Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Судебная система России: Конституционный Суд Российской Федерации Конституционный суд структура и организация деятельности

Конституционный Суд РФ – коллегиальный орган, основанный на равноправии его членов. Каждый из девятнадцати судей Конституционного Суда РФ действует самостоятельно, независимо и беспристрастно. Между судьями отсутствуют отношения подчиненности и субординации. Поэтому основной организационной формой конституционного судопроизводства является заседание Конституционного Суда РФ, в котором принимают участие все его судьи. В конституционном судопроизводстве не допускается единоличное рассмотрение споров от имени Конституционного Суда РФ, равно как и деление Суда на какие-либо структурные единицы, уполномоченные действовать в качестве представителей всего органа. В этом смысле статус Конституционного Суда РФ ближе к правовому положению Совета Федерации или Государственной Думы, чем к организационным формам отправления правосудия в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Конституционный Суд РФ рассматривает в заседаниях все вопросы, отнесенные к его полномочиям Конституцией РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Кроме того, в заседаниях принимаются послания и Регламент Конституционного Суда РФ, решения о представлении судей к государственным наградам, о приостановлении или прекращении их полномочий и т.д. Однако компетенция Конституционного Суда РФ весьма обширна, ее невозможно полностью реализовать посредством проведения судебных заседаний. В связи с этим законодатель предусматривает институт должностных лиц Конституционного Суда РФ, закрепляя за ними ряд самостоятельных полномочий и публично-значимых функций, вытекающих из компетенции Конституционного Суда РФ. К таким должностным лицам относятся Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ.

Председатель Конституционного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации из числа судей Конституционного Суда РФ по представлению Президента РФ сроком на шесть лет. По истечении данного срока допускается повторное и последующее назначение одного и того же лица на должность Председателя Суда без каких-либо правоограничений, однако всякий раз требуется соответствующая инициатива главы государства и положительное решение Совета Федерации. В результате Председатель Конституционного Суда РФ находится под риском лишения своего статуса вследствие негативной оценки его деятельности Президентом РФ и Советом Федерации. Это не затрагивает его общего статуса как судьи Конституционного Суда РФ и, в определенной мере, стимулирует ротацию должностных лиц Суда.

Несмотря на сравнительно широкую компетенцию главы государства и Совета Федерации в сфере назначения на должность Председателя Конституционного Суда РФ, законодатель не закрепляет за этими органами права инициативы досрочного прекращения полномочий Председателя Суда. Такую инициативу до истечения шестилетнего срока может выразить лишь сам Конституционный Суд РФ, причем квалифицированным большинством голосов судей и посредством тайного голосования. Основанием для досрочного прекращения полномочий Председателя Суда является неисполнение либо ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей. В последующем для досрочного прекращения его полномочий требуются представление Президента РФ и решение Совета Федерации.


Председатель Конституционного Суда РФ реализует следующую компетенцию: он представляет Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями и иными лицами, по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени; руководит подготовкой заседаний Суда и председательствует на них; вносит на обсуждение Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях; осуществляет общее руководство аппаратом .

Статус заместителей Председателя Конституционного Суда РФ является близким и во многом тождественным правовому положению Председателя Суда. Эти лица назначаются на должности и освобождаются от них в том же порядке, что и Председатель Конституционного Суда РФ. Различие состоит в специфике их компетенции, которая имеет вторичный характер: заместители Председателя выполняют отдельные обязанности Председателя по его уполномочию либо в его отсутствие. В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя Суда одним из его заместителей исполнение этих обязанностей переходит последовательно к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Конституционного Суда РФ, а при равном стаже – к старейшему по возрасту судье.

Статья 20. Организационные формы конституционного судопроизводства

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения кᴏᴛᴏᴩой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей палаты.

Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не могут входить в состав одной и той же палаты.

Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Статья 21. Вопросы, рассматриваемые в пленарных заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации исключительно в пленарных заседаниях:

1) разрешает дела о ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии Конституции Российской Федерации конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации;

2) дает толкование Конституции Российской Федерации;

3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации;

5) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам ϲʙᴏего ведения.

Конституционный Суд Российской Федерации в пленарных заседаниях также:

1) избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации;

2) формирует персональные составы палат Конституционного Суда Российской Федерации;

3) принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и вносит в него изменения и дополнения;

4) устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, а также распределяет дела между палатами;

5) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также о досрочном оϲʙᴏбождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 22. Вопросы, рассматриваемые в заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях палат разрешает дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда Российской Федерации и не подлежащие рассмотрению согласно настоящему Федеральному конституционному закону исключительно в пленарных заседаниях.

Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях палат:

1) разрешает дела о ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, ᴏᴛʜᴏϲᴙщимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и ϲʙᴏбод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Статья 23. Избрание Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации

В пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из ϲʙᴏего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.

Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации могут по личному письменному заявлению сложить с себя данные полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации.

По инициативе не менее пяти судей Конституционного Суда Российской Федерации, считающих, что Председатель, заместитель Председателя или судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации недобросовестно исполняет ϲʙᴏи обязанности либо злоупотребляет ϲʙᴏими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном оϲʙᴏбождении от ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей должности. Вопрос о досрочном оϲʙᴏбождении от должности указанных лиц решается большинством не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием.

В случае, если должность Председателя, заместителя Председателя или судьи-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации окажется вакантной, новые выборы проводятся не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии в порядке, установленном настоящей статьей. По истечении срока полномочий указанные должностные лица продолжают исполнять ϲʙᴏи обязанности до проведения новых выборов.

Статья 24. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации:

1) руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них;

2) вносит на обсуждение Конституционного Суда Российской Федерации вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

3) представляет Конституционный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда Российской Федерации выступает с заявлениями от его имени;

4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации, представляет на утверждение Конституционного Суда Российской Федерации кандидатуры руководителей Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда Российской Федерации, а также Стоит сказать - положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и штатное расписание аппарата;

5) осуществляет другие полномочия в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с настоящим федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации издает приказы и распоряжения.

Статья 25. Временное исполнение обязанностей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда Российской Федерации не в состоянии исполнять ϲʙᴏи обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя заместителем Председателя Конституционного Суда Российской Федерации временное исполнение данных обязанностей переходит последовательно к судье-секретарю Конституционного Суда Российской Федерации, к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а при равном стаже - к старейшему по возрасту судье Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 26. Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда Российской Федерации отдельные его функции, а также выполнят ϲʙᴏи обязанности, возложенные на него Конституционным Судом Российской Федерации.

Статья 27. Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации

Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации:

1) осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда Российской Федерации;

2) организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда Российской Федерации;

3) доводит до сведения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом Российской Федерации, и информирует Конституционный Суд Российской Федерации об их исполнении;

4) организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда Российской Федерации;

5) осуществляет другие полномочия в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с настоящим Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 28. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации

В Регламенте Конституционного Суда Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного Суда Российской Федерации; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некᴏᴛᴏᴩые правила процедуры и данныекета в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации; требования к работникам аппарата Конституционного Суда Российской Федерации; иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

См. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации (принят Конституционным Судом РФ 1 марта 1995 года)

Раздел второй. Общие правила производства в Конституционном

Суде Российской Федерации

Организационные формы конституционного судопроизводства и внутренняя структура Конституционного Суда обусловлены положением Федерального конституционного закона 1994 г. о том, что Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Суда. Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Консти^ционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Председатель и заместитель Председателя Суда не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В палатах председательствуют поочередно судьи. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты. Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в компетенцию Суда. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд разрешает дела (ст. 21 Закона) о: 1) соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ; 2) толковании Конституции РФ; 3) даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 4) принятии послания Конституционного Суда; 5) выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Конституционный Суд в пленарных заседаниях также: избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного Суда; формирует персональные составы палат Суда; принимает Регламент Суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях Суда, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Суда, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда. Конституционный Суд в заседаниях па/шт разрешает дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях. Несмотря на этот общий, условно говоря, остаточный принцип, Федеральный конституционный закон 1994 г. все же называет категории дел, рассматриваемые палатами. Конституционный Суд в заседаниях палат: вправе выполнять функцию абстрактного нормоконтроля - разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства; б) законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ (те., как видим, оценка конституций и уставов субъектов не может осуществляться палатами); в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; разрешает все споры о компетенции между органами государственной власти, которые были названы ранее; выполняет функцию конкретного нормоконтроля - по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Организуют деятельность Конституционного Суда три должностных лица - Председатель, заместитель Председателя и судья- секретарь Суда. Закон не говорит о том, что они руководят деятельностью судей Конституционного Суда и между ними и судьями существуют отношения подчиненности, субординации. И это не случайно. Как указывалось ранее, принцип независимости судьи Конституционного Суда распространяется и на служебные функции, и на персональное положение судьи. Все решения в отношении судьи, в том числе и поручение ему подготовки дела, задач судьи-докладчика и т.п., осуществляет Конституционный Суд в целом. Названные должностные лица не вправе давать указания судьям, налагать на них дисциплинарные взыскания. Их руководящие функции распространяются на Аппарат Конституционного Суда. Согласно Закону в пленарном заседании Конституционного Суда судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Суда. Эти лица по истечении срока полномочий могут быть избраны на новый срок. Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь могут поличному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия, что констатируется решением Конституционного Суда. По инициативе не менее пяти судей Конституционного Суда, считающих, что Председатель, заместитель Председателя или судья-секретарь недобросовестно исполняют свои обязанности либо злоупотребляют своими правами, может быть поставлен вопрос о их досрочном освобождении от соответствующей должности. Вопрос о досрочном освобождении от должности указанных лиц решается большинством не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда тайным голосованием. Согласно ст. 24 Федерального конституционного закона Председатель Конституционного Суда: 1) руководит подготовкой пленарных заседаний Суда, созывает их и председательствует на них; 2) вносит на обсуждение Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат; 3) представляет Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Суда выступает с заявлениями от его имени; 4) осуществляет общее руководство аппаратом Суда, представляет на утверждение Суда кандидатуры руководителей Секретариата Суда и других подразделений аппарата, иных служб Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата; 5) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и Регламентом Суда. Председатель Конституционного Суда издаст приказы и распоряжения. Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию Председателя Суда отдельные его функции, замещает Председателя в случае, если тот не в состоянии выполнять свои полномочия, а также выполняет собственные обязанности, возложенные на него. Судья-секретарь Конституционного Суда РФ: осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Суда; организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Судом, и информирует Суд об их исполнении; организует информационное обеспечение судей Суда; осуществляет другие полномочия в соответствии с Законом и Регламентом Суда.

Еще по теме § 4. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации:

  1. 27 . Какова структура Конституционного Суда Российской Федерации
  2. 25 . Каковы основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
  3. 2. Гарантии статуса и деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации
  4. 2. Решение Конституционного Суда Российской Федерации о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума Российской Федерации
  5. 1. Назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  6. 3. Заключение Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации
  7. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, порядок формирования, организация деятельности и компетенция палат
  8. § 6. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации
  9. 9. Иные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
  10. Виды решений Конституционного Суда Российской Федерации
  11. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации
  12. 28 . Какие должностные лица действуют в составе Конституционного Суда Российской Федерации
  13. 26 . В чем состоят полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
  14. 1. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология -

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вятский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра Государственно-правовых дисциплин

Курсовая работа

По дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»

Полномочия и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Выполнила студентка 1 курса

специальности «Юриспруденция»

Маслова Татьяна

Проверила:

Чапайкина Ирина Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА I. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ……………………………………………………………………………...5

ГЛАВА II. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ……………………………………………………………………………..10

2.1. Организация деятельности Конституционного суда РФ ……….10

2.1. Гарантии деятельности Конституционного суда РФ …………...13

2.2. Аппарат Конституционного суда РФ …………………………...17

ГЛАВА III. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ.....19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………30

ВВЕДЕНИЕ

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств. В реформирующейся России проблемы конституционного контроля оказались в сфере повышенного научного внимания. В течение нескольких последних лет по этой теме переведены книги, отражающие зарубежный опыт, проведены сравнительно-правовые исследования, вышли работы с анализом отечественного опыта конституционного контроля и надзора. Такая активность вполне объяснима: этот институт является важнейшим элементом построения правового государства, и в современной России он стал наиболее зримым его воплощением.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время в российском обществе происходят существенные преобразования практически во всех сферах государственной и общественной жизни. Основным направлением развития нашей страны является стремление заложить и укрепить в основе государственности Российской Федерации идеи и принципы правового государства, вся деятельность которого будет направлена на укрепление законности в стране, на создание правовой информированности граждан, на то, чтобы люди могли активно защищать свои права и свободы с помощью правовых процедур. В этих условиях очень важной является проблема формирования и развития способов, средств и органов правовой и судебной защиты населения Российской Федерации, а следовательно, особенно актуальной становится роль Конституционного суда Российской Федерации как органа осуществляющего конституционный контроль и как одной из важнейших гарантий конституционности, законности, и правопорядка в стране.

Исходя из всего вышесказанного, целью данной курсовой работы является изучение деятельности Конституционного суда, а также обозначение полномочий Конституционного суда.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

Изучить работы по данной теме;

Определить процесс образования Конституционного суда;

Описать организацию деятельности Конституционного суда;

Определить полномочия Конституционного суда Российской Федерации.

Теоретическую основу составляют работы таких авторов, как:

С.А. Авакьян, Л.В. Лазарев, М.В. Баглай, В.Д. Зорькин, Н. Витрук, О.Е. Кутафин, Е.И. Козлова, Г.А. Гаджиев, Ю.Л. Шульженко.

Методологическую основу исследования составляют диалектический, логический, системный, формально–юридический, исторический и другие методы научного познания.

Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении курса «Конституционное право», а также и в практическом применении.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА I. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

Конституционный Суд был создан 12 июля 1991 года законом РСФСР «О конституционном суде». Впервые был избран Съездом народных депутатов РСФСР 30 октября 1991 года в составе 13 судей:

Зорькин Валерий Дмитриевич - председатель

Кононов Анатолий Леонидович

Эбзеев Борис Сафарович

Лучин Виктор Осипович

Олейник Владимир Иванович

Гаджиев Гадис Абдуллаевич

Витрук Николай Васильевич

Селезнёв Николай Васильевич

Ведерников Николай Трофимович

Тиунов Олег Иванович

Морщакова Тамара Георгиевна

Аметистов Эрнест Михайлович

Рудкин Юрий Дмитриевич

В 1992-1993 годах Конституционный Суд активно участвовал в урегулировании конституционного кризиса. Его председатель Валерий Зорькин принимал участие в переговорах между президентом Борисом Ельциным и Верховным Советом в декабре 1992 года, что закончилось тогда подписанием соглашения между Ельциным и Хасбулатовым, согласно которому предусматривалась отсрочка вступления в силу поправок к Конституции, которые урезали полномочия президента, до проведения референдума в апреле 1993 года.

23 марта 1993 года Конституционный Суд признал телеобращение президента Ельцина к народу от 20 марта неконституционным, что послужило основанием для рассмотрения вопроса об отрешении президента от должности.

21 сентября 1993 года президент Ельцин объявил о роспуске Верховного Совета. Конституционный Суд собрался в ночь с 21 на 22 сентября по собственной инициативе (что не противоречило действовавшему тогда закону) или, по другой версии, по устному запросу членов Верховного Совета Российской Федерации, и признал действия президента неконституционными1

.

После событий 3-4 октября 1993 года президент Ельцин «приостановил» деятельность Конституционного Суда, а в 1994 году был принят новый закон о Конституционном Суде. Согласно нему, суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий.

Вновь Конституционный Суд был назначен Советом Федерации Российской Федерации в феврале 1995 года в количестве 19 судей (по оценке судьи Конституционного суда Г. Гаджиева, расширение состава суда было вызвано желанием президента Ельцина обеспечить себе перевес над 9 судьями, голосовавшими против него во время кризиса), его председателем был избран Владимир Туманов, в 1997 году новым председателем стал Марат Баглай, а в 2003 году снова был избран Валерий Зорькин.

За это время Конституционный Суд принял более 200 постановлений. Большая часть рассмотренных дел касалась проверки конституционности законов. Более 30 раз неконституционными признавались отдельные положения Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

Статус Конституционного Суда РФ определяется в ст. 125 Конституции РФ2

Основным же актом в этом вопросе является Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»3. Это первый в истории России федеральный конституционный закон, принятый на основе Конституции РФ 1993 г. Закон является кодифицированным актом в сфере конституционного судопроизводства, он содержит как материальные, так и процессуальные нормы. Статус Конституционного Суда, закрепленный действующим законодательством, по многим параметрам существенно изменился по сравнению со статусом Конституционного Суда РФ, учрежденного в 1990 г.

В состав Конституционного Суда РФ входят 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Президенту РФ могут вноситься членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, высшими судебными органами (Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, самим Конституционным Судом РФ), федеральными юридическими ведомствами (в частности, Министерством юстиции РФ), всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями (в действующем составе Конституционного Суда РФ большинство судей – известные ученые-юристы).

Для назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ кандидат должен отвечать следующим требованиям: гражданство РФ; возрастной ценз – не менее 40 лет; наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет; безупречная репутация; признанная высокая квалификация в области права.

Судья Конституционного Суда РФ может быть назначен на должность однократно на срок 15 лет. Предельный возраст судьи – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ обладает достаточно высоким статусом, многие составляющие которого усилены по сравнению с общими положениями статуса судьи в Российской Федерации. Так, для судей Конституционного Суда РФ установлены более сложный порядок привлечения к юридической ответственности, отличающиеся набор оснований и порядок досрочного прекращения полномочий, более высокие материальные и социальные гарантии, более жесткие требования к содержанию принципа несовместимости и т. п.

Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ состоит из двух палат составом десять и девять судей соответственно, при этом решение любой из палат является решением Конституционного Суда. Сложная структура специализированных судебных органов конституционного контроля имеет место в большинстве государств, где к полномочиям этих органов отнесено рассмотрение конституционных жалоб.

Персональный состав палат определяется не Советом Федерации при назначении судей, а путем жеребьевки, при этом состав палат не является неизменным – он должен изменяться не реже чем каждые три года. Для руководства деятельностью Конституционного Суда сами судьи из своего состава на пленарном заседании сроком на три года избирают Председателя, заместителя Председателя и судью – секретаря Конституционного Суда (ограничений по количеству переизбраний в пределах общего срока полномочий судьи для данных должностных лиц нет). Полномочия этих должностных лиц Конституционного Суда РФ можно обозначить как организационно-управленческие: в заседаниях Суда при рассмотрении конкретных дел они обладают теми же процессуальными правами, что и другие судьи. В палатах Конституционного Суда РФ постоянных председателей нет – обязанности председательствующего на заседаниях палаты исполняют судьи, входящие в состав соответствующей палаты, поочередно. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной палаты.

На сегодняшний день конституционное правосудие осуществляет основные идеи процедуры рассмотрения дела в суде, их пять:

– принцип независимости;

– принцип гласности;

– принцип коллегиальности;

– принцип состязательности;

– принцип равноправия сторон в процессе.

Таким образом институт конституционного контроля приживается только в той системе общественных отношений, которая ориентируется на демократические правовые ценности. В условиях же тоталитарных политических режимов он отторгается. Ужесточение требований к кандидатам на должности судей Конституционного суда РФ приведет к улучшению качества работы одного из важнейших судебных органов в РФ, тем самым позволит населению нашего государства быть уверенным в защите своих прав и свобод перед другими лицами и государственными органами власти.

ГЛАВА II. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

2.1. Организация деятельности Конституционного суда в РФ

В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.

Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.

В пленарном заседании Конституционный суд может рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела, которые Суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:

Дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и устав субъектов РФ;

Толкование Конституции Российской Федерации;

Вынесение заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

Утверждение посланий Конституционного суда;

Решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

В ходе пленарных заседаний Конституционный суд также избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного суда; формирует персональные составы палат Конституционного Суда; принимает Регламент Конституционного суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также в случае необходимости - о досрочном освобождении от должности Председателя, его заместителя или судьи-секретаря Конституционного суда и т.д.4

В заседаниях палат Конституционный суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов:

Федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

Законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов;

Договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти самих субъектов Российской Федерации;

Не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

В заседаниях палат Конституционный суд России решает также споры о компетенции:

Между федеральными органами государственной власти;

Между органами государственных властей Российской Федерации и ее субъектов;

Между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный суд в заседаниях палат по рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.5http://base.garant.ru/10101207/ [Дата обращения 03.04.2014].

В пленарном заседании Конституционного суда тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей избирается Председатель - сроком на три года, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда РФ выполняет следующие функции:

Руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного суда, созывает их и председательствует на них;

Вносит на обсуждение Конституционного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;

Представляет Конституционный суд в сношениях с государственными органами и организациями; выступает от имени Конституционного суда;

Осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда издает приказы и распоряжения Суда.6

В обязанности заместителя Председателя Конституционного суда входит осуществление некоторых функция Председателя Суда по его уполномочию, а также обязанностей, возложенных на него Судом.

Судья-секретарь Конституционного суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным судом, и информирует Суд об их исполнении.7

2.2. Гарантии деятельности Конституционного суда РФ

Гарантии деятельности Конституционного суда Российской Федерации, как органа государственной власти - законодательно ограждать его, делать независимым. Гарантии независимости Конституционного суда РФ недостаточны без гарантий независимости самих судей Конституционного суда РФ, которые установлены в законе.

Финансовые гарантии независимости Конституционного суда РФ выражены в том, что расходы на деятельность Конституционного суда РФ предусматривается отдельной строкой в федеральном бюджете, смета финансирования Конституционного суда на каждый следующий финансовый год не может быть меньше предусмотренной в предыдущем году. Однако Закон и не предусмотрел ее обязательного увеличения, ведь каждый год часть средств обесценивается в силу инфляции. Денежными средствами, выделяемыми Конституционному суду РФ, он распоряжается самостоятельно, получается, что деньги могут быть потрачены не обязательно на те цели, которые были предусмотрены в смете на текущий финансовый год. Из положений закона следует, что органы бюджетного контроля за целевым использованием бюджетных средств не имеют никаких полномочий на проверку использования средств, выделенных федеральным бюджетом Конституционному суду РФ, занимается этим Счетная Палата РФ.

Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. №306 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного суда Российской Федерации и членам их семей» установлено, что при разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматриваются отдельной строкой расходы на содержание Конституционного суда РФ, учитывающие в числе прочих следующие направления расходования указанных средств:

– выплата денежного вознаграждения судьям Конституционного суда РФ и денежного содержания федеральным государственным служащим аппарата Конституционного суда РФ в порядке, установленном законодательством РФ;

– обеспечение Конституционного суда РФ программно-техническими средствами, необходимыми для функционирования его информационных систем;

– выплата судьям Конституционного суда РФ ежемесячной надбавки к денежному вознаграждению за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей;

– выплата судьям Конституционного суда РФ и федеральным государственным служащим аппарата Конституционного суда РФ, имеющим классные чины, надбавки к должностному окладу за ученую степень и почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»;

– реализация судьями Конституционного суда РФ (в том числе пребывающими в отставке или на пенсии) права бесплатного проезда в пределах РФ на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, а также на всех видах городского (пригородного) пассажирского транспорта (за исключением такси);

– предоставление федеральным государственным служащим аппарата Конституционного суда РФ служебного транспорта или денежной компенсации транспортных расходов, связанных с исполнением ими своих должностных обязанностей;

– предоставление судьям Конституционного суда РФ жилой площади;

– обеспечение судей Конституционного суда РФ служебными автомобилями, средствами на представительские расходы и на пользование всеми видами связи;

– оказание материальной помощи при предоставлении судьям Конституционного суда РФ и федеральным государственным служащим аппарата Конституционного суда РФ ежегодных отпусков;

– выплата надбавок к норме суточных при направлении судей Конституционного суда Российской Федерации в служебные командировки за границу;

– предоставление судьям Конституционного суда РФ 50%-ной скидки при оплате жилой площади в домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях, при оплате всех коммунальных услуг (электроэнергии, газа, отопления, водоснабжения и т.д.), за пользование квартирным телефоном независимо от принадлежности жилых помещений;

– обеспечение иных выплат, установленных законодательством РФ, судьям Конституционного суда РФ и федеральным государственным служащим аппарата Конституционного суда РФ.8http://www.consultant.ru/popular/cons/ [Дата обращения 03.04.2014]

В соответствии с положениями Указа Президента РФ «Об обеспечении деятельности Конституционного суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного суда Российской Федерации и членам их семей» объем расходов на содержание Конституционного суда РФ при разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год определяется Правительством РФ по согласованию с Председателем Конституционного суда РФ. Смета расходов Конституционного суда РФ в пределах средств федерального бюджета, выделенных на его содержание, утверждается Председателем Конституционного суда РФ.

Правительство РФ в недельный срок со дня получения сметы расходов Конституционного суда РФ обеспечивает финансирование расходов Конституционного суда РФ в соответствии с указанной сметой.

Информационное и организационное обеспечение деятельности Председателя Конституционного суда РФ и судей Конституционного суда РФ, а также их социально-бытовое, медицинское и санаторно-курортное обслуживание осуществляются в порядке и на условиях, определенных соответственно для Председателя Правительства РФ и его заместителей.

Социально-бытовое, медицинское и санаторно-курортное обслуживание членов семей Председателя Конституционного суда РФ и судей Конституционного суда РФ осуществляется в порядке и на условиях, определенных соответственно для членов семей Председателя Правительства РФ и его заместителей9

Еще одной финансовой гарантией независимости деятельности Конституционного суда РФ будет являться то, что Конституционный суд РФ имеет право самостоятельно определять то, каким структурным подразделениями органам Конституционного суда РФ будет передаваться имущество, находящееся в федеральной собственности и переданное ему на праве оперативного управления. Это является исключением из привычного определения права оперативного управления, при котором собственник имущества дает согласие на все виды распоряжения своим имуществом.

Ни у одного органа государственной власти или государственного предприятия нет такого права.

Установлена не только финансовая, материально-техническая, но и кадровая, организационная составляющие независимости Конституционного суда РФ как органа государственной власти. Организационная составляющая независимости Конституционного суда РФ выражена в том, что Конституционный суд самостоятельно определяет порядок своей деятельности, т.е. суд самостоятельно определяет регламент своей деятельности.

2.3. Аппарат Конституционного суда РФ

После возобновления деятельности Конституционного Суда в 1995г. была усовершенствована структура его аппарата, утверждено новое штатное расписание. Если оставить в стороне существующие в каждой крупной организации хозяйственно-административные подразделения, в аппарате Суда можно выделить две составные части.

Одна из них - это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных (аппарат Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности несколько больше).

Вторая часть - это секретариат, состоящий из ряда управлений, названия которых говорят сами за себя (например, Управление Конституционного права, Управление конституционных проблем частного права, Управление конституционных основ федеративного устройства и самоуправления территории, Управление международного права и др.). В задачи этих управлений входят первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов по соответствующей проблематике. В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного Суда, обеспечением Суда необходимой правовой информацией. Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц. Секретариат, осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Суда. Он проводит прием посетителей, рассматривает в предварительном порядке поступающие в Суд обращения, дает на них ответы, если они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и совещаниях, изучает и обобщает практику исполнения решений Суда.

Руководители Секретариата и его подразделений утверждаются по представлению Председателя Суда на пленарных заседаниях. Действует Секретариат под общим руководством Председателя Суда и непосредственным руководством судьи-секретаря.

В составе аппарата Конституционного Суда РФ возрожден существовавший до 1917 г. институт судебных приставов. На них возлагается поддержание порядка в заседаниях Суда. Их требования о соблюдении правил, установленных для посетителей Суда и участников процесса, являются обязательными. Отказ от их выполнения может повлечь применение судом санкций, в том числе при определенных обстоятельствах - штрафа.

В целом аппарат Конституционного Суда РФ укомплектован специалистами высокой квалификации. В нем трудится немало правоведов, хорошо зарекомендовавших себя на научном и практическом поприще.

Как и при Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ, при Конституционном Суде РФ образуется Научно-консультативный совет из числа ученых и практикующих специалистов в области права. Его персональный состав и положение о нем утверждается Судом. Основная задача этого Совета - обсуждение сложных проблем, возникающих перед Судом, и дача рекомендаций.

ГЛАВА III. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

Конституция Российской Федерации и Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» наделяют Конституционный суд широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно действовать в качестве «верховного хранителя» Конституции.

Полномочия Конституционного суда не ограничены определенным сроком, вследствие чего состав судей никогда не должен сменяться одновременно, а суд – прекратить свою деятельность по каким-либо причинам. Решения суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Следовательно, не существует органа государственной власти и какого-либо должностного лица, включая главу государства, который бы мог давать какие-либо указания суду, если суд действует в пределах своей компетенции10Роль Конституционного суда Российской Федерации в системе судебной защиты прав и свобод человека и гражданина: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Герасимова Евгения Вячеславовна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]

.

Поскольку осуществление судом его полномочий способно затронуть интересы самых сильных органов государства, закон предусматривает гарантии независимости суда, призванные обезопасить его от любых влияний.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный суд:

Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

1) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

2) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации11

;

Разрешает споры о компетенции:

1) между федеральными органами государственной власти;

2) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

В случае признания федерального закона или закона субъекта Федерации либо отдельных положений этих законов не соответствующими Конституции РФ гражданам и (или) объединениям граждан, обратившихся в Конституционный суд за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Федерации возмещаются в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации:

1) уплаченная государственная пошлина;

2) расходы на оплату услуг представителей;

3) расходы на проезд и проживание заявителей и их представителей, понесенные ими в связи с явкой в суд;

4) почтовые расходы, связанные с рассмотрением дела;

5) компенсация за фактическую потерю времени12

.

Дает толкование Конституции Российской Федерации;

Конституционный суд в процессе толкования не создает новых правовых норм. Толкование нельзя смешивать ни с толкуемой нормой права, ни с нормой права вообще. Правотолковательное положение – это только правило надлежащего понимания уже существующей нормы права, а не новая норма права. Конечно, Конституция может быть несовершенной, но с этим Конституционный суд не вправе ничего сделать. Было бы странно, если бы сложности, с которыми связано внесение поправок в Конституцию РФ или ее пересмотр, в соответствии с гл. 9, можно было бы преодолеть простым решением Конституционного суда, если бы в процессе толкования Конституции он пользовался бы правом ее дополнения, развития отдельных положений и т.д.

Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

Инициатором он может быть только в одном случае – внося в Государственную Думу проект федерального закона.

Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами;

Может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации13http://www.consultant.ru/popular/cons/ [Дата обращения 03.04.2014].

Договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Все это говорит о том, что акты Конституционного суда, которые создают правовые нормы, не могут рассматриваться в качестве источников конституционного права, хотя они, как и все другие правовые акты обязательны для исполнения.

Вместе с тем из сказанного было бы неверно сделать вывод о том, что Конституционный суд вообще не в праве принимать никаких нормативно правовых актов. Будучи органом государственной власти, Конституционный суд имеет право, в частности, принимать акты по вопросам организации его собственной деятельности. Именно таким актом, относящимся к числу источников конституционного права, является Регламент Конституционного суда РФ.

В случае если решением Конституционного суда нормативный акт признан несоответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ14

.

В случае если решением Конституционного суда нормативный акт признан несоответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании:

1) Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного суда Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке;

2) Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного суда Российской Федерации отменяют нормативный акт соответственно Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части;

3) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного суда Российской Федерации вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта Российской Федерации, принимает новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного суда Российской Федерации. Если по истечении шести месяцев после опубликования решения Конституционного суда Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

4) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного суда Российской Федерации отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного суда Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

5) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договор между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного суда Российской Федерации вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.

Признание несоответствующими Конституции РФ федерального закона, нормативного акта Президента РФ, нормативного акта Правительства РФ, договора или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре, либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.

Признание не соответствующими Конституции РФ нормативного акта субъекта Федерации, договора субъекта Федерации или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке органами государственной власти других субъектов Федерации положений принятых ими нормативных актов либо заключенных договоров, содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.

Положения нормативных актов либо договоров, признанных не соответствующими Конституции РФ, не могут применяться судами, другими органами или должностными лицами15Исполнение решений Конституционного суда Российской Федерации как форма реализации конституционного права: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Байрамов Сергей Вадимович; [Место защиты: Гос. науч.-исслед. ин-т систем. анализа Счёт. палаты РФ]

.

В случае если в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного суда аналогичный признанному неконституционным нормативный акт не будет отменен или изменен, а действие договора аналогичного признанному неконституционным, не будет прекращено полностью или частично, уполномоченные федеральным законом государственный орган или должностное лицо приносят протест либо обращаются в суд с требованием о признании такого нормативного акта либо договора недействующим16

.

Президент Российской Федерации и Государственная Дума Российской Федерации назначают своих постоянных представителей в Конституционном суде РФ, которые участвуют в заседаниях суда, представляя соответствующую позицию по конкретному делу. Они не в праве оказывать какое бы то ни было давление на Суд или предпринимать действия, способные нарушить независимость Конституционного суда в принятии решений.

Конституционный суд обладает так называемой связанной компетенцией, что означает возможность осуществления судом своих полномочий только по запросам и жалобам лиц, упомянутых в Конституции РФ. Суд, следовательно, не вправе рассматривать какое-либо дело по собственной инициативе. Он, однако, может самостоятельно решать вопрос об использовании права законодательной инициативы по вопросам его ведения, что предусмотрено ч. 1 ст. 104 Конституции РФ.

Компетенция Конституционного суда РФ состоит из четырех конституционных полномочий:

Проверка конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров (нормоконтроль), осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов);

Разрешение споров о компетенции;

Толкование Конституции РФ;

Дача заключений о соблюдении порядка выдвижения обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Эти полномочия различаются не только по содержанию, но и по субъектам запросов и жалоб17

.

Таким образом расширение полномочий и механизмов воздействия нашего отечественного органа конституционного контроля, можно рассматривать как предоставленный нашей стране реальный шанс занять достойное место в системе цивилизованных правовых государств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституционный суд является важным органом конституционного контроля, созданным в целях обеспечения законности в стране. Конституционный суд сумел утвердить свое положение в государстве и стал очень важным, эффективным фактором развития права, государства и всего российского общества. Он добился этого в очень сложных, трудных и далеко не стабильных, часто противоречивых жизненных обстоятельствах. Несмотря на то, что многие вопросы, по которым обращаются в Конституционный суд имеют политическую подоплеку, Конституционный суд решает исключительно вопросы права, т.е. он стоит вне политики, не является и не может быть ни участником политических процессов, ни арбитром в политических спорах. В каждом деле Конституционный суд выделяет только правовую составляющую, дает оценку лишь нормам права.

Конституционный суд РФ обеспечивает конституционную законность в стране, заботится, чтобы все принимаемые законы полностью соответствовали Основному закону российского государства, чтобы Конституция могла толковаться только одним органом и на основании судебных процедур. И чтобы граждане РФ имели прямой доступ к Конституционному суду Российской Федерации, который им гарантирован Конституцией Российской Федерации 1993 года. Одним из важнейших моментов, связанных с деятельностью Конституционного суда РФ, является то обстоятельство, что решения Конституционного суда в последнее время являются значимыми для развития конституционного права, причем не только как отрасли права, но и для науки. Несмотря на то, что некоторые ученые-юристы отрицают роль постановлений суда в качестве источника права, заявляя о том, что судебный прецедент в России источником права не является, отрицать значимость таких судебных решений было бы нецелесообразным: так как данные решения должны вытекать из смысла самой Конституции и являются своеобразным её толкованием.

Проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности Конституционного суда Российской Федерации можно прийти к выводу, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства Конституционный суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своей первостепенной задачи - защиты конституционных основ общественного строя и конституционных прав граждан России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно – правовая литература:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. - [Электронный ресурс] – URL:http://www.consultant.ru/popular/cons/ [Дата обращения 03.04.2014].

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации». - [Электронный ресурс] – URL:http://base.garant.ru/10101207/ [Дата обращения 03.04.2014].

3. Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2007 г. №2ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации». [Электронный ресурс] – URL:http://www.garant.ru/hotlaw/federal/152268/ [Дата 03.04.2014].

4. «Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов» (утв. Минюстом РФ № 10 (35)-5, Верховным Судом РФ, ВАС РФ 27.12.1996) [Электронный ресурс] – URL:http://base.garant.ru/10135300/ [Дата обращения 03.04.2014].

Учебная и научная литература:

6. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс в 2т. Т.2. / С.А. Авакьян. – М.: Юристъ. - 2011. – 412с.

7. Авакьян С.А. Полномочия Конституционного суда Российской Федерации: переменные проблемы / С.А. Авакьян. Вестник Конституционного суда. - №2. - 2012. - С. 46-49.

8. Авсеенко В.И., Прудников А.С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / В.И. Авсеенко, А.С. Прудников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2012. – 369с.

9. Байрамов С.В.Исполнение решений Конституционного суда Российской Федерации как форма реализации конституционного права: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Байрамов Сергей Вадимович; [Место защиты: Гос. науч.-исслед. ин-т систем. анализа Счёт. палаты РФ]

10. Басангов Д.А. Юридическая природа особого мнения судьи Конституционного суда Российской Федерации / Д.А. Басангов. «Журнал российского права» - №2. - 2011. – С.24-34.

11. Белкин А.А. Вопросы юридической силы решений Конституционного суда Российской Федерации / А.А.Белкин. Вестник Конституционного суда. - №2. -2012. - С. 21.

12. Герасимова Е.В.Роль Конституционного суда Российской Федерации в системе судебной защиты прав и свобод человека и гражданина: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Герасимова Евгения Вячеславовна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]

13. Голик Н.М. Характеристика обращений граждан в Конституционный суд РФ / Н.М. Голик. «Российская юстиция». - №10. - 2012. - С.15.

14. Ермошин Г.Т. Понятия «суд» и «судья» в конституционно-правовом смысле / Г.Т. Ермошин. «Российское правосудие». - №10. - 2010. - С.87-93.

15. Захаров В.В. Решения Конституционного Суда РФ в системе источников российского права / В.В. Захаров. «Журнал российского права». - №11. - 2012 – С.65.

16. Зорькин В.Д. Ценностный подход в конституционном регулировании прав и свобод / В.Д. Зорькин. «Журнал российского права». - №12. - 2008. – С.3-14.

17. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция". - Москва: Проспект. - 2011. – 585с.

18. Кушнир Г.А. Дискуссионные аспекты учения о судебных ошибках / Г.А. Кушнир. «Законодательство». - №10. - 2007. - С.29.

19. Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного суда Российской Федерации / Л.В.Лазарев. Государство и право. - №6. - 2006. - С.3-12.

20. Талалаев А.Н. Конституционный суд и международные договоры России / А.Н. Талалаев. Государство и право. - №3. - 2010. - С.118-119.

21. Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном суде Российской Федерации / Ю.Л. Шульженко. Государство и право. - №7. - 2011. - С.3–10.

Судебная практика:

«О не конституционности действий президента о роспуске Верховного Совета» - [Электронный ресурс] – URL:http://base.garant.ru/2001250/ [Дата обращения 03.04.2014]

  1. Заключение Конституционного суда РФ от 21 сентября 1993 года № З-2 «О не конституционности действий президента о роспуске Верховного Совета» - [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/2001250/ [Дата обращения 03.04.2014]
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс»: база законодательства.
  3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1 ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации». - [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/10101207/ [Дата обращения 03.04.2014].
  4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1 ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» ст. 20.- [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/10101207/ [Дата обращения 03.04.2014].
  5. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» ст. 21.- [Электронный ресурс] – URL:
  6. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1 ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» ст. 24.- [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/10101207/ [Дата обращения 03.04.2014].
  7. Там же, ст. 27.
  8. Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. №306 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей» - [Электронный ресурс] – URL:
  9. ) Авсеенко В.И., Прудников А.С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / В.И. Авсеенко, А.С. Прудников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2011. – 369с.
  10. Герасимова Е.В.
  11. Талалаев А.Н. Конституционный суд и международные договоры России / А.Н. Талалаев. Государство и право. - №3. - 2012. - С.118-119.
  12. Голик Н.М. Характеристика обращений граждан в Конституционный суд РФ / Н.М. Голик. «Российская юстиция». - №10. - 2012. - С.15.
  13. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. - [Электронный ресурс] – URL:
  14. Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного суда Российской Федерации / Л.В.Лазарев. Государство и право. - №6. - 2011. - С.3-12.
  15. Байрамов С.В.
  16. Белкин А.А. Вопросы юридической силы решений Конституционного суда Российской Федерации / А.А.Белкин. Вестник Конституционного суда. - №2. -2012. - С. 21.
  17. Захаров В.В. Решения Конституционного Суда РФ в системе источников российского права / В.В. Захаров. «Журнал российского права». - №11. - 2012. – С.65.

Организационные формы конституционного судопроизводства и внутренняя структура Конституционного Суда РФ пережили в 2010 г. радикальную реформу. Кратко говоря, Конституционный Суд по на­чальной редакции Закона 1994 г. рассматривал и разрешал дела в пле­нарных заседаниях и заседаниях палат Суда. Тогда Конституционный Суд состоял из двух палат, включающих соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определялся путем жеребьевки. С 2010 г. Конституционный Суд не делится на палаты, это единый орган, разре­шающий дела в своих заседаниях.

И все-таки до рассмотрения сегодняшней структуры Конституци­онного Суда обратимся сжато к истории вопроса. При прежней структуре в пленарных заседаниях участвовали все судьи Конститу­ционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входившие в состав соот­ветствующей палаты. Председатель и заместители Председателя Суда не могли входить в состав одной и той же палаты. Персональный со­став палат не должен был оставаться неизменным более чем три года подряд. В палатах председательствовали поочередно судьи. Очеред­ность исполнения судьями, входившими в состав палаты, полномо­чий председательствующего в ее заседаниях определялся на заседа­нии палаты.

Конституционный Суд был вправе рассмотреть в пленарном засе­дании любой вопрос, входящий в компетенцию Суда. Но при этом в ст. 21 Закона определялись дела, разрешаемые исключительно в пле­нарных заседаниях Конституционного Суда: 1) о соответствии Кон­ституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ; 2) о толковании Конституции РФ; 3) о даче заключения о соблюде­нии установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступле­ния; 4) о принятии послания Конституционного Суда; 5) о выступле­нии с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

По прежнему регулированию Конституционный Суд в пленарных заседаниях также: формировал персональные составы палат Суда; принимал Регламент Суда и вносил в него изменения и дополнения; устанавливал очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях Суда, а также распределял дела между палатами; принимал решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Суда, а также о досрочном освобождении от должности Председателя и заместите­лей Председателя Конституционного Суда.

А в заседаниях палат Конституционный Суд разрешал дела, отне­сенные к ведению Конституционного Суда и не подлежавшие рас­смотрению исключительно в пленарных заседаниях. Несмотря на этот общий, условно говоря, остаточный принцип, Закон 1994 г. все же называл категории дел, рассматриваемые палатами: о соответст­вии Конституции РФ законов, иных нормативных актов, внутригосу­дарственных договоров, не вступивших в силу международных до­говоров РФ; споры о компетенции между органами государственной власти; жалобы граждан и запросы судов по поводу конституционно­сти закона, примененного или подлежащего применению в конкрет­ном деле.

Современное состояние характеризуется тем, что Конституционный Суд РФ - условно говоря, однопалатный (правда, Закон не применя­ет этот термин) орган. Согласно ст. 20, именуемой «Организацион­ные формы конституционного судопроизводства», «Конституцион­ный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с прове­дением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 471 настоящего Федерального конституционного закона, также без про­ведения слушаний».

Закон характеризует все, что относится к ведению Конституцион­ного Суда, как вопросы, «рассматриваемые в заседаниях Конституци­онного Суда Российской Федерации». Часть 1 ст. 21 гласит: «Консти­туционный Суд Российской Федерации рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, установленным Конституцией Российской

Федерации и статьей 3 настоящего Федерального конституционного закона».

В ч. 2 ст. 21 говорится, что Конституционный Суд РФ в заседаниях также:

1) принимает послания Конституционного Суда РФ;

2) принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения;

3) принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда к награждению государственной наградой РФ, в том числе при­своению ему почетного звания РФ, а также об обращении к Прези­денту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Кон­ституционного Суда РФ награды или иного знака отличия иностран­ного государства;

4) принимает решения о приостановлении или прекращении пол­номочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о наличии осно­ваний для досрочного прекращения Советом Федерации по представ­лению Президента РФ полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда РФ;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о Конституционном Суде.

Организуют деятельность Конституционного Суда три должност­ных лица - Председатель Конституционного Суда и два заместителя Председателя. Мы уже говорили неоднократно, что Федеральным за­коном от 2 июня 2009 г. должность судьи-секретаря Конституционно­го Суда упразднена и введена вторая должность заместителя Предсе­дателя. Закон не говорит о том, что они руководят деятельностью су­дей Конституционного Суда и между ними и судьями существуют отношения подчиненности, субординации. И это не случайно. Как указывалось ранее, принцип независимости судьи Конституционного Суда распространяется и на служебные функции, и на персональное положение судьи. Все решения в отношении судьи, в том числе и по­ручение ему подготовки дела, задач судьи-докладчика и т. п., осуще­ствляет Конституционный Суд в целом. Названные должностные ли­ца не вправе давать указания судьям, налагать на них дисциплинар­ные взыскания. Их руководящие функции распространяются на Аппарат Конституционного Суда.

Ранее в пленарном заседании Конституционного Суда судьи тай­ным голосованием большинством от общего числа судей избирали из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Предсе­дателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Суда; эти лица по истечении срока полномочий могли быть избраны на новый срок.

Напомним, что согласно ст. 23 Закона 1994 г. Председатель Кон­ституционного Суда РФ назначается на должность Советом Федера­ции по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. Два заместителя Председателя на­значаются на должность Советом Федерации по представлению Пре­зидента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. Закон не говорит о том, что Председатель предлагает Пре­зиденту кандидатуры на эти должности или сообщает ему свои реко­мендации (предпочтения).

Председатель и заместители Председателя по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок. И Председатель, и заместители могут по личному письменному заяв­лению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий кон­статируется решением Конституционного Суда РФ.

В прежней редакции Закона говорилось, что по инициативе не ме­нее пяти судей Конституционного Суда РФ, считающих, что Предсе­датель или заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не­добросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном осво­бождении от должности. Решение о досрочном освобождении от должности соответствующего лица принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа судей Конституционного Суда РФ тайным голосованием.

В редакции от 3 ноября 2010 г. записано несколько иначе: полно­мочия Председателя или заместителей Председателя Конституцион­ного Суда РФ могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента РФ в случае, если решением Консти­туционного Суда РФ установлено, что названное лицо не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда принимается большин­ством не менее двух третей голосов от общего числа судей Конститу­ционного Суда тайным голосованием в порядке, установленном Рег­ламентом Конституционного Суда. Причем в ряде случаев, когда речь идет об обнаружении нарушения порядка назначения судьи на долж­ность либо о его виновном деянии, решается вопрос о прекращении полномочий судьи и должностных полномочий Председателя или за­местителя Председателя.

Согласно ст. 24 Закона 1994 г. Председатель Конституционного Суда: 1) руководит подготовкой пленарных заседаний Суда, созывает их и председательствует на них; 2) вносит на обсуждение Суда вопро­сы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат; 3) представляет Суд в отношениях с государственными органа­ми и организациями, общественными объединениями, по уполномо­чию Суда выступает с заявлениями от его имени; 4) осуществляет об­щее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда, а также Положе­ние о Секретариате Конституционного Суда РФ и структуру аппара­та; 5) осуществляет другие полномочия в соответствии с данным За­коном и Регламентом Суда. Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения.

Заместители Председателя Конституционного Суда осуществляют по уполномочию Председателя его отдельные полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них Председателем Конституционного Суда РФ.

Еще по теме § 4. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации:

  1. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
  2. § 6. Место Конституционного Суда Российской Федерации в судебной системе. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
  3. Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ. Основные правила конституционного судопроизводства.
  4. 10.1. Конституционный суд Российской Федерации - судеб­ный орган конституционного контроля, самостоятельно и неза­висимо осуществляющий судебную власть посредством кон­ституционного судопроизводства. Его место в российской су­дебной системе. Полномочия и принципы деятельности Консти­туционного суда РФ
  5. § 1. Нормативно-правовые основы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
  6. 5.5. Международное право в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
  7. 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ
  8. 5. Гарантии статуса и деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации
  9. § 1. Основы организации Конституционного Суда Российской Федерации и его полномочия
  10. § 3. Порядок назначения на должность и статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации 1. Требования к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
  11. § 6. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: виды, принятие, юридическая сила. 1. Виды решений Конституционного Суда Российской Федерации
  12. 13.3. Конституционный Суд в Российской Федерации: правовой статус, прерогативы, организация деятельности
  13. 7. Назначение на должность судей Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации
  14. § 2. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации и вопросы их реализации 1. Дела о соответствии Конституции Российской Федерации определенных видов юридических актов
  15. 11.1 Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации, его место в судебной системе Российской Федерации. Состав, порядок образования, полномочия этого суда. Юридиче­ское значение принимаемых им решений
  16. 11.7. Прокуратура Российской Федерации: конституционные основы организации и надзорной деятельности

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право -