Тема урока международная защита прав человека. Конспект урока "международная защита прав человека в мирное время"

PAGE_BREAK-- Защита публичных свобод.
Термин «публичные свободы» обозначен в статье 34 Конститу­ции Франции, гласящей, что закон устанавливает нормы, касающие­ся «основных гарантий, предоставляемых гражданам для осущест­вления публичных свобод». Поскольку, таким образом, свобода возведена в принцип, закон устанавливает не столько свободы, сколько гарантии, необходимые для пользования ими, ибо ограни­чение свободы кого-либо из людей может стать гарантией свободы других людей (ст. 4 Декларации); следовательно, закон может и ограничивать пользование свободами; это конституционное право на установление ограничений варьируется по-своему объему в за­висимости от объективной сущности каждой из свобод. В этом от­ношении уместно проводить некоторые разграничения.
Государственный Совет Франции дает такое определение. Тер­мин «публичные свободы» - это, прежде всего, свободы личности, а также основные свободы, которые не ограничиваются только од­ним индивидом, а проявляются вовне. В частности, свобода собра­ний, свобода ассоциаций, свободу объединений, свободу печати и вообще право на распространение мыслей, свободу совести и куль­тов, свободу образования" Думаю, что это определение публичных свобод можно использовать и применительно к Конституции РФ.
Итак, «Каждому гарантируется свобода совести, свобода ве­роисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (Ст. 28 КРФ) На мой взгляд, законодатели несколько увлекшись красивой деклараци­ей прав людей религиозных, забыли о разумном ограничении данной свободы. Как, скажем, это было сделано в (ст. 29 КРФ) или в ст. 10 Декларации 1789 года: «Никого нельзя беспокоить из-за его мнений, даже религиозных,если их проявление не нару­шает общественного порядка, установленного законом ». Это пос­леднее добавление весьма существенно: оно, безусловно, ограничи­вает право личности на свободу совести, но лишь в той мере, в какой эта свобода может стать социально опасной.
Кроме того, защиту свободы совести можно обнаружить и в ст. 59, ч. 3: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также и в иных случаях, установленных федеральным за­коном имеет право на замену её альтернативной гражданской служ­бой». Но, как известно, пока отсутствует федеральный закон об альтернативной службе. Сравнение: во Франции сложилась обратная ситуация - защита этого права в Конституции отсутствует, но оно вполне успешно применяется, так соответствующая норма существу­ет в Кодексе Национальной Службы.
Защита свободы объединений и собраний. «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессио­нальные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». (Ст. 30 КРФ)
«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мир­но, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». (Ст. 31 КРФ)
Этими двумя статьями защищается свобода объединений и соб­раний. Делать какие-либо комментарии к тексту данных статей не представляется необходимым. На мой взгляд, они надежно защищают от произвола государственных властей, а требование «собираться мирно, без оружия» преследует цель защиты прав и свобод других личностей, составляющих общество, в частности их право на жизнь.
Вывод:В результате сравнения Конституции РФ с Конституци­ей Франции, Конституцией старого демократического государства мы можем ясно и четко увидеть тот факт, что регламентация сферы вмешательства законодателя с целью ограничения публичных сво­бод, что говорит о более высокой степени защиты публичных прав и свобод.
Защита свободы выражения мыслей и мнения
«Свободное сообщение другим своих мыслей и мнений есть одно из драгоценных правчеловека ; поэтому всякийгражданин мо­жет свободно говорить, писать, неся ответственность за злоупот­ребление этой свободой в случаях, установленных законом. «(Ст. 11 Декларации 1789 года). Чаще всего это право называют „свобо­дой информации“. Я выделил два термина, последовательно упот­ребленные в данной статье: „одно из драгоценных правчеловека ; каждый гражданин, поэтому может свободно высказываться, писать, печататься“. Ст. 34 Конституции Франции в свою очередь предус­матривает только основные гарантии, предоставляемыегражданам для осуществления публичных свобод; поэтому эти гарантии могут не признаваться за иностранцами в той мере, в какой установле­ние этих гарантий также означает ограничение возможности поль­зоваться свободами; причем эти ограничения могут, таким обра­зом, быть более строгими для иностранцев, естественно с оговор­кой о соблюдении международных соглашений. Теперь сравним это с Конституцией РФ.
»Каждому гарантируется свобода мысли и слова. «(Ч.1 ст.29 КРФ)
"Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным спосо­бом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, оп­ределяется федеральным законом» (ч.4 ст. 29 КРФ).
«Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запре­щается. «(Ч.5 ст. 29 КРФ).
Думаю, что любой человек сразу заметит отличие в защите свободы выражения мыслей и мнений Конституции РФ от Конституции Франции: она гарантирует свободу информации каждому, тогда как в Конституции Франции это право дифференцировано.
Также в Конституции РФ выделяется свобода массовой инфор­мации и запрещение цензуры, что отсутствует в таком классичес­ком документе, как Декларация 1789 года.
Защита права на равенство
Все равны перед законом и судом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запре­щаются любые формы ограничения прав граждан по признакам соци­альной, расовой, национальной, языковой или религиозной принад­лежности.
Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. «(Ст. 19 Конституции РФ).
Сразу же возникает вопрос, зачем дублировать понятие „пол“ во второй части статьи понятиями „мужчина и женщина“ в третьей? Неужели они означают различные признаки? По-моему, нет. Дело, видимо, в другом. Во-первых, это связано с историей развития права на равенство (до начала 20 века женщины не были равны в правах с мужчинами), во-вторых, в политических целях, равенство прав мужчины и женщины подчеркнуто.
Ст. 1 Декларации 1789 года гласит: „Люди рождаются и оста­ются свободными и равными в правах“.
Преамбула Конституции 1946 года установила, что „закон га­рантирует женщине во всех областях равные права и мужчиной“.
Принцип равенства всех граждан перед законом нашел свое отражение в ст. 6 Декларации, а также в ст. 2 Конституции Франции, установив, что последняя „обеспечивает равенство перед законом всем гражданам без различия происхождения, расы или ре­лигии.“
Ст. 6 Декларации закрепляет гражданам равный доступ к должностям: „Все граждане равны перед законом и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обеспечены их добродетелями и способностями“.
Ст. 3 Конституции 1958 года гласит, что выборы всегда яв­ляются всеобщими, равными и тайными».
Ст. 13 Декларации гласит: «Общие взносы должны быть равномерно распределены между всеми гражданами сообразно их возмож­ностям».
«Никто не может быть ущемлен в труде и в профессии по при­чине своего происхождения, своих взглядов или своего вероиспо­ведания»(Абзац 5 Преамбулы 1946 года).
В ст. 2 Конституции Франции говорится о том, что всем обеспечивается равный доступ к образованию.
Таким образом, мы можем увидеть, что принцип равенства за­ложен в обе Конституции. Имеются, правда, некоторые структурные отличия. В Конституции Франции принцип равенства фигурирует во многих статьях, тогда как Конституция РФ утверждает его ст. 18 и все остальные статьи следует рассматривать с учетом ст. 18. Закрепляя принцип равенства, Конституция тем самым ограничивает возможность злоупотребления этим принципом. Само это право яв­ляется одним из неотъемлемых прав человека и гражданина и вос­ходит к естественным правам.
Россия претендует сейчас на роль социального государства и поэтому, в отличие от Франции, Конституция РФ закрепляет общео­бязательность основного общего образования. Это мера хорошая, однако, необходимо признать, что она противоречит либеральным принципам.
Защита права на собственность
Согласно Декларации 1789 года собственность - «естествен­ное и неотъемлемое право» (ст. 2). И в то же время - »право неп­рикосновенное и священное. «(Ст. 17). Преамбула Конституции 1946 года ограничивается подтверждением Декларации. Самого определе­ния понятия «собственность» в Конституции Франции нет.
«Право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государс­твенных нужд может быть произведено только при условии предва­рительного и равноценного возмещения.
Право наследования гарантируется.»(ст. 35 КРФ)
На мой взгляд, Конституция РФ гораздо более четко защищает интересы собственника. Дело в том, что французская Конституция накладывает ряд ограничений, которые, по моему мнению, ущемляют интересы личности во благо общества. Правда это объясняется тем, что Франция, также как и Россия провозглашается социальным государством. (Ст. 2 КФ). Но встает философский вопрос, в какой мере интересы личности должны ограничиваться в угоду обществу? Но вернемся непосредственно к ограничениям. Во-первых, абзац 9 Преамбулы Конституции 1946 года гласит, что «Всякое имущество, всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или принимает черты национальной общественной службы или фактической монопо­лии, должно стать коллективной собственностью». Безусловно, что норма хорошая в целом. Но имеет и свои побочные эффекты. В частности, она лишает стимулов деятельность крупных талантли­вых бизнесменов, которые являются личностями.
Согласно ст. 17 Декларации 1789 года лишение права собс­твенности может также произойти при наличии «общественной необ­ходимости», которая должна быть установлена в законных рамках и при условии справедливого и предварительного возмещения. Опять же, понятие «общественная необходимость» весьма расплывчато, следовательно, не исключена возможность злоупотребления, то есть нарушения права собственности. Такие же сомнения вызывает и статья 34 Конституции Франции, в которой речь идет о национа­лизации имущества. Национализация является мерой принудитель­ной, а, следовательно, противоречащей ст. 17 Декларации.
Вывод: Режим частной собственности по Конституции РФ тяго­теет более к либеральным принципам, нежели к принципам социаль­ного государства, тогда как в Конституции Франции мы можем ви­деть сильный уклон в сторону именно социального государства. Хорошо это или плохо? Так ставить вопрос нельзя. Ибо все зави­сит от оценочных критериев. Поэтому мне больше нравится режим частной собственности, закрепленный в российской Конституции, то есть интересы собственника для меня все-таки важнее интере­сов общественного блага, но не во всех случаях, ибо каждое пра­вило всегда имеет исключение.
Защита права на неприкосновенность личности
Согласно статье 2 Декларации 1789 года неприкосновенность личности относится к разряду естественных и неотъемлемых прав человека. «Целью всякого политического объединения является за­щита естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению».
По объективным причинам в Конституции РФ 1993 года этот вопрос освещен более подробно. Ст. 22 гласит: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Арест, заключение под стражу и содержание под стражей до­пускаются только по судебному решению. До судебного решения ли­цо не может быть задержано на срок более 48 часов».
Такое определение приемлемо, ибо неприкосновенность - колы­бель всех гражданских учреждений и, надо заметить, что Деклара­ция 1789 года в этом вопросе нисколько не устарела. Более того, она закрепляет право на сопротивление угнетению, которое от­сутствует в Конституции РФ 1993 года. Можно конечно говорить, что этот принцип - пережиток смутных времен, однако, на мой взгляд, он имеет смысл и сейчас, особенно для России, потому что у нас отсутствуют демократические традиции и стабильность общества низкая.
Стоит также обратить внимание на то, что монархические го­сударства, развивавшиеся в средние века, тоже ставили цель за­щиты права личности на неприкосновенность. Не ради этого ли мо­нархия узурпировала у нации или у народа суверенные права?
Безусловно, государство упорядочивает общество, предостав­ляя гражданам, право на неприкосновенность и, прежде всего, обес­печивает функционирование правосудия как основы этого права. Но, кроме того, государство обеспечивает за гражданами материальные предпосылки такой неприкосновенности, что согласно Преамбуле Конституции 1946 года, а также Конституции РФ гарантирует инди­виду сохранение его личности, имущества, а также защиту закон­ных прав и интересов.
Поэтому, рассматривая вопрос о защите права на неприкосно­венность личности, я считаю, что его можно разбить на четыре пункта:
- право на правосудие;
- материальная безопасность лиц и имущества;
- юридическая защита личности;
- юридическое обеспечение реализации прав.
Защита права на правосудие.
Личность вправе обращаться в суд; перед лицом правосудия все равны. Это следствия из принципа равенства, которые были изложены выше.
Правосудие есть не идеал справедливости, ибо степень спра­ведливости правосудия зависит от условий времени, места, гос­подствующих воззрений и верований. Правосудие есть система, преследующая общеполезные цели, как организация процесса, поз­воляющая обеспечить соблюдение права. Следовательно, правосудие есть один из аспектов обеспечения защиты неприкосновенности граждан, их имущества, а также защиты охраняемых законом прав и интересов.
Международные нормы и стандарты в области прав человека устанавливаются путем соглашений между государствами, но не создают непосредственно прав и свобод человека. Эти нормы обязательны только для государств и между государствами. Осуществление, претворение в жизнь этих норм и стандартов является долгом и обязанностью государств-участников международных договоров прав человека, в случае ратификации которых, они (государства) обязуются привести свое национальное законодательство в соответствие с обязательными нормами. Международная защита прав человека, осуществляемая международно-правовыми средствами, основываясь на общепризнанном принципе уважения к правам человека, служит хотя и важной, но все же вспомогательной мерой. Реальное обеспечение прав человека остается в основном внутренним делом каждого государства. Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека осуществляется в том порядке и теми органами государства, какие предусмотрены его внутренним законодательством. Международные правовые документы имеют различную юридическую силу. Ряд договоренностей носит характер деклараций, а их положения являются лишь нормами, рекомендациями. Например, Всеобщая Декларация прав человека не создает обязательных норм поведения стран-участниц, в ней содержатся только 30 рекомендаций, но она оказывает большое влияние на отношения между государствами. И более того, многие ее статьи входят в современные Конституции различных государств, в том числе и в Конституцию Российской Федерации 1993 г.
продолжение
--PAGE_BREAK--

Тема урока: «Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени».

Предмет: право.

Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами исследовательской и .

Цели урока:

  • на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека;
  • охарактеризовать основные виды нарушений и определить механизм защиты прав человека;
  • закрепить навыки правовой защиты личности с помощью решения практических задач.

Образовательная: сформировать знания об основных видах нарушений и способах защиты прав человека.

Развивающая: развивать умения и навыки исследовательской работы, работы с правовыми источниками, анализировать события прошлого и настоящего на конкретных примерах.

Воспитательная: воспитывать уважение к законам, формировать гражданскую позицию.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, извлечения из международных конвенций по защите прав человека.

Формы и методы: беседа; представление результатов исследовательской работы; анализ правовых источников; практическая работа (решение конкретных задач); сравнение; обобщение; рефлексия.


Ход урока:


1. Организационный момент.

Приветствие учителя, подготовка учащихся к уроку.

Вступительное слово учителя.


2. Объявление темы, постановка цели.

Ребята, давайте вспомним, что такое отрасль права. Какие отрасли права вы знаете?

Что рассматривает каждая отрасль права?

Одну из этих отраслей мы будем изучать на сегодняшнем уроке.


Посмотрите на экран. С какой отраслью права связаны данные слова? (Война, защита прав человека, конвенция, ратификация).

Давайте определим цель нашего сегодняшнего урока.

Эпиграфом к уроку я выбрала слова знаменитого римского философа Цицерона:

«Мир - это свобода, основанная на признании прав всякого человека».

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Бакунин.

Посмотрите на него, какую проблему урока можно выделить в соответствии с этим эпиграфом.

Проблема: «Возможна ли свобода при ограничении прав личности?».

3. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.

Сегодня мы с вами будем работать с источниками и расширим свои знания в области прав человека.


На уроке мы будем работать по следующему плану:

1. Виды нарушений прав человека.

2. Терроризм и экстремизм.

3. Защита прав человека.


4. Открытие новых знаний.


Нарушения прав человека разнообразны. Выделяют несколько видов массового нарушения прав человека. Рассмотрим их. Обратимся к правовым источникам.

Предлагаю вам проанализировать извлечения из Международной конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (ст. 1,2,4), Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него (ст. 1,2), Международной конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 1,2,5).


Понятия вывешиваются на доске:

Геноцид (от греч. гЭнпт — род, племя и лат. caedo — убиваю) — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

  • убийства членов этой группы;
  • причинения тяжкого вреда их здоровью;
  • мер, рассчитанных на предотвращение деторождения;
  • принудительной передачи детей;
  • предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы (слайд 5).

Апартеимд (африкаанс apartheid — «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) – крайняя форма дискриминации цветного населения, существовавшая в Южно-Африканской Республике во второй половине 20 века (слайд 5).

Дискриминация - (лат. Discriminatio — различение) ограничение прав и обязанностей человека по определённому признаку.

В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например, раса, национальность, гражданство, родство, пол, религиозные убеждения, возраст, инвалидность, род занятий и т.д..

Являются ли данные примеры ограничением прав человека?

Хорошо ли это в данном случае?

В истории мы найдем множество примеров массового нарушения прав человека, которые привели к самым трагическим последствиям. Обратимся к прошлому. Давайте вспомним примеры данных явлений в истории.

Помимо массовых нарушений прав человека мы можем привести примеры из повседневной жизни обычных граждан.


Давайте просмотрим видео.


К каким последствиям может привести безнаказанность за данные массовые нарушения прав человека? С чем связано данное видео. Какие 2 явления это может породить? Что мы называем болезнью XXI века?


Сейчас мы разработаем с вами мини-проекты. 1 группа – «Терроризм – болезнь XXI века», 2 группа – «Скажем экстремизму – нет!», 3 группа – «Толерантность в обществе – мир на Земле».

Давайте подведем промежуточные итоги. Как бы вы продолжили фразу: «Права человека нарушаются тогда, когда…».


А теперь давайте поговорим о механизме защиты прав человека.


Система защиты прав человека в нашей стране включает в себя следующие формы:

1. Судебная защита: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный

Суд РФ, суды субъектов федерации, районные (городские) суды, мировые судьи.

2. Несудебная защита: Институт Уполномоченного по правам человека в РФ; Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Прокуратура РФ; Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ; .

3. Неправительственные правозащитные организации: Межрегиональный центр прав человека; общество «Мемориал»; Антифашистский центр; Комитет солдатских матерей.


Как вы думаете, что можно предпринять, если человек не получил ожидаемого результата в своей стране? У каждого есть возможность обратиться за защитой своих прав в международные органы по защите прав человека.

К ним относятся:

    • Европейский суд по правам человека
    • Комитет по правам человека ООН
    • Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей
    • Совет по правам человека ООН (Комиссия по правам человека ООН)
    • Управление Верховного комиссара ООН по правам человека
    • Бюро демократических институтов и прав человека (ОБСЕ)
    • Комиссар Совета Европы по правам человека.

5. Обобщение новых знаний, подведение итогов.

Итак, подведем итоги. Сегодня на уроке мы узнали.

Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как можно решить проблемный вопрос нашего урока?

Давайте с вами сложим пазл, который будет состоять из значений понятия «Свобода».


6. Организация домашнего задания, оценивание работы учащихся на уроке.

Написать эссе по одной из тем.

Открытый урок «Права человека»

Цель урока: расширить знания о правах человека и порядке их защиты, как на международном, так и внутригосударственном уровне.

Задачи урока:

Показать роль Организации Объединенных Наций в защите прав человека

Продемонстрировать влияние Всеобщей декларации прав человека на Конституцию РФ в области защиты прав человека

Продолжить формирование активной гражданской позиции в области защиты прав человека

Оборудование: Проектор, на котором демонстрируется презентация, фотоматериалы, текст Конституции РФ, стенгазета, подготовленная учащимися.

Ход урока

Учитель: Ребята сегодня нам с Вами предстоит рассмотреть один из основополагающих вопросов современной правовой системы международного сообщества – проблему защиты и соблюдения прав человека. Несмотря на неоднократную постановку этой проблемы на международной арене создании различных организаций занимающихся контролем в этой области проблема зашиты прав человека не становится менее актуальной.

В этом году исполняется 60 лет с момента принятия Всеобщей декларации прав человека. В рамках урока давайте попытаемся выяснить какую роль сыграл этот документ в развитии норм борьбы с различными видами дискриминации.

Класс разбит на 4 группы: правоведы, историки, политологи и социологи, которые проводили исследовательскую работу и подготовили свои материалы.

Учитель: Прежде чем знакомиться с документальной основой наших исследований давайте обратимся к основным понятиям урока и выясним, что такое права человека и какое влияние на развитие общества.

Выступление группы правоведов: Права человека: понятие и сущность

Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и конфликтов на основе сочетания свободы индивида, со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства. Права человека являются необходимыми условиями устроения жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочно приняты и охраняемы государством.

К правам человека относятся:

Личные или гражданские права (на жизнь, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, свободы совести, передвижения и выбора места жительства, национальную принадлежность);

Политические права и свободы (участвовать в управление государством, на свободу слова, свободу собраний, митингов, демонстраций, на объединение в общественные организации, на обращение);

Социальные и экономические права (на труд, защиту от безработицы, справедливые и благоприятные условия труда, частной собственности на имущество, на социальное обеспечение, на достаточный и наивысший уровень жизни, психического и физического здоровья, на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь);

Культурные права (на образование, участие в культурной жизни, свободу всех видов творчества).

Права человека являются одной из высших культурных ценностей, поскольку они ставят личность в центр всех процессов общественного развития, определяют его свободу и равноправие.

Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему в современном мире права человека явление не универсальное, а большинство государств мира не являются правовыми.

Учитель: Давайте попытаемся ответить, какие же факторы влияют на формирование правовых особенностей государств и не позволяют им стать подлинно правовыми. (Обсуждение).

Учитель: Как мы видим и сейчас проблема защиты прав человека стоит очень остро. С особым вниманием мировое сообщество было вынуждено обратиться к этой проблеме в годы второй мировой войны, когда фашизм низверг и растоптал главную ценность человеческого общества – жизнь. Примеров этого не мало (демонстрация фотоматериалов). Ответом на это стало появление международной организации призванной не допустить повторения подобных зверств.

Выступление группы историков: ООН и защита прав человека

ООН возникла в ответ на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом в годы второй мировой войны. Специальное включение положения о развитии и поощрении уважения к правам человека и основным свободам для всех в число целей Организации Объединенных Наций объясняется прежде всего событиями, которые произошли непосредственно перед второй мировой войной и в ходе ее.

Создание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.

В 1946 году Организация Объединенных Наций создала Комиссию по правам человека, которая является основным директивным органом по правам человека в рамках системы ООН.

Под председательством Элеоноры Рузвельт (США), защитницы прав человека и вдовы бывшего президента США Франклина Рузвельта, Комиссия занялась определением основных прав и свобод. Основной вклад в работу внесли следующие члены Комиссии: Рене Кассен (Франция), Шарль Малик (Ливан), Пэн Чунь Чан (Китай), Эрнан Санта Крус (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), лорд Дьюкстон/Джеффри Вильсон (Соединенное Королевство), Вильям Ходжсон (Австралия) и Джон Хамфри (Канада). (демонстрация слайдов)

Первоначально в состав Комиссии по правам человека входили 18 государств-членов; в настоящее время в ее состав входят 53 члена, которые ежегодно проводят свои заседания в Женеве для рассмотрения вопросов прав человека, разработки и кодификации новых международных норм и представления рекомендаций правительствам. Неправительственные организации играют активную роль в ее работе.

После углубленного рассмотрения и 1400 раундов голосования практически по каждому слову и каждому положению 10 декабря 1948 года в Париже в новом дворце Шайо Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека.

Декларация, в которой провозглашены личные права и свободы для каждого, была беспрецедентной по своему характеру. Она остается основным сводом стандартов в области прав человека в двадцатом столетии и краеугольным камнем всемирного движения в защиту прав человека.

Хотя Декларация не имеет обязательной силы договора, она получила всемирное признание. В основных законах или конституциях многих стран содержатся положения этой Декларации или ссылки на нее. Многие пакты, конвенции и договоры по правам человека, заключенные после 1948 года, основаны на ее принципах. (Знакомство с отрывками текста Декларации в картинках).

Одним из самых больших достижений Организации Объединенных Наций является создание всеобъемлющей базы законодательства в области прав человека. Впервые в истории существует всеобщий кодекс прав человека, которого могут придерживаться все государства и к которому могут стремиться все люди.

Организация Объединенных Наций стремится создать культуру прав человека во всем мире. К наиболее всеобъемлющим юридически обязывающим соглашениям по правам человека, заключенным под эгидой ООН, относятся Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Оба эти пакта были приняты в 1966 году и вступили в силу в 1976 году. Их положения стали юридически обязывающими, что продвинуло Всеобщую декларацию на шаг вперед. Большинство стран мира является сторонами этих двух конвенций, что обеспечивает возможность международного контроля за существующей практикой в области прав человека.

Вместе с Всеобщей декларацией они составляют Международный билль о правах человека.

С 1948 года в рамках Организации Объединенных Наций было заключено порядка 60 договоров и деклараций по правам человека. Ниже приводятся названия некоторых из них:

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года

Конвенция о статусе беженцев 1961 года

1965 года

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года

1984 года

1989 года

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года (сопровождается демонстрацией презентации).

Учитель: Долгие годы в нашей стране борьба с дискриминацией, да и в целом проблема защиты прав человека не стояла остро, а зачастую замалчивалась правительством. С распадом СССР, усилением миграционного движения, развитием демократических институтов эта проблема стала выходить на центральные позиции. Какие же институты гарантируют соблюдение прав человека в Российской Федерации.

Сообщение группы политологов: Защита прав человека в РФ

С целью обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина Конституция РФ предусматривает систему государственных гарантий, включающую многообразные способы и формы осуществления этой задачи: разделение властей, прямое действие норм и принципов Конституции, презумпция не виновности, права человека, как высшая ценность, а также соответствующая этим принципам система государственной власти. (Сопровождается демонстрацией в презентации)

Конституция РФ определяет особое место человека, его прав и свобод в системе конституционных отношений, выдвигает защиту его прав в качестве принципа, действующего в обществе и государстве. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ "человек, его права и свобода являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". Развитие этого конституционного положения должно быть подкреплено наличием действенных механизмов реализации, защиты и гарантий прав личности.

Как известно, права и свободы человека находятся под защитой государства. Но существует и особая система охраны прав на международном уровне. Узнаем, что такое международная защита прав человека, и как она реализуется.

Истоки международной защиты права человека

В разные исторические эпохи права и свободы человека претерпевали изменения. При этом вплоть до начала ХХ столетия этот вопрос регулировался исключительно внутри государств, не выходя за их границы.

Потребность в создании международно-правовой системы защиты прав человека появилась в период Второй мировой войны как результат победы над фашизмом, преступления которого были направлены против жизни огромного числа людей. Жестокость, с которой они совершались, их масштабы заставили человечество задуматься над проблемой недопущения подобных ситуаций в будущем.

В 1945 году возникла Организация Объединенных Наций. Ее цель состояла в организации сотрудничества стран, в том числе по вопросам защиты прав человека.

ООН

Рассмотрим механизмы обеспечения прав человека посредством Организации Объединенных Наций.

ООН состоит из целого ряда органов, к которым относятся: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея и другие. Они занимаются созданием различных рекомендаций и проектов, подготовкой и проведением конференций, а также могут проводить исследования или оказывать помощь государствам.

Международные документы

ООН действует на основе Устава, в котором прописаны его полномочия и другие моменты, связанные с ее деятельностью.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Основным документом, устанавливающим защиту прав и свобод человека, является Международный билль о правах человека. В него входят несколько соглашений.
Перечислим некоторые из них:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах.

Поговорим кратко о международных пактах о защите прав человека. Данные документы основаны на едином принципе: современное общество основано на свободе личности, что может быть обеспечено только тогда, когда будут созданы условия, при которых каждый человек сможет пользоваться социальными, экономическими, политическими и культурными правами.

Существуют международные организации, имеющие региональный характер. Например, Совет Европы, действующий на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В рамках данной организации действуют Европейский Суд и Комитет министров Совета Европы. Принимаемые ими решения направлены на регулирование отношений людей, являющихся гражданами стран, входящих в Европейский Союз.

Что мы узнали?

Одной из особенностей современного общества является существование международно-правовой системы защиты прав человека, которая действует наряду с государственными правовыми системами. Она призвана поддерживать порядок, охранять общепризнанные права, создавать нормы, отвечающие переменам в общественной жизни.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 118.