Основные понятия, предмет и система учебного курса “Правоохранительные органы РФ”. §3

Вопросы:

1. Предмет, система и структура курса «Правоохранительные органы» и его соотношение с другими юридическими науками и дисциплинами.

2. Источники кура.

3. Понятие правоохранительного органа.

Введение

Данная лекция открывает изучение курса «Правоохранительные органы». Главная цель учебного курса – сформировать у обучаемых научные представления о системе и структуре правоохранительных органов РФ и основных направлениях их деятельности, поэтому в ходе лекции должно быть задано стратегическое направление дальнейшего изучения курса; проанализированы основные определения, которые будут использованы в ходе изучения учебной дисциплины; рассмотрены источники курса, к которым, в первую очередь, относятся:

    Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит. 1993.

    Указ Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 22 июня 2010) // СЗ РФ. 2004. № 11 ст. 945

Литература, необходимая для более глубокого изучения данной темы, включает в себя, в первую очередь, учебники, учебные пособия и курсы лекций:

    Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.

    Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность России: Курс лекций. СПб.: Из-во СПб ун-та МВД России, 2008.

    Правоохранительные органы: курс лекций / ред. В.И. Качалова, ред. О.В. Качалова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Омега-Л., 2006.

    Правоохранительные органы: учебник / МВД России ДКО; состав. А.Н. Артамонов и др. – М.: ЦОКР МВД России, 2007.

    Правоохранительные органы: учебник для вузов / ред. О. А. Галустьян, А.В. Ендольцева, А.П. Кизлык. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.

Нормативные правовые акты, необходимые для изучения данной темы, будут названы при рассмотрении соответствующих вопросов темы.

1. Предмет, система и структура курса «Правоохранительные» и его соотношение с другими юридическими науками и дисциплинами

Каждая учебная дисциплина, так же, как и каждая наука, изучает «что-то» . У них всегда существует то, что называют объектом и предметом науки или, соответственно, учебной дисциплины.

Понятия «предмет» и «объект» изучаются философией, и в самом общем виде они могут быть определены следующим образом:

объект науки – это те феномены (явления, материальные объекты) окружающего мира, которые изучает наука;

предмет науки – те стороны (свойства, аспекты, закономерности), которые изучает наука.

Из этого следует, что один и тот же объект может являться предметом изучения различных наук. Например, шариковую ручку может изучать механика (навинчивающийся колпачок), химия (состав пластмассы и чернил), эргономика (поиск оптимальной толщины корпуса ручки), эстетика (качество общего оформления), даже баллистика – если кому-нибудь захочется оценить возможность выстрела шариковой ручкой из, например, арбалета.

Все сказанное относится и к объекту и предмету учебной дисциплины.

Как следует из названия курса, его объектом являются правоохранительные органы и их деятельность. Предмет курса – определенные стороны объекта, поскольку изучать правоохранительные органы возможно в рамках и таких учебных дисциплины, как административное право, конституционное право, социология организаций и т.д. Особенность предмета нашего учебного курса определяется тем, что курс «Правоохранительные органы» носит синтетический, междисциплинарный характер. В рамках нашего курса из названных выше подходов выделяются те, которые характеризуют:

1. виды правоохранительных органов и их место в системе государства (правоохранительную систему);

2. правовое регулирование организации и деятельности правоохранительных органов;

3. организацию правоохранительных органов и правоохранительной деятельности.

Обычно предмет дисциплины «Правоохранительные органы» рассматривают в широком и узком (непосредственном) смысле.

В широком смысле - это исследование истории и современного состояние правоохранительных органов государства и организации их деятельности. В этом смысле изучаются задачи, структура и система правоохранительных органов; правовой статус их работников; место этих органов в государственном механизме; общие принципы, задачи и порядок осуществления правоохранительной деятельности в целом и отдельных ее видов.

В узком (непосредственном) смысле - это конкретные нормы ряда отраслей права, в которых закреплено устройство и деятельность правоохранительных органов (конституционного, административного, таможенного и других материальных отраслей права, а также процессуальных отраслей права).

Внутренняя структура курса «Правоохранительные органы» включает в себя три части - общую, особенную и специальную.

Общая часть посвящена рассмотрению и характеристике правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, их взаимодействию между собой и с другими органами государства, основных понятий, системы и структуры учебной дисциплины, ее законодательных источников.

Особенная часть содержит рассмотрение основных направлений правоохранительной деятельности и конкретных органов, эту деятельность осуществляющих. При этом рассматривается организация и деятельность как государственных, так и негосударственных правоохранительных органов.

Специальная часть курса посвящена рассмотрению международного сотрудничества в правоохранительной деятельности.

Обычно говориться о том, что курс «Правоохранительные органы» связан с такими научными и учебными дисциплинами, как общая теория государства и права, конституционное право, административное право, гражданский, уголовный процесс и т.д. С этим утверждением сложно спорить, поскольку проблемы и вопросы, которые рассматриваются в данных дисциплинах, так или иначе связаны и с правоохранительной деятельностью. Однако кроме юридических дисциплин, курс «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность» тесто связан с такими научными дисциплинами, как социологии организаций и теория управления. Эти дисциплины изучаются на старших курсах, но наиболее простые их положения будут рассмотрены нами в настоящей лекции в рамках третьего и четвертого вопросов.

В отличие от многих других курсов юридических дисциплин, в основе которых лежит изучение отрасли , например гражданского, админи-стративного, уголовного, курс «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. В определенном смысле этот курс - синтети-ческая юридическая дисциплина .

Предмет дисциплины - юридические ин-ституты и нормы законодательных актов разного уровня, разной правовой силы и значимости, составляющие 2 группы:

  1. общие, частично посвященные правоохранительным органам (Конституция Рос-сийской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др.);
  2. посвященные конкретным (отдельным) правоохранительным органам (Федеральный конститу-ционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», Феде-ральные конституционные законы «О судебной системе Российской Феде-рации» и «Об арбитражных судах Российской Федерации», Закон «О судо-устройстве РСФСР», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Фе-дерации», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, а также Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и др.).

Круг вопросов, которые изучаются в рассматриваемом курсе (детализация предмета) :

  • устройство органов в их совокуп-ности и каждого из них в отдельности;
  • организация правоохранительных органов, но только в той степени, в какой это связано с вы-полнением задач и целей, поставленных перед правоохранительными орга-нами, без детализации текущих организационных вопросов, которые носят не правовой, а технический характер;
  • вопросы деятельности правоохранительных органов, но лишь в той степени, в какой это относится к выполнению возложенных на них функ-ций и реализации основных направлений деятельности.

Рассмотрение в данном курсе всех правоохранительных органов, расширяет предмет изучения, наполняет его конкретным содержани-ем, позволяет давать более полные знания и готовить специалистов широко-го профиля, не исключая в то же время возможности их специализации.

Предмет курса определяет его содержание, которое должно быть изло-жено по определенной системе, обеспечивающей последовательное и по-нятное изложение изучаемой юридической дисциплины:

  1. «Общие положения» (основные понятия, предмет и система курса; источники права, относящиеся к судеб-ной власти и правоохранительным органам; судебная власть; конституционные принципы осуществления правосудия).
  2. «Судебная система Российской Федерации» (федеральные ; федеральные арбит-ражные суды; Конституционный Суд Российской Федерации; суды субъек-тов Российской Федерации; правовой статус судей в Российской Федера-ции; органы судейского сообщества).
  3. «Государственные органы обеспечения охраны поряд-ка и безопасности» (органы внутренних дел; органы обеспечения безопасности; налоговые органы и органы налоговой полиции; таможенные органы; органы юстиции).
  4. «Органы предварительного расследования» и «Органы предварительного следствия и дознания» .
  5. «Прокуратура в Российской Федерации» и «Организация и задачи прокуратуры» .
  6. «Органы по правовому обеспечению и правовой по-мощи» (нотариат;

В основе изучения любой юридической дисциплины лежит определенная отрасль права, например, конституционного, административного, гражданского процессуального права и др. Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. Особенность данного курса состоит в том, что это комплексная юридическая дисциплина, в рамках которой изучаются устройство, организация и функционирование различных правоохранительных органов. Поэтому правовую базу курса составляют не одна, а многие отрасли права, которые и определяют предмет этой дисциплины.

Примечание . Под предметом любой учебной дисциплины принято понимать те общественные отношения, круг вопросов и проблем, которые изучаются в ее рамках и составляют ее содержание.

Предмет дисциплины «Правоохранительные органы» - устройство, организация и наиболее существенные направления деятельности органов и организаций, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, укрепление законности и правопорядка.

Дисциплина «Правоохранительные органы» - это вводная юридическая дисциплина, которая призвана дать студентам исходные данные о системе правоохранительных органовв Российской Федерации, в том числе о судебной системе России, прокуратуре, органах внутренних дел, органах юстиции, а также об основных направлениях их деятельности по защите права. Поэтому вопросы устройства, организации и деятельности, правоохранительных и судебных органах изучается в этом курсе лишь в той степени, в какой это относится непосредственно к выполнению возложенных на них правоохранительных функций.

Например , в соответствии с Положением о Минюста России, Минюст и его органы осуществляют свыше 50 полномочий. Однако дисциплина «Правоохранительные органы» изучает полномочия органов юстиции только по обеспечению: прав и законных интересов личности и государства; единства правового пространства РФ; установленного порядка деятельности судов; исполнения актов судебных и других органов; исполнения уголовных наказаний.

Предмет и содержание учебной дисциплины «Правоохранительные органы» находится в подвижном состоянии. В настоящее время в рамках этой дисциплины стали изучать правоохранительные органы, которые ранее не изучались (например, государственные органы обеспечения безопасности - СВР, ФСО и др.). Кроме того, в последние годы в Российской Федерации появились новые правоохранительные и судебные органы, призванные осуществлять правоохранительные функции. В их числе можно назвать Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, арбитражные суды, Уполномоченный по правам человека в РФ, частные детективные и охранные службы и некоторые другие.


Предмет учебной дисциплины «Правоохранительные органы» определяет ее содержание, которое включает совокупность взаимосвязанных между собой проблем и вопросов, относящихся к устройству и функционированию правоохранительных и судебных органов. Эти проблемы рассматриваются в определенной системе, обеспечивающей последовательное и логически выдержанное изучение этой дисциплины.

Система учебной дисциплины «Правоохранительные органы» включает 8 разделов (см. СД: Программа учебной дисциплины). Условно их можно разделить на Общую и Особенную (специальную) часть. В Общей части изучаются основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», дается общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах, анализируется понятие судебной власти, ее признаки и полномочия. Особенная (специальная) часть учебной дисциплине посвящена организации, компетенции и основным направлениям деятельности правоохранительных органов, правовому статусу сотрудников правоохранительных органов.

Взаимосвязь дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами

Изучение дисциплины «Правоохранительные органы», как уже отмечалось, предшествует изучению специальных курсов: административного права, гражданского права и процесса, уголовного права, уголовно-процессуального права и др.

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» тесно связана:

с теорией государства и права - является методологической основой данного курса. В процессе изучения этой дисциплины, обучающиеся постоянно обращаются к основополагающим понятиям, разрабатываемым теорией государства и права (например, о праве, о соотношении права и закона, о правопорядке, о правосудии и др.);

с конституционным правом - формулирует конституционные принципы организации и деятельности правоохранительных и судебных органов, рассматривает основополагающие функции правоохранительной деятельности: конституционный контроль; правосудие; прокурорский надзор. Для деятельности правоохранительных и судебных органов важное значение имеют конституционные положения о правах человека и гражданина;

с административным правом - изучается деятельность органов государственного управления в различных сферах государственной жизни. Многие органы исполнительной власти (МЮ РФ, МВД, ФСБ и др.) осуществляют правоохранительные функции. Например, в курсе «Административное право» рассматриваются основания, и порядок применения мер административного принуждения, а деятельность правоохранительных и судебных органов связана с применением таких мер воздействия;

с процессуальными отраслями права - гражданским, арбитражным процессом и уголовным судопроизводством - регулируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют компетенцию судебных органов и полномочия других субъектов процессуальных отношений. Процедура судопроизводства по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешении уголовных дел, деятельность суда по рассмотрению гражданских и арбитражных дел, а также заявлений граждан, чьи права и свободы нарушены, регламентируется соответствующими кодексами (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ) и другими нормативными правовыми актами, которые являются основой для деятельности соответствующих правоохранительных органов.

с материальными отраслями права - гражданское, семейное, трудовое, уголовное, таможенное, налоговое и др. Правоохранительные и судебные органы в своей деятельности широко применяют нормы указанных отраслей права при определении признаков правонарушения, о наступлении или не наступлении соответствующего вида (гражданской, уголовной, административной) ответственности, о мерах властного принуждения и т.д.

с курсами «Прокурорский надзор » и «Организация деятельности адвокатуры» - изучают не только организацию прокуратуры и адвокатуры в Российской Федерации, но и саму деятельность этих правоохранительных органов по осуществлению своих функций, правовой статус прокурорского работника и адвоката, их правоприменительную практику.

  • 7.Осуществление правосудия только судом.
  • 8.Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.
  • 9.Независимость судей и подчинение их только закону.
  • 10.Порядок наделения судей полномочиями. Приостановление и прекращение полномочий судей.
  • 11.Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.
  • 12.Неприкосновенность судей, присяжных и арбитражных заседателей, гарантии неприкосновенности.
  • Фз от 20.08.04 г. "о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в рф". Ст. 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя
  • Федеральный закон от 30.05.01г. "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов рф" Ст. 7. Гарантии независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей
  • 13.Право граждан на судебную защиту.
  • 14.Презумпция невиновности.
  • 15.Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.
  • 16.Национальный язык судопроизводства.
  • 17.Гласность судебного разбирательства.
  • 18.Состязательность при рассмотрении судебных дел. Равенство сторон.
  • 19.Понятие судебной системы рф. Признаки судебной системы.
  • 21.Конституционный суд рф: задачи, принципы организации и деятельности.
  • 22.Высший Арбитражный Суд рф: структура и компетенция.
  • 23.Федеральные арбитр. Суды округов: порядок образования, структура, полномочия.
  • 24.Арбитражные Суды субъектов рф: порядок образования, структура, полномочия.
  • 25.Понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».
  • 26.Понятие суда 1ой инстанции: суды рассматривающие дела в первой инстанции.
  • 27.Понятие суда 2й (кассационной) инстанции: суды рассматр. Дела во 2й инст-ции
  • 28.Понятие суда апел-ной инст-ции: суды рассматр. Дела в апел-ной инст-ции.
  • 29.Понятие суда надзорной инст-ции: суды рассматр-щие дела в надзорн. Инст-ции.
  • 30.Верховный Суд рф: его полномочия и структура.
  • 31.Суды субъектов рф: мировые судьи, конституционные (уставные) суды.
  • 32.Районный суд: порядок образования, состав, полномочия.
  • 33.Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 34.Организационное обеспечение деятельности судов, отличие его от судебного надзора.
  • 35.Судебный департамент при Верховном Суде рф и его функции.
  • 36.Федеральная служба по незаконному обороту наркотических и психотропных веществ: задачи и компетенция.
  • 37.Служба судебных приставов: система, состав, полномочия.
  • 38.Органы судейского сообщества, их функции.
  • 39.Понятие прокурорского надзора. Задачи прокуратуры.
  • 40. Понятие и виды отраслей прокурорского надзора
  • 41.Протест, представление, постановление, предостережение прокурора как акты прокурорского надзора(средства реагирования)
  • Вопросы к зачету по дисциплине

    «Правоохранительные органы»

      Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы".

      Правоохранительная деятельность, ее основные признаки, задачи и направления, их соотношение.

      Законодательство о правоохранительных органах в РФ, его классификация.

      Понятие судебной власти и система органов, осуществляющих ее.

      Понятие правосудия.

      Понятие принципов правосудия, их система.

      Осуществление правосудия только судом.

      Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.

      Независимость судей и подчинение их только закону.

      Порядок наделения судей полномочиями. Приостановление и прекращение полномочий судей.

      Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.

      Неприкосновенность судей, присяжных и арбитражных заседателей, гарантии неприкосновенности.

      Право граждан на судебную защиту.

      Презумпция невиновности.

      Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.

      Национальный язык судопроизводства.

      Гласность судебного разбирательства.

      Состязательность при рассмотрении судебных дел. Равенство сторон.

      Понятие судебной системы РФ. Признаки судебной системы.

      Суд в системе других правоохранительных органов.

      Конституционный суд РФ: задачи, принципы организации и деятельности.

      Высший Арбитражный Суд РФ: структура и компетенция.

      Федеральные арбитражные суды округов: порядок образования, структура, полномочия.

      Арбитражные Суды субъектов РФ: порядок образования, структура, полномочия.

      Понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».

      Понятие суда первой инстанции: суды рассматривающие дела в первой инстанции.

      Понятие суда второй (кассационной) инстанции: суды рассматривающие дела в кассационной инстанции.

      Понятие суда апелляционной инстанции: суды рассматривающие дела в апелляционной инстанции.

      Понятие суда надзорной инстанции: суды рассматривающие дела в надзорной инстанции.

      Верховный Суд Российской Федерации: его полномочия и структура.

      Суды субъектов РФ: мировые судьи, конституционные (уставные) суды.

      Районный суд: порядок образования, состав, полномочия.

      Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.

      Организационное обеспечение деятельности судов, отличие его от судебного надзора.

      Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его функции.

      Федеральная служба по незаконному обороту наркотических и психотропных веществ: задачи и компетенция.

      Служба судебных приставов: система, состав, полномочия.

      Органы судейского сообщества, их функции.

      Понятие прокурорского надзора. Задачи прокуратуры.

      Понятие и виды отраслей прокурорского надзора.

      Протест, представление, постановление, предостережение прокурора как акты прокурорского надзора.

      Система органов прокуратуры.

      Система органов военной прокуратуры.

      Выявление и раскрытие преступлений как самостоятельная функция правоохранительной деятельности.

      Органы дознания, виды дознания.

      Оперативно-розыскная деятельность и органы её осуществляющие.

      Оперативно-розыскные мероприятия, основания их проведения.

      Понятие и задачи адвокатуры.

      Статус адвоката: порядок приобретения статуса адвоката.

      Формы адвокатских образований, требования предъявляемые к ним.

      Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

      Права и обязанности адвокатов.

      Военные суды РФ: порядок образования, система и полномочия.

      Органы госбезопасности: виды и задачи.

      Нотариат.

      Полномочия прокурора.

      Таможенные органы РФ: система, структура, полномочия.

      Органы предварительного расследования: виды и полномочия.

      Военная прокуратура: система, структура, полномочия.

      Органы внутренних дел Российской Педерации: система и полномочия.

    1.Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы".

    ПО – это учебная дисциплина, которая дает представление о том, какие органы предназначены для обеспечения законных прав и интересов граждан, для обеспечения законной деятельности органов государственной власти и управления правопорядка в стране.

    ПО – это специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

    Предметом дисциплины является изучение компетенций уполномоченных государством ПО, их организационной структуры, основных направлений деятельности, их взаимодействия м/у собой и с другими органами гос. власти, а также требований, предъявляемых к лицам, принимаемым на службу в эти органы.

    Система – это совокупность отдельных элементов, составляющих единое целое.

    Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

    В общей части рассматриваются: понятие правоохранительных органов, их система, предмет и задачи курса, основные законодательные акты и иные источники, взаимосвязь курса ПО с др. учебными дисциплинами.

    В особенной части рассматриваются вопросы организации и деят-ти конкретных ПО в отдельности: их место в системе ПО, компетенция, порядок создания, организационно-штатная структура, осн. направления деят-ти, порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в ПО, правовой статус работников ПО.

    Курс ПО связан с конституционным правом, поскольку конституция гос-ва содержит фундаментальные положения о системе ПО, их задачах и компетенции.

    Также курс связан с административным правом, так как нормы административного законодательства определяет систему и структуру органов гос. управления.

    Порядок применения мер гос. принуждения в зависимости от вида правонарушения регламентируется административным, гражданским, арбитражным, головным процессуальным правом. ПО в совей деят-ти по осуществлению предоставленных им государством полномочий обязаны строго руководствоваться этими нормами. В практической деят-ти ПО применяют достаточно широко нормы и иных отраслей права: налогового, земельного, семейного и т.д.

    2.Пд, ее основные признаки, задачи и направления, их соотношение.

    ПД – это деят-ть, установленная государством, спец. органов , которая осущ-ся с цельюохраны прав а путем примененияюридических мер воздействия , в строгом соответствии сзаконом и при обязательном соблюденииустановленного им порядка .

    Признаки ПД:

      правоохранительная деятельность осуществляется только специально-уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;

      направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

      правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взысканий, применения мер юридического воздействия;

      применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер. так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае

      правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т. п.

    Задачи ПД:

      Охрана личности, ее прав и свобод (в конституции 93 г. личность ставится в первую очередь).

      Охрана общества, ее материальных и духовных ценностей

      Охрана государства, его конституционного строя и государственной целостности.

    Направления (функции) ПД:

      Конституционный контроль (осуществляет конституционный суд) – это контроль за всем, что принимается, издается на соответствие Конституции РФ

      Функция правосудия – это рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, административных дел судами общей юрисдикции по существу (это рассмотрение и разрешение дел, с вынесением либо приговора (оправдательный и обвинительный), либо решения по спорам).

      Организационное обеспечение деятельности судов (органы осуществляющие эту функцию обеспечивают всем необходимым суды и судей конкретно – канцтовары, мебель, ремонт и пр.). Осуществляет судебный департамент при Верховном суде РФ, федеральная служба судебных приставов, министерство юстиции.

      Прокурорский надзор (прокуратура) – это надзор за точным, единообразным применением закона всеми: и должностными лицами, и органами гос. власти, и общественной жизнью.

      Выявление и расследование преступлений (следственный аппарат МВД, ФСБ,ФСБ по обороту наркотиков и следственный комитет при прокуратуре РФ – 4 органа)

      Оказание юридической помощи (помимо гос-ной помощи имеются негос-ная; адвокатура (негос-ная) – это профессиональное объединение юристов, занимающихся адвокатской практикой; нотариусы (и частн. и негос-ная); агентства охранные, детективные (коммерческие органы).