Нормативное обеспечение образования основные понятия. Нормативное правовое обеспечение национальной безопасности

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

Генерал-лейтенант в отставке А.И.Витковский,

кандидат военных наук, профессор

Нормативное правовое обеспечение национальной безопасности

В статье осуществлен анализ наличия, действенности и применяемости нормативно-правовых документов обеспе-чения военной безопасности государства на современном этапе его развития, имеющихся недостатков и противоречий, предложены положения по дальнейшему совершенствованию комплекса документов.

Ключевые слова: военная безопасность, нормативное правовое обеспечение, закон, указ, строительство Вооружен-ных Сил, опыт зарубежных стран.

Обеспечение национальной безопасности является настолько широкой и значительной по охвату сфер общественной жизни категорией, что ее защите служат практически все функции государства. Деятельность государственных органов, общественных и иных организаций, всех граждан страны по обеспечению национальной безопасности регулируется многочисленными нормативными правовыми актами, разработанными по всем составляющим, и сделать их анализ кратким в выступлении просто невозможно.

Поэтому я остановлюсь на нормативном обеспечении основной составляющей национальной безопасности - военной безопасности.

Созданная в России нормативная правовая база по обеспечению военной безопасности в основном позволила сформировать военную организацию, обеспечить ее функционирование и определить структуру взаимоотношений между государственными органами, связанными с обеспечением военной безопасности страны.

Основополагающими документами в этой сфере, вместе с Конституцией РФ, являются: Федеральный конституционный закон «О военном положении»; федеральные законы «О безопасности», «Об обороне», «О Государственной границе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О борьбе с терроризмом» и другие. Кроме того, к ним следует отнести подзаконные акты - указы Президента Российской Федерации: «Концепция национальной безопасности», «Военная доктрина Российской Федерации», «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года», «Основы государственной политики Российской Федерации по военному строительству», План строительства Вооруженных Сил и другие.

Анализ приведенной и другой нормативной правовой базы показывает, что вопросы военной безопасности наиболее системно содержатся в подзаконных актах, особенно в таких, как Военная доктрина и Концепция национальной безопасности.

В Военной доктрине Российской Федерации, других государственных документах определено содержание обеспечения военной безопасности в мирное время, в угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта).

В Концепции национальной безопасности определены национальные интересы России в военной сфере, которые заключаются в защите ее независимости, целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников. Отмечается, что национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Указывается, что важнейшей задачей Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников.

Однако многие нормативные правовые акты по обеспечению как военной безопасности, так и по обеспечению национальной безопасности устарели, требуют существенной переработки.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации утверждена в 1997 году. В 2000 году принята ее новая редакция. Но на сегодняшний день она явно не отвечает новым вызовам и угрозам. В настоящее время эта концепция перерабатывается, и ей целесообразно придать высшую юридическую силу посредством принятия федерального закона.

По каждому элементу национальной безопасности целесообразно разработать и принять соответствующие доктрины или концепции и основные направления развития, а также федеральные программы с финансовым обеспечением.

Ход военной реформы в стране показал низкую эффективность ряда подзаконных нормативных правовых актов, относящихся к обеспечению военной безопасности.

Отсутствие достаточной законодательной базы привело к тому, что нередко стали приниматься противоречивые решения по принципиальным вопросам: упразднение Главного командования Сухопутных войск, затем его восстановление, объединение Военно-космических сил с Ракетными войсками стратегического назначения, а затем их разъединение, сокращение средств, ликвидация, а затем строительство и т.д.

Создание полной законодательной базы по проведению основных мероприятий обеспечения военной безопасности позволит более эффективно использовать выделяемые ресурсы, избегать стратегических ошибок. Прежде всего, по моему мнению, необходимо принятие закона, регламентирующего весь процесс военного строительства как единого целого, связующего между собой различные, в том числе правовые, административные, экономические аспекты взаимоотношений субъектов военного строительства. Таким законом мог бы стать федеральный конституционный закон «О военном строительстве в Российской Федерации».

Сложность приведения военной организации в соответствие с решаемыми ее задачами определяет тот факт, что в России, наряду с Вооруженными Силами, существуют войска, подчиненные другим ведомствам. При этом в отличие от Вооруженных Сил каждое из ведомств, в которых законодательством предусмотрена военная служба, имеет свой статус, закрепленный законом. Единственная силовая структура, деятельность которой отдельным законом не регламентирована - это Вооруженные Силы Российской Федерации. Тот факт, что ведущая компонента военной организации государства, составляющая основу обороны, страны функционирует без законодательного закрепления своего статуса, является едва ли оправданным.

Выходом из создавшегося положения может быть принятие закона «О Вооруженных Силах Российской Федерации», в котором целесообразно отразить механизм формирования военной политики государства, состав и структуру, перспективные планы развития, закрепить ответственность органов государственного и военного управления за развитие Вооруженных Сил.

Особую важность сегодня приобретает совершенствование законодательной базы финансово-экономического обеспечения военного строительства. Существующий в настоящее время порядок разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за ходом исполнения оборонного бюджета не в полной мере обеспечивает военное строительство. Если в России основные полномочия по строительству ВС РФ принадлежат Президенту и Правительству Российской Федерации, то в наиболее экономически развитых странах эти полномочия отнесены к парламентам. Так, все законодательные акты конгресса США соединены в Свод законов Соединенных Штатов, который дополняется и переиздается каждые шесть лет. Законы, касающиеся военного строительства, вопросов национальной безопасности и обороны страны, входят в состав соответствующих разделов: 10 - «Вооруженные силы»; 14 - «Береговая охрана»; 32 - «Финансовое довольствие и денежные надбавки военнослужащим»; 38 - «Льготы ветеранам вооруженных сил»; 50 - «Война и национальная оборона».

Законодательное обеспечение строительства вооруженных сил США основывается на законе о национальной безопасности, принятом конгрессом в 1974 году. У нас такого закона нет. Изменения в структуре вооруженных сил США и системе руководства ими были проведены на основе закона о реорганизации министерства обороны 1986 года (закон Голдуотера - Николса) «О реорганизации военного ведомства». Силу закона после рассмотрения и утверждения конгрессом приобретают пятилетние планы строительства вооруженных сил, ежегодные раздельные доклады в конгрессе министра обороны и председателя КНШ, совместные доклады министров и начальников штабов видов вооруженных сил.

К сожалению, наши законодатели почему-то не используют положительный опыт зарубежных стран при создании нормативной правовой базы по обеспечению военной безопасности России.

Огромное влияние на способность Вооруженных Сил выполнять свои задачи по стратегическому сдерживанию, по локализации угроз военной безопасности оказывает не только уровень оснащения армии и флота, но и уровень социальной защищенности военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей - то есть человеческий фактор. Руководители нашей страны в посланиях, выступлениях постоянно декларируют о том, что человек, защищающий Родину, должен иметь высокий общественный и материальный статус, что денежное довольствие военнослужащих должно быть выше на 25-30 процентов выше денежного довольствия государственных гражданских служащих.

Однако пока и статус, и денежное довольствие военнослужащих не соответствует этим декларациям. Возьмем Федеральный закон «О статусе военнослужащих». За 10 лет действия этого закона в него внесено 35 изменений. В результате с военнослужащих сняты почти все льготы, которые были прописаны в первой его редакции, введен ряд новых норм по денежному довольствию. При этом материальное положение как военнослужащих, так и военных пенсионеров, как правило, не улучшалось.

В Министерстве обороны утверждена стратегия социального развития ВС РФ на период до 2020 года, в которой отмечается, что она является составной частью системы национальной безопасности. Констатируется, что денежное довольствие военнослужащих и заработной платы лиц гражданского персонала ВС и тенденция их изменения обусловливают усиление социальной напряженности, снижение мотивации к военной службе, отток кадров. Средние темпы роста денежных доходов семей военнослужащих в 1,2 раза ниже, чем в целом по РФ. Вследствие этого не удовлетворены своим материальным положением свыше 60% военнослужащих.

Несовершенство существующей системы исчисления пенсий ведет к увеличению разрыва между темпами роста пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и денежного довольствия военнослужащих.

Закономерно встают вопросы: почему такое плачевное материальное состояние военнослужащих и военных пенсионеров? Ведь в ВС СССР была эффективная система социального обеспечения военнослужащих и военных пенсионеров. Почему ее не взяли за основу?

Принятыми законодательными и другими нормативными правовыми актами в Российской Федерации настолько исказили, запутали систему социального обеспечения военнослужащих и пенсионеров, что сейчас трудно представить, как она функционирует.

Законодательно отменены почти все социальные льготы. Создана такая структура денежного довольствия, в которой оклады по воинским званиям и воинским должностям (т.е. денежное содержание некоторых воинских должностей стали составлять 12-13%% денежного довольствия, в среднем - не более25%. Девальвированы воинские звания и воинские должности. Основу денежного довольствия стали составлять различные надбавки и выплаты.

Сегодня воинское звание «лейтенант» оценивается в 1861 рубль (с 1 октября с.г. - 2039 руб.) и это с учетом присоединения отмененной продовольственной набавки, а воинское звание «полковник» лишь на 704 рубля больше. Должностной оклад командира мотострелковой роты составляет 3170 руб., командира полка - 3962 рубля.

Размеры некоторые дополнительных выплат значительно превышают размеры должностных окладов. Например, введенные указом Президента Российской Федерации размеры ежемесячного денежного поощрения для офицеров центрального аппарата установлены от 2,6 до 10,5 должностных окладов, а всем остальным офицерам - одного. Или ежемесячная надбавка за особые условия боевой подготовки в некоторых частях и соединениях составляют от 2700 до 5000 рублей в месяц и т.д.

Существующую структуру денежного довольствия военнослужащих осуждают на всех уровнях государственной власти - в Совете Федерации, в Государственной Думе, в Счетной Палате, в силовых ведомствах, в средствах массовой информации. Будучи Министром обороны, Сергей Иванов оценил ее следующим образом: «…нынешняя структура денежного довольствия военнослужащего ужасна. Это целая простыня, там 20-30 граф - за что он получает…».

Вместе с тем Министерство обороны продолжает повышать денежное довольствие военнослужащим путем введения все новых и новых надбавок к должностным окладам. В этом ведомстве создан поощрительный фонд для награждения отдельных категорий офицеров ВС - 100 млрд.руб. на три года - 2009-2012 годы. По сообщению заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе Любови Куделиной, премированные офицеры будут получать ежемесячные набавки в размере от 30 тыс. рублей в течение года. Из газеты «Красная звезда» (от 27.06.08; 2-8.07.08): в среднем ежемесячное поощрение деньгами составит до 65 тыс.рублей, а высших офицеров - до 100-150 тысяч.

Приказом Министра обороны от 2 сентября 2008 года № 400 утверждена инструкция по награждению деньгами офицеров. В соответствии с этой инструкцией награждать предусматривается от 20 до 50% офицеров воинских частей. Введены квоты награждаемых в различных инстанциях.

По словам Министра финансов, вводимая надбавка через 2-3 года перейдет в повышение окладов по воинской должности и званию. К чему приведет реализация поощрительного фонда - покажет время. По моему мнению, эта акция увеличит негативные тенденции в системе денежного довольствия военнослужащих и их пенсионном обеспечении, ухудшит морально-психологическое состояние офицеров, повысит напряженность в офицерских коллективах и их семьях.

Измененная структура денежного довольствия военнослужащих отрицательно отразилась и на военных пенсионерах. Ведь пенсии увольняемым военнослужащим исчисляются из сумм окладов по должности, воинскому званию и надбавки за выслугу лет.

Такой структуры денежного довольствия военнослужащих не имеется ни в одном государстве. Например, в вооруженных силах США военнослужащим установлены основные оклады. Размеры основных окладов зависят от засчитанной выслуги лет и рангов, которые соответствуют воинским званиям, а их увеличение предусматривается через каждые два года службы. Доля основных окладов военнослужащих различных категорий составляет от 68% до 88% всего денежного довольствия. С увеличением звания и выслуги лет доля должностного оклада в денежном довольствии увеличивается. Должностные оклады всех категорий военнослужащих ежегодно в законодательном порядке увеличиваются не менее чем на величину инфляции в США. Всем военнослужащим США, получающим основные оклады, выплачивается продовольственная надбавка. Цена продовольственной надбавки для офицеров составляет свыше 110 долларов в месяц.

Предлагаю ветеранам военной службы, офицерам, которые знают взаимоотношения в воинских коллективах, жизнь и быт семей офицеров в гарнизонах, общественным ветеранским организациям обратиться к Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами, к Председателю Правительства Российской Федерации по вопросам структуры и содержания денежного довольствия военнослужащих. Ведь российские военные пенсии меньше военных пенсий как белорусских, украинских, так и особенно западных государств.

В целом нормативная правовая база по военному пакету нуждается в существенном пересмотре, что положительно скажется на обеспечении решения задач национальной безопасности.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Законодательством регулируются отношения в области образования. Права ребенка и формы его правовой защиты закреплены в законодательстве Российской Федерации в «Декларации прав ребенка», «Конвенции ООН о правах ребенка». Важным событием явился факт принятия народами мира (и, наконец, и нашей страной) Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. Попытки составить документ, защищающий и определяющий права ребенка, предпринимались в разные периоды развития человечества (укажем лишь некоторые; теория Я. А.Коменского - XVII в.; Женевская декларация прав ребенка- 1924г.; Декларация прав ребенка Н.К. Вентцеля- 1914 г.). Генеральная Ассамблея ООН в; 1959 г. приняла этот важнейший документ. В нем говорится, что ребенок обладает важными правами: правом на защиту на социальное обеспечение, на получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и др. Чтобы активизировать внимание мирового сообщества к Конвенции, защите прав ребенка, ООН провела Всемирную встречу на высшем уровне в интересах детей, состоявшуюся 29–30 сентября 1990 г. в Нью-Йорке. Всемирная встреча стала историческим форумом. 71 президент и премьер-министры государств и правительств собрались в ООН, чтобы своим авторитетом поддержать идеи Конвенции о правах ребенка. Участники встречи приняли Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы ХХ столетия.

Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности образовательных учреждений; профессиональная педагогическая деятельность отражены в Законе «Об образовании»: специальных статьях; государственных образовательных стандартах и образовательных программах. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений - это обязательное лицензирование образовательного учреждения, его аттестация и аккредитация, подтвержденная нормативно-правовыми актами в управлении образовательным учреждением, которые определяют организационные основы управления образовательным учреждением. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса отражены в содержании документов Болонского процесса и в современной российской практике в качестве реформирования образовательной системы. В сентябре 2003 года Россия присоединилась к «Декларации о европейском пространстве для высшего образования» (Болонская конвенция, 1999). Основная цель Болонского процесса заключается в том, чтобы создать в масштабах всей Европы единую, сильную, конкурентоспособную, привлекательную для всех студентов мира систему высшего образования, повысить академическую мобильность между вузами, чтобы можно было свободно прослушать курс лекций в любом университете. Для полноценного участия в «Болонском клубе» РФ предстоит до 2010 года принять ряд мер по модернизации высшего образования: ввести сопоставимые с общеевропейскими системами многоуровнего высшего образования (бакалавр - магистр); внедрить кредитную систему учета объема изучаемых дисциплин; создать соответствующую требованиям Европейского сообщества государственную систему контроля качества и аттестации (аккредитации) образовательных программ и вузов; ввести принятую в Европе форму приложения к диплому о высшем образовании и др.

Закон РФ «Об образовании» в ст. 5 устанавливает равную возможность гражданам России получить образование любого уровня независимо от различий между людьми (пола, расы, национальности и т. д.).

Конституция РФ в ст. 43 устанавливает право каждого человека на образование.

Отношения в области образования регулируются законодательством РФ, а именно законом «Об образовании» (ст. 3).

Правоотношения возникают весьма специфично. В заключение договора может участвовать ребенок вместе со своими родителями. Если обучающийся совершеннолетний, он вправе сам заключить договор с образовательным учреждением. Согласно ст.50 Закона РФ «Об образовании» совершеннолетние граждане имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

Ст.46 п.З - взаимоотношения негосударственных образовательных учреждений регулируются договором.

В ст. 19 п.8 - для проведения в школе начальной профессиональной подготовки необходимо получить согласие обучающихся.

Отношения между образовательным учреждением, обучающимся и его родителями могут быть других видов: командно-административные (родители оформляют поступление ребенка на основе односторонних правил, установленных школой) и договорные, в которые стороны вступают как равноправные партнеры, участвуя в формировании содержания договора, корректируя программу обучения и воспитания своего ребенка.

Права ребенка и формы его правовой защиты определяются Законом РФ «Об образовании» (ст.50, ст.51), уставом образовательного учреждения и иными локальными актами.

Учебная деятельность регулируется следующими документами:

Государственные образовательные стандарты - основной нормативный правовой акт, устанавливающие основные государственные требования к структуре, содержанию и организации образования в России. Стандарт

определяет обязательный минимум содержания программ, максимальный объем учебной нагрузки и т. д. Понятие «государственный образовательный стандарт» впервые введено Законом РФ «Об образовании».

Образовательные программы - локальный нормативный правовой акт, определяющий в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» содержание образования определенных уровней и направленности, который

принимает каждое образовательное учреждение.

Учебный план - локальный нормативный правовой акт, в котором осуществляется разбивка содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения.

Рабочая программа учебного курса и дисциплины - локальный нормативный правовой акт.

Годовой календарный учебный график - локальный нормативный правовой акт.

Расписание - локальный нормативный правовой акт, в котором осуществляется распределение занятий и перерывов между занятиями в течение дня, недели, семестра, года.

Правовая норма - важный и необходимый инструмент управ­ленческой деятельности.

В «Советском энциклопедическом словаре» термин «норма» трактуется как узаконенное установление, признанный обязатель­ным порядок, построение чего-нибудь, а «право» - как совокуп­ность общеобязательных правил (норм), установленных или санк­ционированных государством.

Г. Гейне писал: «Не быть подчиненным никакому закону - значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя» . Опора на право и нравственность - одно из важнейших усло­вий обеспечения безопасности учащихся и педагогов в образова­тельном учреждении.

Каким же должно быть нормативно-правовое обеспечение функ­ционирования и развития образовательного учреждения? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим нормативно-правовое обес­печение образования с позиций системного подхода на федераль­ном, региональном, муниципальном уровнях и на уровне образо- вательного учреждения. На рис. 13 графически представлена сис­тема нормативно-правового обеспечения образования в РФ.

Смысл, содержание и применение любых нормативно-право­вых актов прежде всего определяются правами и свободами чело­века и гражданина, установленными главным законом страны - Конституцией. Поэтому системообразующим компонентом в сис­теме выступают права и обязанности граждан, декларированные в Конституции РФ, на основе которой действует существующее ныне законодательство страны.

При осуществлении образовательной деятельности важную роль играют законы РФ «Об образовании», трудовое законодательство, законы о предпринимательской деятельности, законы, включен­ные в «Гражданский кодекс Российской Федерации», а также за­коны, в той или иной степени связанные с административным и уголовным правом.

К нормативным документам Министерства образования РФ от­носятся постановления Коллегии Министерства образования РФ, приказы, инструктивно-методические письма, инструкции, по­ложения по различным сферам образовательной деятельности. Эти документы регулируют образовательную деятельность на основе Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании» и направлены на нормативно-правовое обеспечение образования в рамках единого образовательного пространства страны.

Рис. 13. Система нормативно-правового обеспечения образования в Российской Федерации

Нормотворческая деятельность на федеральном уровне опирается на федеральные нормы, а структура совокупности нормативных документов повторяет федеральную: постановления регионального органа Управления образованием, приказы, инструктивно-мето­дические письма, инструкции, положения. Эти нормативы обес­печивают функционирование региональной системы образования в рамках единого образовательного пространства страны с учетом национально-региональных особенностей субъекта РФ.

На муниципальном уровне на основе полученных федеральных и региональных нормативных документов издаются постановления муниципального органа управления образованием, приказы его руководителя, методические письма и инструкции, положения по различным вопросам образовательной деятельности, учитыва­ющие ее местную специфику.

Говоря о нормотворческой деятельности на уровне общеобразо­вательного учреждения, следует отметить очевидный приоритет федеральных, региональных, муниципальных нормативов над внутришкольными нормами, поэтому в своем нормотворчестве образовательное учреждение в обязательном порядке учитывает нормативные требования всех вышестоящих уровней.

Основными нормативными документами, обеспечивающими функционирование образовательного учреждения, являются:

Устав муниципального образовательного учреждения;

Локальные акты, обеспечивающие его функционирование (в их число могут включаться такие документы, как положение о данном образовательном учреждении, положение о доплатах и надбавках, стимулирующих деятельность работников, положения о различных структурных подразделениях школы и др.);

Приказы директора, различные инструкции, разработанные администрацией (например, правила внутреннего трудового рас­порядка, описания должностных обязанностей работников и т.д.).

Кроме того, Закон РФ «Об образовании» (ст. 2) включает в компетенцию образовательного учреждения не только выбор, но и разработку и нормативное утверждение образовательных про­грамм, учебных планов, программ некоторых вновь вводимых в данной школе учебных предметов.

Эти полномочия конкретизируют объявленный принцип авто­номности образовательных учреждений (ст. 2).

Следует особо отметить, что возросшая компетенция, обеспе­ченная реализацией принципа автономности, означает повыше­ние ответственности руководителя за результаты и последствия деятельности, осуществляемой образовательным учреждением. В данном случае образовательное учреждение в установленном за­конодательством РФ порядке несет ответственность:

За невыполнение функций, отнесенных к ее компетенции;

За неполную реализацию образовательных программ; -за качество образования своих выпускников;

За нарушение прав и свобод учащихся, воспитанников и ра­ботников образовательного учреждения;

За жизнь и здоровье учащихся и работников во время образо­вательного процесса.

Помимо нормативных документов федерального, региональ­ного и муниципального уровня для осуществления нормотвор-ческой деятельности образовательного учреждения оказываются важными и некоторые международные нормативные документы, например Международная Конвенция о правах ребенка, приня­тая 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 5 декабря 1989 г. и ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. Этот документ помимо Конституции РФ должен использоваться при разработке образовательным учреждением прав и обязанностей ребенка в образовательном процессе. В данной Конвенции предус­мотрены современные направления светского воспитания, кото­рые могут быть учтены при разработке инновационных образо­вательных проектов.

Введение

Сущность регламентации труда

Нормативно-правовое обеспечение деятельности по регламентации и нормированию труда

1 Классификация нормативно-правового обеспечения деятельности по регламентации и нормированию труда

Заключение


Введение

Актуальность темы данной работы определяется социальной важностью задач регламентации труда. Определить свое место в общественной организации труда возможно только через конкретное разделение труда. Оптимальный уровень кооперации и разделения труда между работниками может быть найден и обоснован с помощью регламентации труда.

В настоящее время в условиях становления новых экономических отношений в связи с развитием частной собственности, свободного предпринимательства, реформой государственных предприятий, структурными и инвестиционными преобразованиями, реформой социального обеспечения и государственной службы повышение уровня управляемости организацией определяется не только уровнем их технического оснащения и инновациями технологий, но и наличия регламентов всех составляющих организационно-экономического механизма управления, цель которого заключается в использовании научных основ, теоретических и методологических положений, а также практического опыта в области регламентации и нормирования труда персонала предприятий при формировании социально-экономических отношений в условиях рыночной экономики.

Проблемам нормирования труда в зарубежной и отечественной литературе уделяется достаточно внимания, можно отметить труды следующих авторов: Л.И. Абалкина, Г.Я. Кипермана, В.П. Москаленко, В.М., Федоточкина, Н.В. Кочкиной, М.Е. Панкина, Н.А. Иванова, Файоля А., Роберта Г. Геста, Генри Минцберга и др.

Цель данной работы: изучить нормативно-правовое обеспечение деятельности по регламентации и нормированию труда

Задачи, определяемые указанной целью, заключаются в следующем:

) изучение сущности и механизмов регламентации и нормирования труда на предприятии;

) изучение регламентации и нормирования труда как основы формирование экономических условий роста эффективности труда.

1. Сущность регламентации труда

Регламентация труда - это установление правил, положений, инструкций, норм, определяющих порядок деятельности работников при осуществлении ими трудовых функций.

Основой, регламентации является «регламент» (от фр. reglament- правило) - совокупность правил, положений, определяющих внутреннюю организацию и порядок деятельности государственного органа, организации, предприятия (а также порядок проведения заседаний и конференций).

В условиях становления экономических отношений в связи с развитием частной собственности, свободного предпринимательства, реформой государственных предприятий, структурными и инвестиционными преобразованиями, реформой социального обеспечения и государственной службы повышение уровня управляемости организацией во многом зависит от наличия регламентов всех составляющих организационно-экономического механизма управления. Одним из эффективных элементов такого механизма является регламентация труда работников.

В условиях рыночной экономики регламентация труда персонала организаций в основном носит локальный характер и регулируется документами, разработанными в рамках конкретной организации. В то же время, регламентирование в целом опирается на ряд законов, постановлений, рекомендаций. К их числу относятся Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных обществах», Трудовой кодекс РФ и др.

Таким образом, регламент -это совокупность правил, определяющих порядок деятельности предприятия. При этом, регламентация труда требует определения совокупности регламентирующей документации. Проблема определения форм регламентации труда обуславливается, с одной стороны, спецификой труда, а с другой - неопределенностью границ делимости составляющих процессов. В следующей главе рассмотрим нормативно-правовое обеспечение регламентов труда.

2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности по регламентации и нормированию труда

1 Классификация нормативно-правового обеспечения деятельности по регламентации и нормированию труда

Эффективному управлению предприятием, фирмой и т. п., тесному взаимодействию всех подразделений и служб, исключению дублирования в работе способствует разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность, четко определяющих функции, права, обязанности каждого подразделения, а также отдельных исполнителей с учетом специфических особенностей их деятельности.

В практике регулирования трудовых отношений и организации труда чрезвычайно важна регламентация трудовой деятельности работников, четкое формализованное описание должностных обязанностей сотрудников и средства обеспечения этих обязанностей.

Все многообразие регламентов труда может быть представлено как система, цель которой - упорядочение труда персонала. В рамках этой системы выделяются различные формы регламентации труда - т.е. конкретное представление регламентов труда в виде совокупности документов, схем, графиков, таблиц и т.п., которые можно разделить на документированные и недокументированные.

К ним относятся: устав организации, положение о подразделении, должностные инструкции, личностные спецификации, схемы оргструктур управления, различные нормы: времени, численности, управляемости; правила внутреннего трудового распорядка и т.д.

Регламенты труда занимают ключевое место в системе регламентов управления в целом и разрабатываются в рамках всех элементов системы управления организацией: функций управления, оргструктуры, технологии управления, кадрового, методического, технического обеспечения и др.

К регламентам, упорядочивающим деятельность рабочих кадров, непосредственно выполняющих производственные трудовые функции, относятся: Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС) или аналогичные отраслевые справочники, Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, маршрутно-технологические карты производственного процесса, модели рабочих мест, трудовой договор и т. д.

Трудовая деятельность служащих, занятых в органах государственного управления, - это специфическая область человеческой деятельности, обособившаяся в ходе разделения и кооперации общественного труда. По своей сути это труд управленческий, направленный на решение тех задач, которые поставлены перед конкретным органом управления и документально закреплены законодательным или нормативно-правовым актом.

Для реализации поставленных задач требуется целенаправленная работа сотрудников аппарата соответствующего органа управления (субъекта управления), организованная таким образом, чтобы каждый работник (руководитель структурного подразделения, специалист, служащий) вносил свой вклад в их решение в соответствии с его ролью и статусом.

В связи с этим основными видами регламентации труда государственных служащих являются: Конституция РФ, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», законы о государственной службе субъектов РФ, Положение «О проведении аттестации федерального государственного служащего», Положение «О порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим», Положение «О проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы», положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и др.

Для регламентирования труда характерны не только качественные, но и количественные показатели трудовой деятельности, хотя степень формализации этих процессов до сих пор остается проблематичной. В связи с этим особое внимание уделяется к нормированию труда - установлению норм затрат рабочего времени на производство какого-либо продукта или выполнение определенной работы, а также нормативов численности. То есть регламентирование и нормирование труда по сути являются двумя гранями одного и того же процесса, а именно - совершенствования труда персонала организации. При этом нормирование характеризуется разработкой и установлением строго количественных параметров трудовых процессов, а регламентирование предполагает разработку не только количественных, но и качественных параметров трудовых процессов.

Регламентирование труда, как правило, рассматривается по следующим направлениям.

) Организационно-правовое регламентирование отражается в ряде документов, имеющих:

нормативный характер (например, Положение о структурном подразделении, Положение об организации, Порядок составления политики компании, должностные инструкции и др.;

характер административного указания, которое является обязательным, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам (например, приказ, распоряжение, инструкция);

) Экономическое регламентирование определяет границы и порядок экономических отношений в трудовом процессе. К ним относятся: Положение об оплате труда, Положение о материальном стимулировании работников организации, Положение о премировании и т. п.

) Социально-психологическое регламентирование устанавливает определенный порядок социально-психологических отношений (например, Кодекс деловой этики). А это, в свою очередь, способствует усилению и четкому использованию организационно-правовых и экономических форм регламентирования труда.

Эти документы имеют различную степень регламентации и детализации, но общее для них - четкая дисциплина исполнения и административная ответственность, которые возможны только при наделении правами и обязанностями органа управления и конкретного должностного лица.

Результатом регламентирования трудовых и связанных с ними иных отношений работодателя и работника является комплекс документов (кадровой документацией).

Созданиенеобходимых правовых условий для согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и в том числе отношений по организации труда и управлению трудом отнесенок числу основных задач трудового законодательства, а именно Трудовым Кодексом РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Положения ТК РФ, регламентирующие трудовые отношения, обязательны для каждого работодателя:

Так, статья 190. Порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мненияпредставительного органа работников в порядке, как правило, являются приложением к коллективному договору.

График сменности. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности (статья 103 ТК РФ);

График отпусков (статья 123 ТК РФ). Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Правила и инструкции по охране труда. Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда, правила и инструкции по охране труда должны быть составлены и доведены под подпись до сведения работников (статья 212 ТК РФ).

Кроме того, ТК РФ устанавливает обязанность работодателя по документированию трудовых правоотношений с работником:

трудовой договор должен быть заключен в письменной форме (статья 67 ТК РФ);

прием на работу, увольнение оформляются приказом (распоряжением) работодателя, с которыми работник знакомиться под подпись (статьи 68, 84.1 ТК РФ);

обязательно издание приказа (распоряжения) о применении дисциплинарного взыскания (статья 193 ТК РФ);

на всех работников ведутся трудовые книжки (статья 66 ТК РФ).

Таким образом, весь комплекс документов можно разделить на:

Обязательные документы, наличие которых прямо предусмотрено ТК РФ для всех работодателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

Факультативные кадровые документы, которые работодатель может принимать в рамках локального нормотворчества, их перечень, порядок ведения работодатель определяет самостоятельно.

При этом, факультативные кадровые документы носят рекомендательный характер, они также содержат нормы трудового права и необходимы для регламентации трудовых отношений. К факультативным кадровым документам можно отнести, например, положения о структурных подразделениях, положения о персонале, должностные инструкции.

Рассмотрим содержание некоторых видов регламентирующей документации.

Положение о персонале отражает вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива, его взаимоотношений с администрацией, гарантированности занятости персонала и др.

Положение разрабатывается в основном в коммерческих организациях. В текст положения о персонале рекомендуется включать следующие разделы: общие положения; понятие персонала; принципы взаимоотношений администрации и персонала; программа развития персонала; контрактная система найма персонала; повышение квалификации персонала; право персонала на выбор форм организации труда; гарантированность занятости персонала; социальные гарантии персонала; участие персонала в прибылях; администрация, персонал и профсоюз; ответственность администрации и персонала; заключительные положения; приложение: например, правила делового поведения персонала.

Положение о подразделении - документ, регламентирующий деятельность какого-либо структурного подразделения организации (отдела, службы, бюро, группы и т.п.) - его задачи, функции, права, ответственность.

Типовые положения о подразделениях содержатся в специальной литературе, но требуется их адаптация, уточнение применительно к каждому конкретному предприятию и подразделению.

Штатное расписание описывает совокупность должностей служащих.Штатное расписание - документ, утверждаемый руководителем организации и содержащий сведения о численности работников соответствующих категорий (штатных единицах) по каждой должности, наименованиях должностей, должностных окладах и надбавках к ним.

Штатное расписание составляется в соответствии с унифицированной формой Т-3, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Должностная инструкция - это не только руководство к действию для самого работника, но и основа для проведения оценки результатов его трудовой деятельности, принятия решения о его дальнейшем внутреннем движении и переподготовке. Должностная инструкция содержит информацию для проведения обоснованного отбора работников при найме, оценке уровня соответствия кандидатов на вакантные должности.

Должностная инструкция должна быть разработана для каждой должности, содержащейся в штатном расписании, она составляется на основе положения о подразделении, квалификационной характеристики, а также проведенного анализа работы (или рабочего места, должности) и составленного описания работы (рабочего места, должности). Должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность каждого работника, занимающего определенную должность, начиная с заместителей руководителя подразделения. Деятельность первых лиц организации и их заместителей регламентируется ее уставом, а руководителей подразделений - положениями о них.

Таким образом, организация и регламентация труда способствует решению задач качественного совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полному использованию профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и повышению его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности.

2 Значение регламентации труда персонала в организации

регламентация нормирование труд

Стимулирование должно быть направлено на увеличение объема, расширение ассортимента, повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции с учетом достижений научно-технического прогресса. В свою очередь, эффективная и качественная работа влечет за собой снижение себестоимости и повышение рентабельности производства, что дает возможность дополнительно материально поощрить работников. Говоря о стимулировании наемных работников, мы подразумеваем всех работников предприятия. Эффективность же труда работников целиком зависит от них самих, от их личных качеств и способностей при прочих равных условиях.

Таким образом, стимулирование наемных работников на предприятии тесно связано с научной организацией труда, в которую входит нормирование труда, представляющее из себя четкое определение круга трудовых обязанностей работника и тех качественных и количественных результатов труда, которые от него требуются.

При этом, регламентация предполагает установление определенного порядка в виде инструкций, правил, нормативов и контроль за их выполнением. В этой связи важно разграничить те сферы деятельности работников, которые требуют жесткого соблюдения инструкций и контроля за их выполнением, от тех сфер, в которых работник должен быть свободен в своих действиях и может проявить инициативу.

Регламентация содержания выполняемой работы сотрудников предприятия должна решать следующие задачи:

определение работ и операций, которые должны быть возложены на работников;

обеспечение работников необходимой им для выполнения возложенных на них задач информацией;

распределение работ и операций между подразделениями предприятия по принципу рациональности;

установление конкретных должностных обязанностей для каждого работника в соответствии с его квалификацией и уровнем образования.

Регламентация содержания труда служит повышению эффективности выполняемой работы, поэтому с точки зрения стимулирования выполняемой работы регламентация результатов выполняемой работы играет очень важную роль. Она включает в себя:

определение ряда показателей, характеризующих деятельность подразделений предприятия и каждого работника в отдельности, которые учитывали бы вклад подразделений и отдельных работников в общий результат деятельности предприятия;

определение количественной оценки по каждому из показателей;

Таким образом, регламентация играет очень важную роль в деятельности организации, поскольку ее эффективная работа не может быть достигнута без регламентирующих документов, с помощью которых осуществляется результативная работа персонала. От правильно разработанной регламентации труда персонала напрямую зависит успех организации.

Заключение

Таким образом,завершая работу, кратко отметим следующее:

Регламент - это совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, предприятия, учреждения и организации.

Регламентация деятельности - это установление однозначных правил поведения в рамках определенной деятельности. Для персонала этопреждевсегомодели выполнения работ.

Можно выделить три способа целенаправленного управления моделями поведения сотрудников в зависимости от жесткости регламентации: правила, нормы и традиции.

Нормативно-правовая деятельность по регламентированию и нормированию труда можно классифицировать на:

регулирующие деятельность предприятия (устав, учредительный договор);

по информационному обеспечению: формы документов - делопроизводство;

регулирующие порядок работы с техникой управления (паспорт, инструкция к эксплуатации, размещение);

нормирование процесса управления - организационные процессы, графики производства;

регулирующие работу персонала - положения о подразделениях, модели рабочих мест, должностные инструкции, трудовые контракты. Если данные положения отсутствуют, то для наёмника есть крайне большой риск.

Организация и регламентация труда способствует решению задач качественного совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полному использованию профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и повышению его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности.

Список используемых источников

1.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ от 07.01.2002. - № 1 (ч. 1) - Ст. 3.

2.Савельева Е.А. Регламентация и нормирование труда / Учебное пособие - М.: Издательство МАРТИТ, 2012. - 69 с.

.Аширов Д.А. Управление персоналом: учеб.пособие / Д.А. Аширов. - М.: Проспект, 2009. - 432 с.

.Ворожейкин И.Е. Управление персоналом организации: учебник / И.Е. Ворожейкин. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 638 с.

.Ворохоб О. Регламенты в компании / О. Ворохоб // Управление корпоративной культурой. - 2009. - №4. - С. 24-29.

.Жданов О.И. Руководитель и социально-психологический климат в коллективе / О.И. Жданов // Психология управления. -2009 . - №6. - с. 23-29.

.Заказнов А. Регламентации в управлении персоналом / А. Заказнов // Менеджмент качества. - 2009. - №2. - С.14-19.

.Иванова А. Регламенты / А. Иванова // Управление развитием персонала. - 2008. - №2. - С. 10-15.

.Ивановская Л.Сущность и виды регламентации труда персонала / Л.Ивановская // Кадровик. Кадровое делопроизводство. - 2009. - № 7. - С. 6.

.Казаков М. Регламенты: их назначение / М. Казаков // Управление развитием персонала. - 2009. - №3. - С. 16-22.

.Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: учебник / В.П. Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 279 с.

.Соколова М.И. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие/ М.И. Соколова, А.Г. Дементьева. - М.: Проспект, 2008. - 238 с.

.Хаттоева Т. Регламенты: нужны ли они? / Т. Хаттоева // Управление развитием персонала. - 2005. - №3.- С. 25-31.