Порядок применения дисциплинарных взысканий по административному праву. Применение дисциплинарных взысканий за административные правонарушения

Любые образовательные работы на заказ

Административно-правовой институт дисциплинарной ответственности (тема № 38)

Курсовая Купить готовую 940 (25 стр) Узнать стоимостьмоей работы

Во-первых, сохраняется, и даже в некоторых случаях усиливается демократическая, либеральная направленность правовых предписаний, адресованных государственным служащим. Предоставление права пользоваться юридической помощью защитника в случае возникновения спора по поводу дисциплинарного проступка - яркое проявление этой направленности. Во-вторых, увеличивается количество норм, содержащихся...

Административно-правовой институт дисциплинарной ответственности (тема № 38) (реферат , курсовая , диплом , контрольная )

  • Введение
  • Глава 1. Дисциплинарная ответственность как институт административного права
  • Глава 2. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих
    • 2. 1. Дисциплинарная ответственность государственных служащих
    • 2. 2. Дисциплинарная ответственность военнослужащих
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться — основные принципы единоначалия, без которого невозможны воинская дисциплина, боеготовность и боеспособность войск.

Существенное отличие между воинской и гражданской служебной дисциплиной, ответственностью военнослужащих и гражданских служащих, кроме названных положений, состоит и в порядке применения мер дисциплинарных взысканий.

Налагать дисциплинарные взыскания на военнослужащих могут только прямые начальники. Дисциплинарный устав определяет власть командиров (начальников) по их типовым должностям, например: права командира роты по наложению дисциплинарных взысканий на подчиненных ему солдат, матросов, сержантов и старшин; права командира полка (корабля — I ранга) по применению дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных ему офицеров. И так включительно до министра обороны РФ и других руководителей (министров, директоров служб). Дисциплинарная власть, предоставленная младшим начальникам, всегда принадлежит и старшим начальникам. Командиры (начальники), должности которых в Уставе не упомянуты, в отношении подчиненных им военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с воинским званием, предусмотренным по занимаемой должности. Например, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант — властью командира взвода (группы); генерал-майор и контр-адмирал — властью командира дивизии.

Взыскание должно соответствовать тяжести проступка и степени вины, устанавливаемых командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.

В Дисциплинарном уставе перечислены дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат, матросов, сержантов и старшин; на прапорщиков и мичманов; на офицеров, а также права командиров (начальников) по наложению взысканий на подчиненных им военнослужащих. Так, на сержантов и старшин срочной службы могут быть наложены следующие взыскания: выговор; строгий выговор, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; лишение нагрудного знака отличника; снижение в должности; снижение в воинском звании на одну ступень; снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность; лишение сержантского (старшинского) звания; лишение сержантского (старшинского) звания с переводом на низшую должность.

Арест как вид наказания перестал применяться в Вооруженных Силах Р Ф после того, как со вступлением в силу нового Уголовно-процессуального кодекса содержание под стражей стало возможно лишь по решению суда.

Указом Президента «О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ» от 30 июня 2002 г. установлено, что военнослужащие, задержанные по подозрению в совершении преступления или заключенные под стражу по судебному решению, могут содержаться на гауптвахте не более 48 ч с момента задержания или заключения под стражу; в случае отложения судом принятия решения об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу военнослужащие могут содержаться на гауптвахте не более 72 ч с момента принятия судом такого решения. В исключительных случаях, когда доставка военнослужащих, заключенных под стражу, в следственный изолятор невозможна из-за отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, они могут содержаться на гауптвахте до 30 суток.

Дисциплинарный устав определяет порядок наложения и приведения в исполнение дисциплинарных взысканий.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 дней с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу. Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, то жалоба подается по команде. Важно, что военнослужащий вправе обратиться с жалобой в суд на неправомерные, как он полагает, действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.

Заключение

Дисциплинарная ответственность — одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя.

В отличие от других видов юридической ответственности дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения. Меры дисциплинарной ответственности применяются не «надведомственными» органами (судом, арбитражем, инспекциями т.д.), а органами (должностными лицами) организаций, учреждений, предприятий, где работает нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом).

Таким образом, правовое регулирование российского законодательства продолжается. В целом содержание правовых норм соответствует характеру общественных отношений и потребностям общества. Обобщая положения правовых норм, можно выделить наметившиеся тенденции.

Во-первых, сохраняется, и даже в некоторых случаях усиливается демократическая, либеральная направленность правовых предписаний, адресованных государственным служащим. Предоставление права пользоваться юридической помощью защитника в случае возникновения спора по поводу дисциплинарного проступка — яркое проявление этой направленности. Во-вторых, увеличивается количество норм, содержащихся в законах. Переход от закрепления правовых норм в подзаконных актах к их законодательному закреплению носит также позитивный характер.

Представляется, что перечисленные тенденции лишь в некоторой степени показывают характер обновления правового регулирования служебных отношений. Наметившаяся противоречивость требует дальнейшего анализа правовых норм, выявления причин и выработки рекомендаций по их совершенствованию.

Список использованной литературы Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1,

Таможенный кодекс РФ от 28.

06.2003, N 22, ст. 2066,

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215,

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063,

Указ Президента Р Ф от 10 .

11.2007 . № 47 (1 ч.), ст. 5749,

Административная ответственность / Ин-т государства и права РАН. Акад. правовой ун-т; Отв. ред.: И. Л. Бачило, Н. Ю. Хаманева. — М., 2001. -150 с.

Бахрах Д. Н., Россинский Б. В. , Старилов Ю. Н. Административное право. -М.: Норма. 2007. -816 с.

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /Под ред. Ю. М. Козлова. — М.: Юристъ, 2002. -725с.

Кудащкин А. В. Особенности административной ответственности военнослужащих//Право в Вооруженных Силах. 2007.№ 3.

Сунна Н. О дисциплинарной ответственности военнослужащих//Военно-юридический журнал. 2007. № 8.

Туганов Ю. Н. Институт дисциплинарной ответственности и его развитие в военном праве России//Российский судья. 2005. № 9.

Чанов С. Е. Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих//Трудовое право. 2006. № 6.

Щербак С. И. Некоторые новации в законодательстве о дисциплинарной ответственности военнослужащих//Право в Вооруженных Силах. 2007. № 10.

Теория государства и права. Учебник/Под ред. А. С. Пиголкина. -М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003. С. 511

Административная ответственность / Ин-т государства и права РАН. Акад. правовой ун-т; Отв. ред.: И. Л. Бачило, Н. Ю. Хаманева. — М., 2001. С. 3

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю. М. Козлова. — М.: Юристъ, 2002. С. 157

Трудовой кодекс РФ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3

Туганов Ю. Н. Институт дисциплинарной ответственности и его развитие в военном праве России//Российский судья. 2005. № 9. С. 25

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063

Бахрах Д. Н., Россинский Б. В. , Старилов Ю. Н. Административное право. -М.: Норма. 2007. С. 589

Таможенный кодекс РФ от 28.

05.2003 N 61-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 02.

06.2003, N 22, ст. 2066

Чанов С. Е. Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих//Трудовое право. 2006. № 6. С. 43

Сунна Н. О дисциплинарной ответственности военнослужащих//Военно-юридический журнал. 2007. № 8. С. 15

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1

Кудащкин А. В. Особенности административной ответственности военнослужащих//Право в Вооруженных Силах. 2007.№ 3. С. 25

Указ Президента Р Ф от 10.

11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов вооруженных сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренний службы вооруженной службы вооруженных сил Российской Федерации», Дисциплинарным Уставом Вооруженных сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации)//Собрание законодательства РФ. 19.

11.2007 . № 47 (1 ч.), ст. 5749

Административное право. Учебник/Под ред. Попова Л. Л. -М.: Юрист. 2005. С. 444

Щербак С. И. Некоторые новации в законодательстве о дисциплинарной ответственности военнослужащих//Право в Вооруженных Силах. 2007. № 10. С. 54

Стоимость уникальной работы

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1,
  2. Трудовой кодекс РФ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3,
  3. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 02.06.2003, N 22, ст. 2066,
  4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215,
  5. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063,
  6. Указ Президента Р Ф от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов вооруженных сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренний службы вооруженной службы вооруженных сил Российской Федерации», Дисциплинарным Уставом Вооруженных сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации)//Собрание законодательства РФ. 19.11.2007. № 47 (1 ч.), ст. 5749,
  7. Административная ответственность / Ин-т государства и права РАН. Акад. правовой ун-т; Отв. ред.: И. Л. Бачило, Н. Ю. Хаманева. - М., 2001. -150 с.
  8. Административное право. Учебник/Под ред. Попова Л. Л. -М.: Юрист. 2005. -697 с.
  9. Административное право Российской Федерации/Под ред. Хаманевой Н. Ю. -М.: Юристъ. 2006. -553 с.
  10. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право . -М.: Норма. 2007. -816 с.
  11. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /Под ред. Ю. М. Козлова. - М.: Юристъ, 2002. -725с.
  12. Теория государства и права. Учебник/Под ред. А. С. Пиголкина. -М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003. -544с.
  13. Кудащкин А. В. Особенности административной ответственности военнослужащих //Право в Вооруженных Силах. 2007.№ 3.
  14. Сунна Н. О дисциплинарной ответственности военнослужащих //Военно-юридический журнал. 2007. № 8.
  15. Туганов Ю. Н. Институт дисциплинарной ответственности и его развитие в военном праве России //Российский судья. 2005. № 9.
  16. Чанов С. Е. Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих //Трудовое право. 2006. № 6.
  17. Щербак С. И. Некоторые новации в законодательстве о дисциплинарной ответственности военнослужащих //Право в Вооруженных Силах. 2007. № 10.

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой

ИЛИ

Другие работы

Курсовая

Масштабы и темпы роста преступности сделали ее одним из основных факторов, препятствующих осуществлению социальной реформы, порож-дающих у граждан чувство тревоги за свою жизнь и благополучие, снижаю-щих доверие к органам власти и управления, к проводимой государством по-литики, напрямую угрожает российским стратегическим интересам и нацио-нальной безопасности. Одним из наиболее существенных...

Курсовая

Подзаконные акты. Среди которых в первую очередь идут указы Пре-зидента РФ. Издаваемые Президентом акты не должны противоречить Консти-туции РФ и федеральным законам. Это требование ст. 90 Конституции Р Ф оп-ределяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Кон-ституционного Суда Р Ф рассматривать дела...

Курсовая

Привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля может быть осуществлен по определению судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело. Вынесение данного определения...

Курсовая

В России ежегодно привлекаются к административной ответственности десятки миллионов граждан, среди которых около 30% составляют граждане, не достигшие 18 лет. Вступивший в силу с 1 июля 2002 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях коренным образом изменил подход по привлечению к административной ответственности несовершеннолетних правонарушителей. Государственная...

Труднее всего подтвердить наличие или отсутствие обстоятельств, существование которых несовместимо с квалификацией правонарушения, даже в тех случаях, когда удалось доказать нарушение публичных правил и его общественно опасные последствия. В соответствии с КоАП юридическое лицо не может быть признано виновным в административном правонарушении, если оно приняло все зависящие от него меры...

Контрольная

Кроме того, по кругу регулируемых общественных отношений, т. е. по предмету отрасли действующего права нередко оказываются весьма близкими, а иногда даже совпадают в своих основных проявлениях (например, имущественные отношения, а также отношения в сфере охраны природной среды, предпринимательской деятельности и т. п.). Поэтому метод регулирования часто выступает в роли определяющего критерия при...

В целях обеспечения условий повышения конкурентоспособности российской экономики на основе производства наукоемкой продукции и использования высоких технологий в реальном секторе экономики 18 июня 1999 г. Правительством было принято Постановление «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий». Статус такого научного центра присваивается Правительством научным организациям...

Дисциплинарная ответственность некоторых категорий лиц полностью опосредуется административным правом (например, военнослужащих срочной службы и др.). Это объясняется необходимостью наряду с общими началами учитывать особые требования дисциплины в отношении определённых категорий лиц и установления специфики их дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что:

  • 1) её основанием является дисциплинарный проступок;
  • 2) за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания;
  • 3) они применяются в порядке подчинённости уполномоченными органами или должностными лицами;
  • 4) пределы дисциплинарной власти названных органов и должностных лиц определяются правом.

Дисциплинарный проступок образует, как уже указывалось, противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности. Ниже будет сказано, что по нормам трудового права под нарушением дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей, предусмотренных трудовым договором и/или правилами внутреннего распорядка. Субъектами таких проступков является большинство работников, но не все. Обязанности определённых категорий государственных служащих, реализующих свои властные полномочия вне рамок трудовых отношений, военнослужащих определяются законами, указами Президента, постановлениями Правительства, утверждёнными полномочными органами уставами и положениями. Содержание таких обязанностей закрепляется в большинстве случаев нормами административного права, а их неисполнение или ненадлежащее исполнение является нарушением дисциплины, образующим дисциплинарный проступок, но в более широком понимании.

Так, по Закону об основах государственной службы в Российской Федерации государственные служащие подлежат ответственности за должностной проступок, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим установленных для него обязанностей. Вместе с тем предусматривается возможность увольнения государственного служащего за несоблюдение установленных ограничений, связанных с государственной службой.

Нередко основанием дисциплинарной ответственности признаётся нарушение служебной дисциплины, объём и содержание которой определяется различным способом. Например, служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, присягой, контрактом о службе, а также приказами министра внутренних дел Российской Федерации и прямых начальников порядка и правил при исполнении возложенных на сотрудников обязанностей и осуществления имеющихся у них полномочий. В описательном варианте определены основания дисциплинарной ответственности глав администраций субъектов Российской Федерации, т.е. путём перечисления актов, законов, указов Президента Российской Федерации и т.д., неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечёт их ответственность.

В понятие дисциплинарного проступка военнослужащего включается, в частности, нарушение норм морали и воинской чести.

Основные виды дисциплинарных взысканий, которые могут применяться за нарушение трудовой дисциплины, закреплены в ст.192 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Установлено также, что законодательством и уставами о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий рабочих и служащих также и другие взыскания. Так, взысканиями, которые могут быть применены к федеральным государственным служащим, являются: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение с государственной службы.

Предусмотрены специфические и относительно многочисленные наказания, которые могут применяться к военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и другим категориям лиц, за совершённые ими дисциплинарные поступки.

Дисциплинарные взыскания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на подчинённых им в той или иной форме нарушителей. Объём их дисциплинарной власти регламентируется административным правом.

Известны также случаи, когда проступок признаётся дисциплинарным, хотя лицо, его совершившее, не связано с тем или иным коллективом трудовыми (служебными) отношениями. К ним относятся учащиеся учебных заведений, лица, проживающие в общежитиях. Администрация соответствующих учреждений вправе налагать дисциплинарные взыскания на лиц, виновных в нарушении установленных для них прав и обязанностей. Дисциплинарная ответственность указанных субъектов всецело регламентируется административным правом.

Следовательно, для нее характерны все признаки юридической ответственности. Она наступает за противоправное, виновное, наказуемое деяние и заключается в применении мер государственного принуждения.

Основные отличительные черты в том, что она налагается во внесудебном (административном) порядке и, поскольку является ответственностью перед работодателем, то налагается только в порядке подчиненности по службе. Дисциплинарная ответственность заключается в основном в применении морально-правовых санкций (предупреждение, выговор, строгий выговор и т. д.).

Дисциплинарная ответственность может быть регламентирована не только нормами административного, но и трудового, исправительно-трудового и других отраслей права . Нормы административного права регулируют дисциплинарную ответственность лишь тогда, когда работодателем является государство , т. е. в отношении государственных служащих .

Исходя из данного определения, для всестороннего изучения дисциплинарной ответственности необходимо рассмотреть четыре основных момента:

  • основания (ответственность за что?);
  • субъекты ответственности (в отношении кого?);
  • дисциплинарные взыскания (путем применения чего?);
  • порядок наложения дисциплинарных взысканий (в каком порядке?).

Основания дисциплинарной ответственности

Под нарушением трудовой или служебной дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка (присягой, указаниями вышестоящих начальников и т. д.);

2) административное правонарушение . В отношении отдельных категорий государственных служащих (военнослужащие , сотрудники органов внутренних дел, работники железнодорожного, морского, речного транспорта и т. д.) в определенных законом случаях за совершение административного правонарушения ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность их привлечения не к административной, а к дисциплинарной ответственности;

3) нарушение норм морали , нравственности. Статья 26 Закона РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает дисциплинарную ответственность «за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести...». Пункт «м» ст. 19 Закона РФ «О милиции» в качестве одного из оснований увольнения сотрудника милиции со службы предусматривает «совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции». Это одни из не-многочисленных вызывающих дискуссию случаев применения юридической ответственности не за правонарушение. По нашему мнению, здесь возникает противоречие принципу права , согласно которому любая юридическая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащие выполнение своих юридических обязанностей . Воинская честь и честь сотрудника милиции чаще всего определяются нормами морали, нравственности, не установленными нормами права . Наступление юридической ответственности за их нарушение является довольно спорным и приводит к многочисленным проблемам в правоприменительной деятельности.

Субъекты дисциплинарной ответственности

Субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только физические лица . При этом у данных физических лиц с субъектом применения дисциплинарных взысканий должны быть отношения подчиненности. Поскольку отношения подчиненности возможны только в рамках трудовой или служебной деятельности, то логично предположить, что субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только лица, являющиеся членами какого-либо административного коллектива (имеются лишь некоторые исключения, допускающие дисциплинарную ответственность без отношений подчиненности. Например, наложение дисциплинарных взысканий комендантом студенческого общежития на студентов, проживающих в общежитии). Возрастные ограничения субъектов дисциплинарной ответственности определяются возрастными ограничениями, предъявляемыми к членам того административного коллектива, в рамках которого они привлекаются к дисциплинарной ответственности. Представляется, что аналогичным способом опосредуются и требования к установлению вменяемости правонарушителя.

Дисциплинарные взыскания

Дисциплинарные взыскания могут быть установлены только нормативными актами . Эти нормативные акты не обязательно должны иметь силу закона , они могут иметь и силу подзаконных актов (Дисциплинарный Устав ВС РФ, утвержденный Указом Президента РФ , и т. д.). Для различных категорий граждан могут быть предусмотрены различные меры дисциплинарного принуждения.

Статья 192 Трудового кодекса РФ предусматривает три вида дисциплинарных взысканий для всех работающих и служащих:

1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям (перечень исчерпывающий).

Для тех государственных служащих , которые охватываются Законом РФ «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г., помимо указанных Трудовым кодексом предусмотрено еще два (ст. 14): строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии.

Для такой разновидности государственных служащих, как сотрудники органов внутренних дел, ст. 38 Положения о службе в ОВД РФ от 23.12.92 г. № 4202-1 предусматривает, кроме пяти имеющихся, еще пять видов дисциплинарных взысканий: понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из ОВД. В учебных заведениях МВД РФ, кроме того, - назначение вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисление из учебного заведения (перечень исчерпывающий). По такому же принципу построена система дисциплинарных взысканий и у членов других административных коллективов.

Применение мер дисциплинарного принуждения, не закрепленных соответствующими нормативными актами, не допускается.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий

Порядок наложения дисциплинарных взысканий устанавливается законами и подзаконными актами в зависимости от категорий лиц, к которым они применяются. Поэтому рассмотрим основные, характерные почти для всех привлекаемых к дисциплинарной ответственности требования к порядку наложения дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарные взыскания могут быть наложены с учетом соблюдения ряда процессуальных требований:

  • они налагаются только уполномоченными на то органами либо должностными лицами;
  • до наложения взыскания требуются письменные объяснения нарушителя;
  • они должны быть наложены не позднее 10 суток с момента, когда соответствующему начальнику стало известно о факте совершения проступка, а в случае проведения служебной проверки, - не позднее одного месяца с момента окончания проверки;
  • за один проступок может быть наложено лишь одно взыскание;
  • взыскания не могут быть наложены по истечении шести месяцев с момента совершения проступка;
  • факт наложения взыскания может быть обжалован в установленном порядке и т. д.

Дисциплинарная ответственность - это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.

Дисциплинарная ответственность - разновидность юридической ответственности. B то же время дисциплинарная ответственность по административному праву является составной частью дисциплинарного принуждения. Ee важнейшие отличительные особенности:

1) применяется, как правило, за дисциплинарные проступки, но может наступить и за совершение иных правонарушений (например, на основании ст. 2.5 КоАП РФ);

2) состоит в применении карательных санкций - дисциплинарных взысканий;

3) право на ее применение принадлежит субъектам линейной власти; она, как правило, реализуется в рамках линейной власти, в отношении линейно подчиненных руководителю членов коллектива;

4) основания и порядок наступления дисциплинарной ответственности регулируются различными отраслями права. Ho наибольшее число лиц несут дисциплинарную ответственность по трудовому и административному праву.

Дисциплинарная ответственность по административному праву регулируется дисциплинарными уставами Вооруженных Сил РФ, таможенной службы и рядом других административно-правовых актов.

Ha основе административно-правовых норм к дисциплинарной ответственности могут привлекаться десятки миллионов лиц - членов административных коллективов. Это милитаризованные служащие, обучающиеся и лица, свобода которых ограничена в административном порядке.

Как правило, рассматриваемая ответственность наступает за дисциплинарный проступок. Это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пребыванием лица в данном коллективе. За совершение дисциплинарного проступка на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание.

Их виды устанавливаются нормативными актами. Цель их использования - общая и частная превенция правонарушений - достигается как их содержанием, так и процедурой их применения. Дисциплинарные взыскания ухудшают правовое положение наказанного, на определенное время создают для него состояние наказанности.

Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много моральноправовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение, исключение). И действуют они, как правило, лишь пока гражданин находится в коллективе (служит).

Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных организационных связей. Так, для студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделений вузов - это замечание, выговор, строгий выговор, исключение. A для лиц рядового и младшего начальствующего состава МВД - это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение B должности, лишение поощрительного нагрудного знака, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ закрепил перечень взысканий, которые могут налагаться на солдат и матросов: выговор, строгий выговор, лишение нагрудного знака отличника. Солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту, кроме того, могут быть досрочно уволены в запас. A к лицам, проходящим службу по призыву, могут применяться и такие взыскания, как назначение до пяти нарядов вне очереди, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег.

Общей особенностью наложения дисциплинарных взысканий на военнослужащих и служащих правоохранительных органов является то, что они могут быть наложены начальниками (командирами) разных уровней. A разные командиры обладают не дцинаковым объемом дисциплинарной власти.

Еще по теме § 2. Дисциплинарная ответственность по административному праву:

  1. 18.6. Понятие дисциплины, дисциплинарной ответственности и дисциплинарного производства по административному праву
  2. Глава 22 Дисциплинарно-правовое принуждение и материальная ответственность по административному праву
  3. § 3. Дисциплинарное производство по административному праву
  4. Тема 12. Дисциплинарная и материальная ответственность 12.1. Понятие и виды дисциплинарной ответственности, основания ее применения

Дисциплинарная ответственность – это вид ответственности, предусмотренный за совершение дисциплинарного проступка в коллективе. Она может регламентироваться нормами ТК и КоАП РФ, но в последнем случае ее несут только должностные лица, военнослужащие, граждане, имеющие специальные звания и государственные гражданские служащие.

В отличие от трудового законодательства, где дисциплинарные меры выражаются в виде замечаний, выговоров или увольнений, по КоАП РФ предусмотрен более широкий ряд санкций в отношении работников, совершивших правонарушение: понижение в звании, расторжение трудового соглашения, понижение в должности.

Основанием для наложения дисциплинарного взыскания по Трудовому кодексу является совершение аморального поступка или грубого нарушения, а именно:

  • Прогул: отсутствие более 4-х часов подряд на рабочем месте без уважительной причины.
  • Нахождение на территории организации в состоянии токсического, алкогольного или наркотического опьянения.
  • Совершение поступка, исключающего возможность дальнейшей службы.
  • Неоднократное неисполнение или отказ от исполнения служебных обязанностей, указанных в должностной инструкции.
  • Разглашение государственной тайны.
  • Совершение хищения по месту работы.
  • Виновное (умышленное) причинение ущерба имуществу организации.
  • Несоблюдение норм охраны труда, если это стало причиной аварии, катастрофы или получения ущерба здоровью работников.
  • Предоставление заведомо подложных документов при заключении трудового договора или контракта.
  • Непрохождение аттестации (несоответствие занимаемой должности).
  • Совершение виновных действий, из-за которых было утрачено доверие работодателя.

Для гражданских лиц, работающих в коммерческих организациях или по договору найма, предусмотрено только три вида наказания: замечание, выговор или увольнение. В любом случае все они должны подкрепляться доказывающими документами и приказами руководства, иначе дисциплинарные меры могут быть признаны незаконными.

Отличительной чертой дисциплинарной ответственности по административному праву от трудового является то, что в последнем случае работник отвечает за нарушение норм, предусмотренных ТК РФ, а в первом – за совершение деяния, которое карается КоАП РФ.

Понятие

Само понятие «дисциплинарная ответственность по административному праву» подразумевает всевозможные меры, которые могут использоваться в отношении лиц, совершивших проступок на службе или вне ее, если его вина будет доказана и подтверждена соответствующими документами.

Помимо КоАП и ТК РФ, ответственность сотрудников может регламентироваться другими, специальными законодательными актами, действующими в конкретных сферах:

  • ФЗ «О полиции».
  • ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  • ФЗ «О государственной гражданской службе».
  • Дисциплинарный устав ВС РФ.

Как уже говорилось ранее, дисциплинарная ответственность возникает лишь при нарушении трудового законодательства, в то время как при несоблюдении норм КоАП РФ санкции, которые могут применяться по отношению к сотрудников МВД, ВС РФ и т.д., более широки. Какие проступки считаются нарушением по КоАП РФ:

  • Несоблюдение норм противопожарной безопасности.
  • Нарушение правил регистрации по месту жительства.
  • Нарушение правил дорожного движения.
  • Несоблюдение требований об обязательном страховании.
  • Организация незаконных митингов.
  • Совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им служебных обязанностей.
  • Нарушение права ознакомления граждан со списком участников референдума или избирателей.
  • Правонарушения в области финансов: несвоевременная постановка на учет, непредоставление отчетностей и т.д.
  • Незаконное перемещение через границу государств, предоставление недостоверных сведений в таможенные органы, и т.д.
  • Невыполнение законного предписания органа исполнительной власти.
  • Неисполнение требований и предписаний антимонопольных органов.

Расследованием административных правонарушений занимаются уполномоченные на это органы, а поводом для процессуальных действий может послужить следующее:

  • Обнаружение проступка непосредственно сотрудниками органов, уполномоченными составлять протоколы: УМВД РФ, ГИБДД РФ, и т.д.
  • Поступление заявления от правоохранительных и других органов, если в нем содержится суть жалобы и данные об административном правонарушении.
  • Сообщения от СМИ, физических или юридических лиц о факте административного проступка.

Таким образом, административная ответственность может быть применена в отношении милитаризованных служащих, сотрудников полиции, обучающихся и лиц, свобода которых была ограничена по КоАП РФ, при этом она имеет отличительные особенности:

  • К ней граждане привлекаются во внесудебном порядке, т.е. для привлечения достаточно совершения проступка и составленного вследствие протокола.
  • В случае с ответственностью перед работодателем меры применяются только в порядке подчиненности.
  • Суть дисциплинарной ответственности заключается в применении правовых санкций, предусмотренных за совершенный проступок.

Каковы основания для дисциплинарной ответственности:

  • Совершение должностного нарушения – противоправного действия, не влекущего административного или уголовного наказания.
  • Административное правонарушение: например, по ст. 2.5 КоАП РФ.
  • Нарушение норм морали: например, в ст. 26 ФЗ «О статусе военнослужащих» говорится, что граждане, задействованные в рядах ВС РФ, должны чтить требования Конституции, быть верными Военной присяге, соблюдать дисциплину и охранять государственную или военную тайну.

В последнем случае доказать правонарушение весьма проблематично, потому как юридическая ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей сотрудником, в то время как мораль и нравственность не регламентируется нормами права.

Что говорит закон?

Законодательством предусмотрены не только такие меры взыскания, как понижение в звании, замечание, выговор или увольнение, но и материальная ответственность. Она частично регламентируется и административным правом: например, при определении полномочий органов, связанных с возмещением материального вреда, а также при вычете из зарплаты сотрудника при увольнении, если ранее в его распоряжении находилось государственное имущество.

Пример материальной ответственности:

Иванов Н.О. служил в полиции, но за совершение грубого антиобщественного проступка был уволен по желанию работодателя. При расчете с него была взыскана стоимость формы, выданной для несения службы.

Стоит отметить, что к административной ответственности не могут привлекаться граждане, совершившие деяния, предусмотренные ст. 81 ТК РФ, т.к. в этом случае проступок должен трактоваться только нормами трудового права.

Когда наступает дисциплинарная ответственность по административному праву?

Согласно действующему законодательству, к дисциплинарной ответственности работники могут быть привлечены лишь в том случае, если их вина будет доказана. Например, при совершении сотрудником проступка, несовместимого с дальнейшим несением службы, все должно быть зафиксировано в соответствующем протоколе.

Таким образом, данный вид ответственности наступает только при вредном антиобщественном деянии работника, при этом оно должно быть зафиксировано доказательными документами: объяснительными и докладными записками, актами, приказами руководителей, протоколами.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий

Данный вопрос регламентируется разными законодательными актами и зависит от того, к какой категории лиц относится работник, совершивший проступок, однако есть ряд общих требований:

  • Взыскание может быть наложено только уполномоченными на это органами или должностными лицами.
  • До принятия мер наказания руководитель должен затребовать с сотрудника объяснительную записку, которую он обязан предоставить в течение двух рабочих дней. Если он этого не сделал, работодатель в присутствии двух свидетелей составляет акт об отказе в объяснениях.
  • Сроки применения дисциплинарных взысканий также необходимо соблюдать: не позднее одного месяца с даты обнаружения проступка, и не позже полугода – с момента совершения.
  • За неправомерное деяние накладывать взыскание можно только один раз.
  • Все руководители обязаны составлять приказы о наложении дисциплинарных взысканий в отношении совершивших их сотрудников, а затем отдавать документы им на подпись. Если последние отказываются расписываться, необходимо составить акт об этом и дать его на подпись двум свидетелям.

Любое дисциплинарное взыскание (по ТК или КоАП РФ) работник может обжаловать в Государственной инспекции по охране труда или в суде, но для этого необходимо иметь документальные доказательства невиновности и показания свидетелей.