    • Декларация о правах умственно отсталых лиц — принята резолюцией (XXVI) Генеральной Ассамблеи от12.1971 г.
    • Декларация ООН о правах инвалидов — принята резолюцией 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи от12.1975 г.
    • Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин — принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от12.1979 г.
    • Конвенция ООН о правах ребенка — международный правовой документ, определяющий права детей вгосударствах-участниках. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от10.1989 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990 г.
    • Всемирная декларация об образовании для всех — принята03.1990 г.
      Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов — приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20.12.1993 г.
    • Саламанкская декларация о принципах политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями — Саламанка, Испания,06.1994 г.
    • Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод — принят03.1952 г. (с изменениями от 11.05.1994 г.). Ратифицирован Российской Федерацией 30.03.1998 г. и вступил в силу для Российской Федерации 05.05.1998 г.
    • Конвенция о правах инвалидов — принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 12. 2006 г.

Федеральные документы:

  • Конституция Российской Федерации— высший нормативный правовой акт РФ. Принята народом РФ 12.1993 г. Вступила в силу со дня официального опубликования 25.12.1993 г.
  • Закон от12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — является основным Федеральным законом, обеспечивающим образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Содержит ряд статей (2,3, 5, 11, 42, 44, 55, 58, 60, 79 и др.), закрепляющих право детей на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
  • Закон от07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» — занимает центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования. Устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку и др.
  • Закон от11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. 04.01.1999 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
    Закон Российской Федерации от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
  • Указ Президента РФот 2 октября 1992 г. N 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (с изменениями и дополнениями) .
  • Национальная образовательная инициатива«Наша новая школа» — утверждена Президентом РФ 02.2010 г. Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • Указ Президента РФот 06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» . В контексте Указа реализуются две программы: «Здоровье» и «Образование». Ключевые принципы: защита прав каждого ребенка; максимальная реализация потенциала каждого ребенка; сбережение здоровья каждого ребенка; особое внимание уязвимым категориям детей; обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей; партнерство во имя ребенка.
  • Указ Президента РФот 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
  • Указ Президента РФот 7 мая 2012 г. № 597 «О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ».
  • Государственная программа РФ«Развитие образования» на 2013-2020 годы — утверждена постановлением Правительства РФ от 04.2014 г. № 295.
  • Постановление Правительства РФот 27 июля 1996 г. N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» .
  • Постановление правительства РФот 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.2008 N 247)
  • Распоряжение Правительства РФот 17 ноября 2008 года № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года».
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
  • Приказ Министерства труда исоциальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (с изменениями и дополнениями).
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 24 марта 2009 года № 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Международная научно-практическая конференция

«Инклюзивное образование: методология, практика, технология»

Правовые основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России

руководитель юридической группы

РООИ «Перспектива»

Международное законодательство

Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития. Среди относящихся к нашей теме документов можно назвать Всеобщую декларацию прав человека (1948г.), Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (1960г.), Конвенцию ООН о правах ребёнка (1989г.), Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993г.), Саламанкскую Декларацию.

Все перечисленные документы закрепляют основные принципы равного доступа к образованию, вводят запрет на проявление любой дискриминации в области образования, провозглашают право каждого человека с инвалидностью на получение образования в общей системе образования.

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов. В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».


В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на:

· развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

· обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества.

· доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;

· предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

· создание условий для освоения социальных навыков;

· обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

В случае ратификации Конвенции, Российской Федерацией, положения международного документа станут неотъемлемой частью российского законодательства. Россия примет на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы , регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

По последней информации, Россия планирует ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов в 2013 году.

Развитие инклюзивного образования в других странах

Развитие законодательства и системы инклюзивного образования в каждой стране происходит по-разному. К примеру, Италия в 70-х годах начинала процесс внедрения инклюзии путем т. н. «шоковой терапии», когда практически одномоментно были закрыты специальные (коррекционные) и психоневрологические учреждения и детей с инвалидностью просто включили в обычную школьную среду. В итоге количество детей с особыми потребностями, которые учатся в массовых школах Италии, превышает 90%, в то время как в США – 45%.

Необходимо заметить, что в Италии к качественному академическому образованию детей с ограниченными возможностями здоровья перешли лишь спустя десятилетия. Если в начале во главу угла ставилась социализация ребенка, то только в 1992 году принят закон, устанавливающий необходимость качественного обучения академическим дисциплинам.

Законодательство играет существенную роль в выстраивании политики исполнительных органов власти в сфере образования. К примеру, в Штатах принят закон «Ни одного отстающего ребенка» (No Child Left Behind (NCLB)), который обязывает все штаты обеспечить индивидуальный прогресс всех учащихся (в том числе детей с особыми образовательными потребностями), т. е. непрерывное и существенное улучшение успеваемости. Указанный закон также обязывает учителей использовать научно-обоснованные обучающие программы, включающие разные подходы и лучшие практики.

Как показывает международный опыт, различия в подходе к инклюзивному образованию в разных странах носят исторический, культурный и религиозный характер. С учетом географических размеров нашей страны, этнокультурном, религиозном многообразии, различный подход к правовому регулированию инклюзивного образования в регионах неизбежен.

Необходимо признать, что подобная «дикая инклюзия», реализуемая без нормативно-правового обеспечения, фактически имеет место в нашей стране. Мне кажется, что это обстоятельство необходимо отразить в резолюции конференции.

Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов и норм российского законодательства показал, что в целом принципиальных противоречий между нормами нет.


Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования .

В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным Кодексом РФ и законом «Об образовании»

Определяя принципы государственной политики в области образования, Закон «Об образовании» 1992 г . устанавливает: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Закон об образовании гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от состояния здоровья и социального положения (ст. 5 Закона об образовании).

· Положение о классах инклюзивного (включенного) обучения в общеобразовательном учреждении;

· «Концепция развития инклюзивного образования в Центральном административном округе города Москвы»

· «Положение о деятельности государственного образовательного учреждения ЦАО г. Москвы в режиме Окружного Ресурсного центра по инклюзивному образованию».

Указанные документы являлись в своем роде новаторскими, поскольку были разработаны в отсутствие федерального и московского законодательства.

Следующим шагом было принятие закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве», который:

· закрепляет право лиц с ОВЗ на получение образования любого уровня;

· дает определение терминам «ограничение возможности здоровья» и «инклюзивное образование»;

· исключает некорректные выражения и словосочетания в отношении инвалидов;

· устанавливает норму о недопущении дискриминации лиц с ОВЗ во всех сферах жизни;

· устанавливает обеспечение образовательного процесса на основе индивидуальной программы реабилитации;

· предусматривает обеспечение образовательного процесса помощниками педагога (тьюторами) и сурдопереводчиками;

· предусматривает специальную подготовку педагогических и иных работников, участвующих в обучении (воспитании) лиц с ограниченными возможностями здоровья;

· устанавливает порядок доплат педагогам и их помощникам

Несмотря на прогрессивность закона, на сегодняшний день отсутствуют механизмы межведомственного взаимодействия в реализации прав лиц с ограниченными возможностями здоровья в области образования, также отсутствует обеспечение финансирования дополнительных педагогов, тьюторов (сопровождающих), создания специальных условий.

Включить в проект нового закона «Об образовании в Российской Федерации» отдельную главу, комплексно регулирующую вопросы образования лиц с ОВЗ.

Указанная глава должна содержать только основные принципы реализации инклюзивного образования в Российской Федерации. Более детальное регулирование должно осуществляться на региональном уровне с учетом географических, этнокультурных и иных особенностей.

Необходимо на федеральном уровне включить в законодательство термин «инклюзивное образование» и предусмотреть четкие механизмы предоставления разумного приспособления и адаптации учебного процесса к индивидуальным образовательным потребностям для каждого учащегося, обучения педагогов и помощников педагогов (тьюторов) методикам работы с детьми с различными формами инвалидности. Также необходимо предусмотреть развитие ресурсных центров в каждом районе как «очагов инклюзии».

Считаю необходимым включить в резолюцию необходимость введения упрощенного порядка лицензирования образовательных учреждений, реализующих инклюзивное обучение детей с ОВЗ.

В заключение хотел бы подчеркнуть, что принципы инклюзии нашли поддержку на самом высоком уровне. Инклюзивный подход сформулирован в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной 4 февраля 2010 года Президентом Российской Медведевым: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации ».

1

В статье проанализирована эволюция институтов инклюзивного образования и их роль в общей системе организации обучения. Рассмотрены этапы становления инклюзивного образования их эволюция от моделей специального обучения до совместного, «включенного» обучения детей с различными образовательными потребностями. Проведен анализ нормативных актов, заложивших правовые основы организации инклюзивного образования на международном уровне и в Российской Федерации, дана оценка действующей системы нормативного обеспечения права равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в российской Федерации». Раскрыты региональные аспекты организации системы инклюзивного образования.

интегрированное образование

включенное образование

специальное образование

особые образоательные потребности

инклюзивное образования

инклюзия

1 Всемирный доклад об инвалидности. 9 июня 2011 г. Всемирная организация здравоохранения, 2011 URL: http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report /ru/index.html.

2 Всемирный форум по образованию Дакар, Сенегал 26-28 апреля 2000 г. Дакарские рамки действий Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств. Приняты Всемирным форумом по образованию Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г. Официальный сайт ЮНЕСКО. URL: http://www.unesco.org/new /en/education/worldwide/

3 Конвенция о правах ребенка. Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 7 ноября 1990 г. N 45. Ст. 955.

4 Перфильева М.Ю., Симонова Ю.П., Прушинский С.А. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования / под ред. Т.Г. Туркиной. М., 2013. URL: old.perspektiva-inva.ru

5 Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 № 1180 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие образования"».

6 Постановление Госдумы ФС РФ от 20.05.99 № 3993-II ГД «О мерах по обеспечению государственной поддержки детей – инвалидов»

7 Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 01.03.2012 № 910 «Об утверждении плана развития инклюзивного образования в Краснодарском крае на 2012 год»

8 Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 11 ноября 2009 года № 3551 «Об организации инклюзивного образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Краснодарском крае»

9 Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 29 сентября 2009 года «О развитии безбарьерной среды в образовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году в муниципальных образованиях Краснодарского края»

10 Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»

11 Решение Коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 28 октября 2009 года № 6/3 «Об организации в общеобразовательных учреждениях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации национального проекта «Наша новая школа»

12 Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. Опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Париж, 2009.

13 Стенограмма доклада на конференции работников вспомогательных школ 23 мая 1931 года. Работа впервые опубликована в 1983 году (см.: Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. – С. 115–136)

14 Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.06.2012; Собрание законодательства РФ", 04.06.2012, № 23, ст. 2994

15 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.07.2013

16 ЮНЕСКО, 1994 г. Саламанкская декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями. Париж, ЮНЕСКО/Министерство образования, Испания. 1994.

17 Allen Adler: Inclusion and exclusion in the secondary school physical education class. University of Wisconsin, Madison 1972

18 Edward Forman: The Inclusion of Visually Limited and Blind Children in a Sighted Physical Education Program. In: Educ Visually Handicapped. 1 (1969) 4, S. 113-115

19 Kultusministerium des Landes Nordrhein-Westfalen: Gemeinsamer Unterricht für behinderte und nichtbehinderte Kinder in der Grundschule: Abschlussbericht zu den Schulversuchen. Aus: gemeinsam-leben-und-lernen-mg.de

20 Rudolf Schindele (Hrsg.): Schulische und soziale Integration Behinderter. Unterricht und Erziehung Behinderter in Regelschulen, S. 89. Rheinstetten, 1977

В современном мире, приобретающем все более глобализированный характер, растет осознание необходимости преодоления социального отчуждения во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании. Одним из наиболее эффективных путей ее решения является развитие систем инклюзивного образования.

Сегодня инклюзивным образованием принято называть такую организацию процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в общеобразовательных школах общего типа, где учитываются их особые образовательные потребности и, где им оказывается необходимая специальная поддержка .

Еще в 30-е гг. ХХ в. Л.С. Выготский предложил создать педагогическую систему, органично соединяющую специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития («социальных вывихов») и социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта . В послевоенной Германии практика совместного обучения детей носила вынужденный характер, но достигнутые при этом позитивные результаты способствовали развитию новых форм образования. В 70-90-е гг. эксперименты по организации совместного обучения здоровых детей и детей с различными группами инвалидности проводятся уже по рекомендации Немецкого совета по образованию .

Подобные системы обучения получали различные названия: совместное, интегрированное, интеграционное и др. Как отмечает М.Ю. Перфильева с соавторами, все вышеупомянутые подходы имеют длительную историю, но в большинстве случаев их суть заключалась в перенесении элементов специального образования в систему общего образования. В результате только незначительная группа детей с инвалидностью полностью включалась в среду общего образования. Основным барьером в широкой реализации политики и практики включения детей с инвалидностью в общеобразовательную среду становились организационные барьеры. Именно переосмысление этого процесса привело к изменению концепции «особых образовательных потребностей» и появлению нового термина - «инклюзия» .

Понятие инклюзия, происходящее от лат. includo «включаю», применительно к образовательному процессу стало использоваться во второй половине ХХ в. Одним из первых его применил Ж. Пиаже, анализируя возможности обучения чтению детей с выраженными психологическими различиями. В 60-70-е гг. ХХ в. концепция инклюзивного образования начала активно разрабатываться в педагогике и психологии , в мире постепенно накапливался опыт «включенного» обучения детей с различными образовательными потребностями. Мощным стимулом развития идей инклюзивного образования и внедрения его в практику образовательного процесса стало принятие ряда международных правовых актов, важнейшие из которых: Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948 г.); Декларация прав ребёнка (ООН, 1959 г.); Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960 г.); Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969 г.); Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971 г.); Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975 г.); Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982 г.); Конвенция о правах ребёнка (ООН, 1989 г.); Всемирная декларация об образовании для всех - удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, г. Джомтьен, 1990 г.); Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (1993 г.); Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. (г. Саламанка 1994 г.); Дакарские Рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств (Всемирный форум по образованию, г. Дакар 2000 г.); Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006 г.).

Эти правовые акты заложили общие основы признания права всех граждан на получение образования «без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья или каких-либо иных обстоятельств» .

Одним из первых документов, системно изложивших общее видение инклюзивности применительно к образовательному процессу стала Всемирная декларация по образованию для всех, принятая в 1990 г. (Джомтьен, Таиланд):

    Обеспечение всеобщего доступа к образованию для всех детей, молодежи и взрослых, а также содействие равенству в этой области;

    Осуществление упредительных действий по выявлению барьеров и препятствий, с которыми многие люди сталкиваются в получении доступа к образовательным возможностям;

    Определение ресурсов, необходимых для преодоления таких препятствий .

Новый импульс развитию инклюзивного образования был придан Всемирной конференцией по образованию детей с особыми потребностями, которая состоялась в Саламанке (Испания) в июне 1994 г. Более 300 участников, представляющих 92 правительства и 25 международных организаций, рассмотрели важнейшие изменения в политике, необходимые для содействия реализации концепции инклюзивного образования и создания, таким образом, условий для того, чтобы школы служили интересам всех детей, в том числе тех, у которых имеются особые образовательные потребности. Итоговая декларация конференции содержит следующие положения:

  • каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;
  • каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
  • необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;
  • лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей;
  • обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования .

Следует отметить, что в соответствии с документами ООН «включенность» в образовательный процесс предусматривает учет потребностей самых широких слоев населения: «бедных и уязвимых слоев, включая работающих детей, жителей отдаленных сельских районов и кочевников, этнические и лингвистические меньшинства, детей, молодых людей и взрослых, оказавшихся затронутыми конфликтами, ВИЧ и СПИДом, жертвами голода или имеющих плохое состояние здоровья, а также инвалидов или лиц с особыми образовательными потребностями» . В тоже время, в каждом из регионов планеты организация инклюзивного образования имеет особую специфику. Так, для развитых стран, в том числе и для России наиболее актуальными являются, прежде всего, вопросы включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инвалидность - одна из насущных проблем современного общества. По оценкам ВОЗ в 2011 г. к различным категориям инвалидности можно было отнести около 15% населения . В Российской Федерации по данным официальной статистики в 2012 г. проживало около 10 млн. инвалидов . Еще драматичней выглядит статистика детской инвалидности. По данным Федеральной службы государственной статистики, если в 2005 г. число детей до 18 лет, впервые признанных инвалидами составляло 51985 чел., то в 2011 г. уже 71237 чел. (рис. 1).

Классическая система образования, сложившаяся в подавляющем большинстве развитых стран предполагала полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей. Отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, подтверждаемый появлением терминов «лица с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями» свидетельствует о смещении акцента с отклонений от нормы в физическом или психическом развитии на фиксацию потребностей детей в особых условиях образования и ответственность общества за реализацию этих потребностей.

Признание права лиц с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование подтверждено в Конвенции о защите прав инвалидов (2006). Так, в соответствии со ст. 24 Конвенции все государства-участники признают право инвалидов на образование и в целях его реализации без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях. В этом контексте инклюзию можно рассматривать как процесс развития предельно доступного образования для каждого ребенка в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

В России первые инклюзивные образовательные учреждения появились на рубеже 1980 - 1990 гг., но до сих пор их доля крайне мала. Например, в Москве из более чем полутора тысяч общеобразовательных школ, по программе инклюзивного образования работают лишь 47. Одним из факторов, сдерживающих развитие инклюзивного образования, является недостаточно развитая нормативно-правовая база.

Вопрос о создании интегрированного (инклюзивного) образования неоднократно поднимался в официальных документах, в частности в Постановлении Госдумы ФС РФ от 20.05.99 № 3993-II ГД, распоряжении Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и ряде других, но кардинально изменить ситуацию, по крайней мере до настоящего времени так и не удалось.

Определенные позитивные сдвиги в этой сфере наметились с принятием нового Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», во-первых, введшем понятие инклюзивное образование (ст. 2), во-вторых, подтвердив гарантии права на его получение (ст. 5). В соответствии со ст. 2 закона инклюзивное образование представляет собой обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Рисунок 1 - Число детей в возрасте до 18 лет, впервые признанных инвалидами (по данным ФСГС РФ)

Ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» предусматривает обязанность федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Некоторые правовые механизмы реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование), такие как возможность получения инклюзивного образования по месту жительства, гарантии его качества закреплены и Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» .

На региональном уровне также ведется работа по внедрению программ инклюзивного образования. Различные проекты по инклюзивному образованию реализуются в Москве, Томске, Самаре, Улан-Удэ (Республика Бурятия), Ухте (Республика Коми) и многих других регионах страны. Все активнее включается в эту работу и Краснодарский край. Нормативно-правовой базой этой работы выступают решение Коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 28 октября 2009 года № 6/3 «Об организации в общеобразовательных учреждениях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации национального проекта «Наша новая школа», приказы департамента образования и науки Краснодарского края от 29 сентября 2009 года «О развитии безбарьерной среды в образовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году в муниципальных образованиях Краснодарского края», от 11 ноября 2009 года № 3551 «Об организации инклюзивного образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Краснодарском крае», от 01.03.2012 № 910 «Об утверждении плана развития инклюзивного образования в Краснодарском крае на 2012 год» и др. Еще одним шагом в этом направлении стало принятие Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 № 1180 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие образования"».

По данным на 2013 г. в крае насчитывается 50 специальных (коррекционных) образовательных организаций для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, при этом количество организаций, обеспечивающих условия для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в программах инклюзивного образования и психолого-медико-социального сопровождения по прежнему недостаточно. Несмотря на то, что около 25% образовательных учреждений края готовы принимать на обучение детей с серьезными заболеваниями, в крае разработано и принято Примерное положение по организации инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края, предусматривающее развитие таких моделей, как полная инклюзия, частичная инклюзия, предполагающая совмещение индивидуального обучения на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучение по индивидуальным учебным планам; внеурочная инклюзия, следует признать, что предстоит еще достаточно большая работа по внедрению программ инклюзивного образования в деятельность кубанских образовательных учреждений.

Рецензенты:

Сажина Н.М., д.п.н., профессор, зав.кафедрой технологии и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар;

Микерова Г.Г., д.п.н., профессор, зав.кафедрой педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар.

Отметим, что официальная статистика учитывает численность инвалидов, имеющих непросроченное свидетельство об инвалидности, в то время как к ним можно также отнести людей, подпадающих под определение инвалидности, но не знающих об этом или не оформивших соответствующий статус.

Библиографическая ссылка

Гребенникова В.М. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15926 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Информацию предоставила Е. И. Енина,

методист МКОУДО «ИМЦ»

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ».

Документ фактически расширяет госгарантии бесплатного обучения, а также укрепляет связь между образовательными программами и современным рынком труда. Кроме того, закон призван открыть дорогу для обучения детям-инвалидам в обычных школах. Закон об образовании от 2013 года отдает предпочтение инклюзивному обучению для детей с ограниченными возможностями. Однако они смогут получить образование и в специализированных учреждениях.

Об инклюзивном образовании у нас в стране всерьёз заговорили в конце первого десятилетия нынешнего века. В 2009 году был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете. В 2010-м концепция инклюзивного образования нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрия Медведева; в 2012-м – в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Владимиром Путиным, и, наконец, в новом законе «Об образовании».

Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.

Но внедрение инклюзивного образования в России сталкивается с рядом трудностей. Не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении, отсутствует автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и домой. Слабо работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов, не эффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями.

Тем не менее, Валентина Матвиенко, председатель Совета Федераций, об инклюзивном образовании говорит следующее: «Ведь инклюзивное образование - это не просто совместное обучение и воспитание детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, и детей, не имеющих таких ограничений, - с другой. Совместное обучение здесь не самоцель, а средство, способ исправления социальной несправедливости в отношении детей с отклонениями в физическом и психическом здоровье».

Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Федеральная:

  1. «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  2. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями
  3. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» - Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)
  4. «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н
  5. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» - Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535
  6. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р
  7. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.)
  8. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» – Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р
  9. «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6

10. «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» - Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23-03

11. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» - Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666

12. «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития» - Письмо Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2887-6

13. «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» - Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6

14. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95

15. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6

16. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06

17. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования» - Приказ Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г.

18. «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» - Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. N 1

19. «Методические рекомендации о деятельности 10 - 12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой» - Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г. N 27/2932-6

20. «Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 281

21. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373

22. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271

23. «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Опубликовано 5 мая 2012 г.

24. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599

25. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761

26. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597

27. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года.

28. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» . Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015.

29. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва

Правовое регулирование инклюзивного образования осуществляется на основе нормативно-правовых актов разного уровня. Это международные (признанные и подписанные СССР или Российской Федерацией); федеральные (Конституция РФ, законы РФ, кодексы); правительственные нормативно-правовые постановления, распоряжения; ведомственные (Министерства образования и науки); региональные - на уровне субъектов Российской Федерации (как правительственные, так и ведомственные); муниципальные; локальные акты образовательной организации.

Законодательный процесс по обеспечению инклюзивного образования в России во многом предопределен международными нормативно-правовыми актами (декларацией, конвенциями, резолю- зиями) и инициирован изменяющейся социальной позицией общества по отношению к людям с особыми возможностями жизнедеятельности.

А это значит, что вопросы предоставления образовательных услуг таким детям и подросткам регулируются документами разного уровня - международными, федеральными, ведомственными и региональными.

Международные источники предусматривают детализацию зафиксированных прав и свобод в системе комплексного обеспечения гарантированной защиты человека и отражают видоизменения ситуации общественного понимания проблемы. Следует добавить, что для государств-участников международные документы носят рекомендательный характер.

Так, впервые было признано, что «каждый человек имеет право на образование», и зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека (1948). В ней были провозглашены как социальные, экономические и культурные, так политические и гражданские права. В ее первой статье содержится историческое положение о свободе и равенстве достоинства и прав личности каждого человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

В Декларации прав ребенка (1959) представлены основные принципы соблюдения таких прав. Так, в принципе 5 закреплено положение о том, что «ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния».

Конвенция «О борьбе с дискриминацией в области образования», принятая в 1960 г., впервые указала на необходимость единых подходов к организации процесса обучения всех детей, что устраняло любые формы дискриминации в области образования и поощряло всеобщее равенство возможностей, и отношения ко всем. Следовательно, в ней были определены общедоступность и равные условия в отношении качества обучения. В последующем Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) закрепил право каждого человека на доступное образование на всех его ступенях, включая среднее профессионально-техническое образование.

В 1970-х гг. в ряде документов были уточнены позиции общества в отношении интеграции в социум людей с умственной отсталостью, обозначены права инвалидов (Декларации ООН «О правах умственно отсталых лиц», 1971; «О правах инвалидов», 1975). Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов, достойно завершившей Всемирный год инвалидов (1982), подчеркивалось, что их образование по возможности должно проходить в рамках общей школьной системы, а разрабатываемые и принимаемые государственные законы, касающиеся обязательного образования, должны распространяться на детей со всеми видами инвалидности, в том числе и самыми тяжелыми ее формами. Впервые было обращено внимание на гибкость, индивидуализированность, доступность и всеобъемлемость системы образования, а также на необходимость создания особых условий в общей системе образования (в отношении подготовки кадров, мониторинга ситуаций, формирования специальных служб сопровождения). В этой Программе рассматривались ситуации, при которых дети в силу разных причин не могли учиться в общей системе образования. В таких случах предусматривалась организация специальных учебных заведений, где качество обучения было бы равнозначным и взаимосвязанным с общей системой образования.

Требование создания в обычных школах специфических условий для детей с ООП, в частности, в системе инклюзивного образования, нашло свое отражение в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (Испания, 1994). В декларации указано, что обычные школы с инклюзивной ориентацией - наиболее эффективное средство противодействия дискриминационным воззрениям, основа для формирования благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и гарантированного образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и, в конечном счете, повышают эффективность и рентабельность всей системы образования.

В международных документах последнего десятилетия уточняются определения, важные для организации процесса инклюзивного обучения. Так, в конвенции «О правах инвалидов» (2006) дополнено содержание понятия «обучение инвалидов», согласно которому основное внимание должно уделяться разумному приспособлению неизбежных и целенаправленных модификаций и корректив образовательных программ в целях обеспечения инвалидам наравне с другими членами общества реализации всех прав и основных свобод человека. Обучение инвалидов по необходимости должно подразумевать использование азбуки Брайля, дактильного общения, крупного шрифта, доступных мультимедийных средств, аудиосредств, переводчиков, а также усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, включая доступную информационно-коммуникационную технологию. Именно с позиций построения коммуникации для всех участников образовательного процесса и доступности всех сфер общественной жизни современный мир строит систему инклюзивного образования, при создании условий с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого. При этом надо подчеркнуть, что впервые на международном уровне в законодательной сфере признается обязательность обеспечения и поощрения реализации всех прав и основных свобод инвалидов.

Статья 24 конвенции «О правах инвалидов» - «Образование» - требует государственных гарантий для людей с ООП и инвалидов в создании условий для эффективного участия в жизни свободного общества, в доступности для них наравне с другими инклюзивного, качественного и бесплатного начального и среднего образования в местах их проживания с соблюдением эффективных мер индивидуальной поддержки. Уточняется, что никакого исключения по причине инвалидности быть не должно. Инклюзивное образование возможно на всех ступенях обучения и на протяжении всей жизни человека. Таким образом, инклюзивное образование становится основным направлением в обеспечении прав на образование для людей с инвалидностью, а значит, законодательно закреплены его главные составляющие - соответствующее финансирование, механизмы создания необходимых условий и адаптация образовательной среды.

Следовательно, приоритет инклюзивного образования для лиц с ООП и инвалидов очевиден как для мировой, так и для отечественной практики. Уже в Федеральном документе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (2010) сформулирован основной принцип инклюзивного образования: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей или, находящихся в трудной жизненной ситуации». А в государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011-2015 гг. указано, что к 2015 г. доля общеобразовательных организаций, в которых будет создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций должна достигнуть 51%.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется рядом документов и в первую очередь Конституцией РФ, где закреплено право каждого человека на образование (ст. 43), и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Этот закон отражает базовые нормы международного и современного российского законодательства (см. гл. 1 ст. 2). В его второй статье разъяснены значимые для современного образования понятия - «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа».

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья признается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий (гл. 1, ст. 2).

Инклюзивное образование предусматривает обеспечение равной доступности образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа - это программа, предназначенная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Этот закон формирует основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (ст. 3). Среди них важнейшими для инклюзивного образования являются: право каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в данной сфере, обеспечение условий для развития способностей обучающихся, вариативность форм получения образования и свобода их выбора.

Для получения образования людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности требуется создание в образовательной организации особых условий, включающих использование специальных средств: учебных программ и методов обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, услуг ассистента (помощника), оказывающего обучаемым необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, физическая доступность зданий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено реальное получение учащимися образования.

Закон устанавливает, что подлинная реализация прав любого человека, и в том числе людей с ограниченными возможностями, на получение качественного образования в учебных структурах, исключающая какую-либо дискриминацию, зависит от четкого и последовательного соблюдения определенных условий, предусматривающих: оказание ранней коррекционно-развивающей помощи на основе специальных педагогических подходов и при использовании наиболее подходящих для обучающихся методов и способов общения; максимальную коррекцию выявленных нарушений, а также социальное развитие и социальную адаптацию этих людей.

В Законе указаны основные права обучающихся и меры их поддержки и стимулирования: им предоставляются академические права на обучение с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе на:

  • социально-педагогическую и психологическую помощь: бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию (ст. 34); обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации;
  • вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня;
  • возможность обучения по программам различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
  • выбор различных форм осуществления образования - семейного, смешанного, с применением дистанционных, электронных и информационных ресурсов.

Особое внимание уделено сетевой форме реализации учебных программ (ст. 15), что актуально для инклюзивного образования, при котором использование ресурсов нескольких организаций часто становится залогом обеспечения качественного образования.

Закон подчеркивает, что для обучения лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности должны разрабатываться адаптированные образовательные программы (АОП) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Выделяя термин «качество образования», Закон разъясняет, что оно представляет собой комплексную характеристику образовательной деятельности учебного заведения и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого они осуществляются с учетом достижения планируемых результатов.

Крайне важно, что в Законе определены роль родителей в реализации образования детей, их права и обязанности. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное перед всеми другими лицами право на определение характера обучения и воспитания детей и на защиту их прав и законных интересов.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся с учетом рекомендаций ПМПК могут выбирать формы образования и организации, осуществляющие такую деятельность, присутствовать при обследовании детей данной комиссией, получать информацию о всех планируемых видах обследований детей (психологических, психолого-педагогических), давать согласие на их проведение или участие в них, иметь информацию о результатах проведенных обследований, обсуждении результатов обследования и рекомендациях, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей (ст. 44).

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по АОП только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК (ст. 55). Повторное обучение, обучение по индивидуальному учебному плану или перевод на обучение по АОП возможны в случае академической задолженности, не ликвидированной в установленные сроки с момента ее образования и в соответствии с рекомендациями ПМПК (ст. 58). В законе также указан порядок выдачи документа об образовании. Лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности (при различных формах умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по АОП, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ст. 60).

Закон определяет ответственность педагогических работников за качество образования. Педагоги обязаны применять формы, методы обучения и воспитания, педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования с учетом особенностей психофизического развития обучаемых и состояния их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для обучения детей таких категорий, и взаимодействовать с медицинскими организациями (ст. 48).

Статья 42 суммирует особенности психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучаемым, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации. Здесь впервые представлены направления деятельности психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:

  • 1) психолого-педагогическое консультирование учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
  • 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь им;
  • 3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
  • 4) помощь в профориентации, в получении профессии и социальной адаптации.

Психолого-педагогическую помощь в ППМС-центрах оказывают педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи и другие необходимые специалисты.

В законе детально перечислены организационные основы получения образования такими обучающимися (ст. 79).

Каждая образовательная организация в рамках инклюзивного обучения, помимо использования в своей деятельности нормативноправовых актов, установленных федеральными органами законодательной и исполнительной власти РФ, сама создает повседневные нормативные акты и руководствуется ими. В соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации могут действовать на основании собственного Устава, утвержденного законодательством РФ. В нем должна быть закреплена инклюзивная направленность деятельности данной организации.

Согласно статьи 28 - «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» данного Закона, образовательная организация также обладает правовой автономией, которая признает ее самостоятельность в реализации образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, в разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами РФ. В принятых актах указывается порядок реализации интегрированного или инклюзивного обучения в конкретном учебном заведении.

Приведем отдельные локальные нормативные акты, характерные для образовательных организаций:

  • порядок приема в образовательную организацию, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью;
  • порядок оформления начала, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися (и их родителями), а также права и обязанности родителей (законных представителей) детей с ООП - договор между образовательной организацией и родителем (законным представителем) ребенка с ограниченными возможностями;
  • правила внутреннего распорядка жизнедеятельности обучающихся и правила трудового распорядка;
  • правила, регламентирующие образовательную деятельность, в том числе относящуюся к инклюзивному или интегрированному обучению, - режим занятий, формы, порядок и периодичность текущего и итогового контроля успеваемости и другие правила;
  • утвержденные адаптированные образовательные программы для учащихся с ООП;
  • список учебников, в том числе для учащихся с ООП;
  • состав материально-технического обеспечения образовательной деятельности, в том числе обеспечения специальной образовательной среды;
  • штатное расписание с включением персонала, реализующего все аспекты инклюзивного образования;
  • должностные инструкции для всех сотрудников, имеющих отношение к инклюзивному образованию;
  • порядок отчисления и восстановления обучающихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

и некоторые другие.

Главное назначение локальных актов - конкретизация, либо дополнение правовых основ деятельности организации, соответствующих ее особенностям и возможностям. Такие акты разрабатываются и выпускаются в различных формах - в виде приказа, постановления, распоряжения, положения, инструкции, правила и др.

Хотя каждая образовательная организация обладает самостоятельностью в разработке и принятии подобных нормативных актов, тем не менее при составлении их содержания учитываются мнения советов обучающихся и родителей, в которые обязательно входят в должном соотношении родители детей с ООП, а также представители коллектива работников данной организации.