Классный час "проступок, правонарушение". Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "человек и закон" Классные часы по профилактике беспризорности

Согласовано» «Утверждаю»

протокол №_62

от «_03 _» __сентября __2015г. от «_01 _»_сентября __2015г.

План работы по профилактике правонарушения и безнадзорности

среди воспитанников МКОУ ССКОШИ

в течении 2015-2016 уч.года

Цель:

Задачи:

Тематические классные часы, беседы, консультации учащимся

месяц

Классные часы нач.кл

Классные часы старш.кл.

Час общения в старшей группе

Час общения в младшей группе

Социальный педагог

психолог

Медицинский сектор

Сентябрь

Режим дня

Режим дня

Настоящий друг, кто это

Азбука юного гражданина

Школа-интернат – второй дом

Мой портрет

Личная гигиена

Октябрь

Правила поведения в школе-интернате

Жить -отвечая за все

«Добрым жить на белом свете радостно» – «Доброта – это наше солнышко»

«По каким правилам мы живем?»

О вреде курения

Я и моя семья

Все о гриппе

Ноябрь

кодекс школьника

Человек и закон

Дискуссия: Права и обязанности воспитанников школы-интерната

Правовая неделя

Агрессия и агрессивность

Профилактика нарушения осанки

Декабрь

Азбука волшебных слов

О совести, чести и достоинства

Этикет на каждый день

Привычка - вторая натура

Правило проведения в общественных местах

Я и мой класс

Профилактика нарушения зрения

Январь

Я - личность

Модель старшеклассника

«Соблазны и ошибки человека»

«Ты ответишь только за свои поступки»

«Кто придет к тебе на помощь?»(о родств, друзьях, службах)

Карта интересов

Здоровые зубы

Февраль

Будущие защитники Родины

Друг познается в беде

Влияние вредных привычек на организм человека

«ЗОЖ - что это значит?»

«Что такое жизненные навыки?»

Мой выбор

О вреде курения

Март

Береги природу

Мои положительные качества

Влияние алкоголя на организм человека

Прекрасное и безобразное в нашей жизни

«Чтобы безграмотными не быть» (о законах)

Полезная привычка

О вреде алкоголя

Апрель

Советы доктора-береги здоровье

Жить - здорово!

ЗОЖ – это модно

Игра-суд над вредными привычками

Ваше здоровье в ваших руках

Трудные ситуации

Здоровый образ жизни

Будьте взаимно вежливы

Конфликт и предупреждение конфликта

Моя семья – моя жизнь

Знакомство с понятием «вандализм» и «вандалы»

«Если вы все же попали»

Азбука здоровья

Профилактика травматизма

действия

Срок исполнения

ответственные

Общие организационные мероприятия

Разработка программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Август, сентябрь

Социальный педагог, ВР, психолог, воспитатели, учителя

Классные часы по разъяснениям ФЗ от 24.06.1999 №120 - «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Социальный педагог

Родительское собрание по разъяснению ФЗ от 24.06.1999 №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Социальный педагог

Индивидуальная разъяснительная работа о ФЗ от 24.06.1999 №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с родителями и учащимися

Постоянно

Социальный педагог, классные руководители

Контроль посещаемости, нарушений правил поведения и устава школы-интерната

Постоянно

Социальный педагог, дежурный учитель

Сбор информаций и обновление данных о социальном составе воспитанников школы-интерната:

Выявление детей из многодетных детей

Выявление подопечных детей и детей-сирот

Выявление детей инвалидов

Выявление детей «группы риска»

Выявление детей из неблагополучных семей

Выявление детей из социально-незащищенной категории

В течение 1 полугодия

Организация отдыха, досуга и занятости воспитанников, находящихся в социальном положении

В течение года

ВР, классные руководители, воспитатели

Организация посещения семьи воспитанника, находящихся в социально опасном положении с составлением акта обследования материально бытовых условий

По мере необходимости

Социальный педагог, классный руководитель

Оказание помощи семье в воспитании и обучении воспитанников

В течение года

Социальный педагог, классный руководитель

Привлечение воспитанников к участию в спортивной секции, кружке, (РДЮСШОР, ЦДТ, муз.школа)

По мере необходимости

Социальный педагог, классный руководитель

Работа с педагогами

Индивидуальное консультирование по возникновению проблем

По мере необходимости

Социальный педагог, психолог

Совместная деятельность в работе с трудными детьми и неблагополучными семьи

В течение года

Социальный педагог

Проведение профилактических классных часов

В течение года

Классные руководители

Разработка и создание базы специальных коррекционных упражнений по развитию социальной компетенции обучающихся для их использования педагогами и воспитателями в ежедневной работе.

В течение года

Классные руководители, воспитатели, социальный педагог

Информационно-психологические лекции

В течение года

психолог

Работа с родителями

Обследование семей детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в целях защиты их прав

По мере необходимости

Социальный педагог, Классные руководители

Провести родительские лектории по радио «Долгун»

В течение года

Педагогический коллектив

Организация психолого-педагогического консультирования семей

В течение года

Психолог, социальный педагог

Общешкольное родительское собрание

1 раз в полугодии

Педагогический коллектив

Родительский всеобуч

По мере необходимости

Классные руководители, воспитатели

Проведение классных родительских собраний.

4 раза в год

Классные руководители

Работа с воспитанниками

Составление банка данных и карточек постановки на внутришкольный контроль

Август, сентябрь

Социальный педагог

Раннее выявление детей с различными формами дезадаптации, оказание им комплексной помощи

По мере необходимости

Социальный педагог

Профилактические беседы «Права и ответственность подростков»

В течение года

Социальный педагог

Развитие творческих способностей обучающихся (клубы, кружки, секции, внешкольные мероприятия, коррекционно-развивающие программы и т.п.).

В течении года

ВР, учителя, воспитатели

Развитие системы кружковой работы во второй половине дня.

По плану кружковых работ

ВР, учителя, воспитатели

Совместная работа со специалистами по специальности по профилактике правонарушений у несовершеннолетних

Изучение вопроса о востребованности наших воспитанников рынком в регионе.

Связь с колледжами и профессиональными училищами.

В течение года

Социальный педагог, ВР, классные руководители

Посещение учащимися школы-интерната профессионально-технического колледжа №23 во время проведения Дней открытых дверей.

1 раз в год

Классные рук. старших классов

Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями, учреждениями (соц.центры, КДН и ЗП, ПДН ОВД, отдел опеки при муниципалитете и т.д.) с целью оказания необходимой квалифицированной помощи данной категории детей и семей.

В течение года

Социальный педагог, психолог, ВР, классные руководители

«Согласовано» «Утверждаю»

Педагогическим советом школы-интерната Зам. директор МКОУ ССКОШИ

протокол №__58 __ Иванова С.И.________________

от « 06 _» __сентября __2014г. от « 01 »_сентября ___2014г.

ПРОГРАММА

по профилактике безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних воспитанников МКОУ ССКОШИ

А.Ю. Спиридонова старший вожатый

Цели программы формирование единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности, наркомании обучающихся и воспитанников.

Задачи программы

    Обеспечение сохранение здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

    Создание условий по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

    Изыскание наиболее приемлемых условий для жизнедеятельности учащегося;

    Анализ факторов социальной дезадаптации детей и подростков;

    Систематизация антинаркотической, антиалкогольной пропаганды среди учащихся;

    Формирование здорового образа жизни;

    Оздоровление системы межличностных отношений подростка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников;

    Организация изучения психических состояний подростка, особенностей его личностного развития и поведения;

    Установление и снятие психотравматических ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков;

    Привитие навыков общения с взрослыми и сверстниками на основе общепринятых норм;

    Привлечение обучающихся общественно-полезной деятельности;

    Включение детей и подростков в коллективные творческие виды деятельности;

    Содействие профессиональной ориентации и получении специальности;

    Оказание юридической консультации и правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов;

    Изучение возможностей взаимодействия педагогического коллектива с общественными и государственными организациями по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

В реализации программы принимают участие:

    Педагогический коллектив и сотрудники школы

    Учащиеся школы

    Родители

    Представители различных инфраструктур

Пояснительная записка (актуальность)

В своей деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних руководствуемся Конституцией Российской Федерации, гражданским кодексом Российской Федерации, законом «Об образовании», Федеральным законом № 120 от 24.06.99 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Международной конвенции ООН по правам ребенка.

Среди основных причин беспризорности и правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:

    Неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей от их воспитания, эмоциональное отвержение, бесконтрольность);

    Дефекты умственного развития;

    Недоразвитие эмоционально-волевой сфере обучающихся с проблемами в развитии, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражения и др.);

    Неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Эти факторы предопределяют неадекватные формы поведения обучающихся с проблемами в развитии. Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения школьников с ограниченными возможностями здоровья. Девиантное поведение, то есть противоречащее правовым или нравственным нормам, проявляются в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающие, с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений.

Как правило, дети с таким поведением в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей. С этой целью нами была составлена Программа по профилактики по безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МКОУ ССКОШИ.

Работа по профилактике правонарушений предлагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников правоохранительных органов. Немаловажную роль в воспитании, организации занятости, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних занимает дополнительное образование.

Направления программы:

    Общие организационные мероприятия

    Создание условий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    Организация взаимодействия с другими органами и учреждениями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    Работа с родителями

    Работа с педагогами

    Работа с подростками

Примерный перечень мероприятий по работе школы с детьми асоциального поведения

    Выявление детей асоциального поведения.

    Изучение причин социально - педагогической запущенности подростка.

    Ведение картотеки этих детей.

    Встречи с работниками ПДН.

    Правовое просвещение подростков

    Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.

    Совет по профилактике правонарушений при директоре

    Педагогический совет "Работа с семьями педагогически запущенных детей".

    Психологические консультации для детей и родителей.

    Организация психолого-педагогических консилиумов

    Изучение положения подростка в коллективе (социометрия)

    Индивидуальная работа с детьми асоциального поведения

    Организация индивидуального наставничества (социальные педагоги, старшеклассники)

    Вовлечение подростков в воспитательные центры, кружки, секции

В перевоспитании трудных подростков можно обратиться к опыту А. С. Макаренко, его «методу взрыва», когда, оказавшись в критической ситуации, подросток понимает всю ее безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потребность быть лучше, он понимает, что сможет достичь успеха, если изменит свои привычки и поступки.

Работая с трудными подростками, на каждого воспитанника составляется психологическая карта.

Учитывая, что трудные подростки чаще всего чрезмерно возбудимы, социальному педагогу нужно выбрать такой вид деятельности, который будет способствовать воспитанию у них сдержанности, терпеливости и терпимости. Однако следует помнить, что трудный подросток может быть жестоким, поэтому ему нельзя поручать руководство маленькими детьми.

Ожидаемые результаты.

    Формировать потребность в здоровом образе жизни у воспитанников школы.

    Уменьшить число учащихся «группы риска».

    Привитие учащимся правил культурного поведения, которые они сознательно применяют в своей жизни.

    Сокращение пропусков уроков учащимися без уважительной причины.

Данные результаты отслеживаются два раза в год: сентябрь, май.

Срок реализации программы: 2014-2018 уч. год

Использованная литература:

Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников.- М.: Академия, 2002.

Аксенова Л.И. Социально-педагогические основы организации комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: Автореферат дис… канд. пед. наук.-М., 1999.

Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие для учителей.-Уфа, 2004 - №6;

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.-М., 2002;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Г. Усолье-Сибирское

"Профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков»

Подготовила

классный руководитель 5-6 класса

Воищева Е.А.

2016 год

Классный час: «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков».

Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся.

Ход классного часа.

Кл.рук : Дорогие ребята, сегодня нам предстоит очень важный и серьезный разговор. Прежде чем назвать его тему я предлагаю посмотреть несколько кадров.

Кл.рук : Скажите, какие чувства, возникают у Вас, когда Вы смотрите на этих детей?

Кл.рук : О чем будет наш сегодняшний разговор?

О правонарушениях и преступлениях среди детей и подростков.

Иногда проявление наших человеческих пороков как зависть, ложь, легкомыслие могут привести к серьезным правонарушениям

Мы должны четко определять, что такое поступок, правонарушение и преступление?

Проступок– нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение- нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с 16 лет.

Преступление- серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

За все свои действия человек несет ответственность. А какие виды ответственности за все, о чем мы говорили выше, вы знаете?

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Ребята, я вам рассказала о преступлениях, которые совершаются подростками в нашем городе, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

Задания для учащихся.

1 Разбор ситуации:

1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

5 Рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь.

В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются). Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.

Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона? (ребята отвечают).

Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2-х лет, либо арестом на срок от 3-х до 6-ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3-х лет. Так что, помните, с законом шутки плохи!

Тематика классных часов, бесед с учащимися, родителями по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.


Класс

Профилактика правонарушений

Профилактика безнадзорности

1-2 класс

- Беседа « Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме»

Классный час «Обязанности и режим дня школьника»

- «Телефон Доверия»


- Занятие «Учимся быть терпимыми»

3 класс

- Игра – тренинг «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Занятие «Мои права»

- «Телефон Доверия»


- Мероприятие «Класс, родители и я - вместе дружная семья»

4 класс

- Информационный час «Знай и соблюдай закон»

Занятие «Мои обязанности»

- «Телефон Доверия»

Разговор « За что ставят на внутришкольный учет?»


- Классный час «Мой дом - моя крепость»

5 класс

- Занятие «По ступеням во взрослую жизнь»

Разговор «Уважай старших, защищай младших»

Беседа « Проблемы агрессивных детей»

- «Телефон Доверия»


- Библиотечный час «Чтобы не случилось беды»

6 класс

- Беседа «Что такое закон?»

Классный час «Ответственность несовершеннолетних перед законом»

Занятие «Культура поведения и общения несовершеннолетних»

- «Телефон Доверия»


- Беседа «Конфликтные ситуации в семье»

7 класс

- Классный час «Совесть как гражданская ответственность»

Занятие «Культура общения»

Беседа «Подросток и конфликты»

Разговор «За что ставят на внутришкольный учет?»


- Беседа «Как жить в мире с родителями?»

8 класс

- Классный час «Понятие о правонарушениях, формы правовой ответственности»

Викторина «Знай и соблюдай закон»

- «Телефон Доверия»


- Конкурс сочинений «Наша пристань – родительский дом»

9 класс

- Классный час «Я и закон»

Беседа «Как не стать жертвой преступления?»

- «Телефон Доверия»


- Рассказы учащихся на тему: «Семья и семейные ценности»

Родители

(родительские собрания)


- «Мой ребёнок становится трудным»

- «Права, обязанности и ответственность родителей»

- «Свободное время и развлечения учащихся»

- «Семья и школа - партнёры в воспитании»

- «Игромания – опасная болезнь»

- «Телефон Доверия»


- «Подростковый суицид»

- «Гармония семейных отношений – залог счастливой семьи»

- «Образ жизни родителей – пример для подражания детям»

- «Законы родительской истины»

- «Телефон Доверия»


Педагоги

(выступления на педагогических советах)


- «Органы системы профилактики, их функции»

- «Режим дня ученика»


- «Причина детских суицидов»

- «Формы наказаний детей без применения жестоких методов воспитания»


Приложение 3.

Анкета по профилактике ПАВ для учащихся


1) Знают ли твои родители, что ты куришь?

Да, знают - догадываются - не знают


2) Сильно ли тебя тянет курить?

Очень - почти не тянет - не совсем


3) Что тебе дает курение?

Ничего - затрудняюсь ответить - легче общаюсь с ребятами


4) Кто дает тебе деньги на сигареты?

Прошу в долг - сам зарабатываю


5) Приходилось ли тебе совершать неблаговидные поступки в поисках сигарет?

Случалось - да, и не редко - никогда


6) Употребляешь ли ты спиртные напитки?

Довольно часто - только по праздникам


7) Кто тебе предложил попробовать?

Сами по своему желанию - родственники - друзья по школе


8) Что ты чувствуешь после принятия спиртного?

Хочется спать - хочется веселиться - подташнивает - чувствую себя смелым


9) Где чаще всего ты употребляешь спиртное?

На улице -где угодно -на дискотеке


Приложение 4.

Анкета по профилактике суицидального поведения для учащихся

Экспресс-диагностика суицидального риска

Просим Вас ответить на поставленные ниже вопросы да или нет.
ФИО ________________________________________________________________
1. Как Вы считаете, может ли жизнь потерять ценность для человека в некоторых ситуациях?

2. Жизнь иногда хуже смерти?

3. В прошлом у меня попытка уйти из жизни.

4. Меня многие любят, понимают и ценят.
5. Можно оправдать безнадежно больных, выбравших добровольную смерть.

6. Я не думаю, что смогу оказаться в безнадежном положении.

7. Смысл жизни не всегда, бывает, ясен, его можно иногда потерять или найти.

8. Как Вы считаете, оказавшись в ситуации, когда Вас предадут близкие и родные, Вы можете жить дальше?

9. Я иногда думаю о своей добровольной смерти.

10. В любой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы мне это не стоило.
Всего баллов по ключ:
Ключ: 1 балл присваивается за ответ «да» на вопросы 1;2;3;5;7;9 и ответы «нет» на вопросы 4;6;8;10. Уровень суицидального риска Кср = СР/10.

Если коэффициент суицидального риска 0
0,2
0,4
0,6
0,8
Приложение 5.

Мероприятие для родителей подростков по профилактике зависимости от ПАВ.

Цель: определить пути эффективного взаимодействия родителей с детьми для

профилактики наркозависимого поведения.

1. Акцентировать внимание родителей на создание и развитие благоприятных условий для роста и развития детей в семье.

2. Провести диагностику с родителями определения подростковой наркомании.

3. Дать родителям адреса помощи.

Ход занятия.

Вступительное слово ведущего:

Здравствуйте уважаемые родители! Сегодняшнее наше занятие посвящено профилактике зависимости от ПАВ. Мы поговорим о роли семьи в профилактике наркозависимого поведения. Что вы, родители, сможете конкретно сделать для своего ребенка, чтобы у него не появилось желание употреблять ПАВ.

Какие условия способствуют оптимальному росту и развитию детей

Условия (факторы), способствующие развитию личности

Как родители могут создать эти условия?

Наработки групп вывешиваются на доску, зачитываются и обсуждаются.

Родителям предлагается обыграть ролевую ситуацию.

Ситуация: дочь приходит домой поздно. Мать узнает, что у нее ребенка

появился подозрительный, по ее мнению, друг. Дочь проводит с ним много

времени и замечена в пропусках школьных занятий.

Каковы действия членов семьи (мамы, папы) при серьезном разговоре с дочерью? Дается возможность обыграть тактику построения разговора, поведения родителей

Обсуждение:

Все ли в этой семье созданы условия для благоприятного развития

личности?

Как бы вы поступили в сложившейся ситуации?

Что понравилось в действиях, что бы вы сделали по-другому?

Обратите внимание на необходимость сохранения доверительных

отношений, контакта с ребенком, как важный фактор противодействия

злоупотреблению ПАВ.

2. Работа по заполнению анкеты «Анкета для определения подростковой

наркомании». Каждый заполняет анкету индивидуально.

После заполнения анкеты – знакомство с памяткой. Что вы можете сделать если

появились подозрения, что ребенок употребляет наркотики (подозрительный запах,

необычные предметы)

3. Дать адреса помощи. Комитет Социальной Безопасности Вологодской Области.

Адрес учреждения с почтовым индексом 160035 г. Вологда, ул. Зосимовская, д.65

Руководитель - Коробкина Ирина Юрьевна. Телефон/факс 56-48-88, 56-30-33

Спасибо за сотрудничество! До свидания!

Приложение 6.

Опрос родителей по профилактике ПАВ
1. Общаясь с ребенком, касаетесь ли в разговоре темы курения, алкоголя, наркотиков?

2. Как реагирует ваш ребенок на ваши вопросы?

3. Доверяете ли вы вашему ребенку в вопросах, касающихся курения, алкоголя, наркотиков?

4. Читаете ли вы литературу по этой проблеме?

5. Если бы вам предложили послушать лекцию по данной проблеме, приняли бы вы это предложение?

6. На какие вопросы по данной теме вы хотели бы получить ответ на родительском собрании?

Приложение 7.

Памятка для родителей по профилактике ПАВ

Уважаемые папы и мамы!

Для того чтобы избежать проблем, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков вашими детьми, помните:

1. Вы должны быть своему ребенку самым близким человеком, независимо от тех трудных ситуаций, в которые он может попадать.

2. Если ребенок выходит из-под вашего контроля, не замалчивайте проблему, идите к людям и специалистам, чтобы ее решить.

3. Если ваш ребенок курит, пьет спиртные напитки, вы не застрахованы оттого, что он может начать принимать наркотики.

4. Если вашему ребенку дома плохо, если он живет в мире ссор и скандалов, то он может оказаться в кампании, которая научит его, как уйти в мир счастья и покоя с помощью наркотиков.

5. Наблюдайте за поведением и состоянием здоровья вашего ребенка.

6. Если ваш ребенок испытывает необъяснимую тошноту, возбуждение, бред, галлюцинации, вам необходимо срочно обратиться к специалистам.

7. Старайтесь не отмахиваться от вопросов собственного ребенка, будьте справедливы и честны в оценке его поступков и действий.

8. Помните! Если ребенок курит, употребляет алкоголь, принимает наркотики, значит, в его воспитании вы допустили серьезные просчеты. Не усугубляйте их!

Приложение 8.

Занятие для 3 классов

«Что такое хорошо, а что такое плохо?»

Цель: формирование у учащихся ценностной ориентации, способность формулировать нравственные суждения.

Задачи:


  1. Дать характеристику понятию «хорошо».

  2. Дать характеристику понятию «плохо».

  3. Выделить основные моменты хорошего и плохого поведения.

  4. Создать условия для закрепления полученной информации.
План занятия:

  1. Приветствие. Освещение основных вопросов занятия.

  2. Основная часть.

  3. Упражнение «Что бы сделал Я?..»

  4. Рефлексия.
Ход занятия:

  1. Приветствие. Разминка «Карлики – великаны».
Инструкция «Я буду говорить и показывать вам действия, ваша задача внимательно смотреть и делать все наоборот, то есть, например, я сажусь, а вы… правильно, должны остаться стоять. Итак, смотрим…»

  1. Основная часть.
1) С давних пор люди задумывались над вопросом: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Не случайно из поколения в поколение передаётся народная мудрость через пословицы. Посмотрите внимательно на экран, тут написаны пословицы. Прочитайте их (можно предложить чтобы их прочитали учащиеся вслух).

Ребята, как вы понимаете эти пословицы? (высказывания детей)

Молодцы, ребята! Вижу, что вы понимаете, что такое быть добрым человеком.

Послушайте вот такие высказывания ребят.

1: Если с другом разделил
Ты свои конфеты-
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.

2: Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!

3: Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты – культурный человек,
Мировой мальчишка!

4: Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Недостоин ты, поверь,
Человеком зваться!

5: Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это - просто красота,
Только так и нужно!

6: Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.

7: Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже,
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.

А теперь скажите, все ли правильно? (дети отвечают). Правильно!

2) А сейчас я зачитаю вам еще олно стихотворениеавтор которого Самуил Яковлевич Маршак и называется оно «Хорошие приятели», а вы, послушав его, скажете, какое качество- хорошее или плохое, показал автор в этом стихотворении.

Мальчик Миша мается
Миша заикается.
Как другие- чисто, ясно, -
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет, повторить.
Нелегко ему даются
Все слова на букву «ка»
Но ребята не смеются-
Дружба классная крепка!
- Ты Мишутка, не теряйся!
Ты с других пример бери!
Просто с духом собирайся
И смелее говори!
Миша выговорил слово,
А другого не видать…
Но приятели готовы,
Если нужно подождать!

А теперь послушайте стихи Р. Гамзатова «Опасайтесь потерять друзей»

Знай мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши,
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много
Опасайтесь потерять друзей!

Что вы скажете по поводу этих строк, ведь нить дружбы легко порвать - соединить труднее.

(высказывания детей)

Молодцы. А сейчас мы с вами посмотрим один небольшой сюжет.

Обзор материала

Обзор материала

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Человек и закон

Правовое воспитание – неотъемлемая часть современного воспитания. Каждый человек должен знать законы и в своей повседневной жизни постоянно руководствоваться ими. Особенно важное значение имеет правовое воспитание несовершеннолетних. У многих подростков весьма смутное представление о законе. Они не могут дать правильную оценку общественной опасности тех или иных действий.

Подросток готовится вступить в самостоятельную жизнь. В этот период активизируется его ценностно-ориентационная деятельность. Устанавливая ответственность за различные преступления, закон предупреждает, что какого рода действия противоречат интересам общества, и потому находятся под запретом. Это необходимо знать подросткам, которые не всегда задумываются о возможных последствиях своего поведения. Знакомство с нормами уголовного права может помочь подростку правильно повести себя в сложной конфликтной ситуации и не совершить ошибочного шага.

Социально-правовую активность надо воспитывать в человеке с детства. И эта задача стоит перед родителями и учителями. Высокая правовая культура, самодисциплина помогут сегодняшнему подростку завтра стать полноправным членом нашего общества.

Цели проведения:

Профилактика правонарушений несовершеннолетних;

Пропаганда правовых знаний;

Формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

Формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;

Формирование у обучающихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям

Развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию

Задачи:

Информировать несовершеннолетних о правах, государственных законах и ответственности за их нарушение;

Способствовать успешной социализации несовершеннолетних через принятие ими норм и правил общественной жизни;

Способствовать осознанию жизненных целей и выбору эффективных путей их

достижения во имя благополучного будущего;

Развивать навыки личностного контроля над ситуацией.

Подготовительная работа:

Провести анкетирование учащихся (см. приложение П.1)

Подготовить карточки для работы с понятиями для «Словаря гражданина» (с перепутанными позициями);

Подготовить карточки с изображением позитивного и негативного поведения человека;

Подготовить карточки с положительными и негативными причинами правонарушений;

Создать презентацию «Правонарушения среди подростков»;

Пригласить людей компетентных в области регулирования правовых норм (представителей детской комнаты милиции, комиссии по делам несовершеннолетних); - подготовить памятки;

Подготовить в виде плакатов высказывания выдающихся людей и пословицы (на выбор): «Не жалко – человеческое достоинство», «Торгуя честью, не разбогатеешь» Л. Вовенарг

«Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом» Ф.М. Достоевский

«Букву закона следовало бы включить в алфавит» Е. Лец

« Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества» С. Джонсон

«Полагаться на законы и к тому же понимать их положения - только так можно добиться согласия» Сюнь-цзы

«Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется» Демокрит

«Благо народа - высший закон»

«Закон повелевает то, что следует делать, и запрещает противное этому»

« Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели» Цицерон Марк Туллий

«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают» Л.Н. Толстой

« Законы изобретены для блага граждан» Цицерон

«С людьми живи в мире, а с пороками – сражайся» (Латинская пословица)

«Не только тот вор, кто крадет, а и тот, кто лестницу подает» (Русская пословица)

План классного часа:

I. Вступительное слово, представление гостей

Выявление причин правонарушений: «Мозговой штурм».

III. Анализ анкетирования учащихся.

IV. Информационный блок:

1. Показ презентации «Правонарушения среди подростков»;

2. Ответы представителей правопорядка на вопросы обучающихся.

3. Материалы статистики о правонарушениях в школе, округе, городе.

V. Задания для учащихся в группах - разбор ситуаций. Невыдуманные истории.

VI. Заключительное слово.

Ход классного часа.

I. Вступительное слово.

Классный руководитель. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа «Человек и закон». Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова: «Незнание законов не освобождает от ответственности» (на доске).

Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 155 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».

«Мозговой штурм». Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям).

Пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.

Стремление к примитивному времяпровождению;

Зависть;

Преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей;

Жадность;

Резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность;

Неуверенность в завтрашнем дне;

Стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции;

Низкий материальный уровень жизни населения;

Низкий уровень правовой культуры граждан;

Алкоголизм и наркомания;

Ответственное отношение к учебе, знаниям;

Обладание богатым внутренним миром;

Общение и искусством, природой;

Доброта.

Делается вывод:

Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так? Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром.

Бездуховность – одна из причин, которая приводит людей к правонарушениям.

Как же формируется бездуховность?

Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Пустое сознание может давать телу только самые примитивные команды – пей, ешь, получи удовольствие. Сведения по различным наукам, общение с искусством, природой – основа духовности.

Второй источник – стремление к примитивному времяпровождению.

Третий источник – преобладание материальных потребностей, т.е. приобретение различных вещей и других материальных ценностей.

Общеизвестным признаком бездуховности являются зависть и жадность.

У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и, что такое зло. И никакая милиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый от радости.

Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение? Где кончается мальчишеская проделка и начинается преступление? С какого возраста несовершеннолетние несут уголовную ответственность? Что такое вина? Какие обстоятельства смягчают или отягчают ответственность виновного? Как по закону наказываются подростки, совершившие преступления? На многие из этих вопросов мы попытаемся ответить сегодня.

II. Составление «Словаря гражданина».

Для начала я хочу предложить вам составить «Словарь гражданина». Для этого у вас на столе лежат карточки с терминами и определениями, вам нужно напротив карточки с термином положить карточку с соответствующим на ваш взгляд определением. (Учащиеся разбиваются на группы. Ребята работают в течение пяти минут, затем каждая группа опрашивается по двум определении.)

Молодцы. У каждого из вас получился «Словарь гражданина».

Закон- это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

Правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу,

запрещенное законом и влекущее наказание.

Правонарушитель - лицо, совершившее правонарушение.

Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

Проступки - обобщённое название видов правонарушений, имеющих меньшую общественную опасность по сравнению с преступлением.

Преступление (уголовное преступление) - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Как показывает само наименование «преступление»… такое деяние должно заключать в себе переход, преступление за какой-то предел, отклонение или разрушение чего-либо.

Право - совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства.

Субъективное право - возможность конкретного лица по своему выбору совершить определённые действия либо воздержаться от их совершения.

Уголовное право - это юридические нормы, законы, предназначенные для борьбы с преступлениями.

Наказание - применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека или животного в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение.

Суд - орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, административных, гражданских и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства.

Судья - лицо, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие; лицо, наделённое судебной властью.

Адвокат - лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи физическим лицам и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов и прав в суде.

Духовность - высшая деятельность души, устремленность к моральному совершенству, преображению души.

Нравственность- термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда - этики. В более узком значении нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле

Мораль (термин введён Цицероном; общепринятые традиции, негласные правила) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Классный руководитель: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, классный руководитель поправляет и дополняет примеры):

плохо учатся, а потом бросают школу; совершают кражи; курят и выпивают;

устраивают драки; наносят вред здоровью окружающим; лгут даже без причины;

грубят и сверстникам и взрослым; унижают маленьких и слабых; играют в карты;

занимаются вымогательством; посылают ложные сообщения об актах терроризма;

стараются выяснить отношения только с помощью силы;

разрисовывают стены; портят школьное имущество и многое другое.

III. Анализ анкетирования учащихся. Вы отвечали на вопросы анкеты «Закон и ответственность». Сейчас я хочу вам представить анализ анкетирования (анализ анкетирования для лучшего восприятия можно вывести на экран).

С каким настроением ты идёшь обычно в школу?

а) с хорошим настроением-44%

б) без особого удовольствия-37%

в) с плохим настроением-19% опрошенных.

Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били? Если да, то с кем?

а) со сверстниками в школе-17%

б) со сверстниками на улице-22%

в) со старшими ребятами в школе-0%

г) со старшими ребятами на улице-25%

д) с другими людьми-0%

е) такого не случалось-52%.

Случалось ли, чтобы кто-либо пытался оскорблять, унижать, издеваться над тобой?

а) да, сверстники в школе-34%

б) да, сверстники на улице-41%

в) да, старшие ребята в школе-18%

г) да, старшие ребята на улице-12%

д) да, другие люди-15%

е) нет, такого не случалось-0%.

Случалось ли, чтобы пытался оскорблять, унижать, издеваться над?

а) да, над сверстниками в школе-11%

б) да, над сверстниками на улице-15%

в) да, над старшими ребятами в школе-0%

г) да, над старшими ребятами на улице-10%

д) да, над другими людьми-0%

е) нет, такого не случалось-59%.

Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовал принести что-либо из дома?

а) да, случалось -27%

б) нет, такого не случалось-73%.

Если случались такие ситуации, как ты поступал в этом случае?

а) рассказывал родителя-64%

б) рассказывал старшему брату (сестре)-26%

в) рассказывал другу, подруге-44%

г) рассказывал учителю-10%

д) пытался защитить себя сам, дрался--51%

е) никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали-20%.

Как ты думаешь, какие правонарушения из перечисленных распространены в нашей школе?

а) кражи-29%

б) мошенничество-18%

в) хулиганство-39%

г) распитие спиртных напитков-25%

д) драки-52%

е) порча имущества-31%

ж) другое, допиши сам

Какие преступления, на твой взгляд, могут совершить твои знакомые?

а) угон транспортного средства-7%

б) грабёж-0%

в) избиение-14%

г) воровство-12%

д) распространение наркотиков-0%

е) такого не может случиться-70%.

Что может послужить причиной совершаемых подростком преступлений?

а) компания- 35% б) семейная ситуация-40%

в) особенности характер-23%

г) непредвиденная ситуация-19%

ж) другое, допиши сам

Какие меры предупреждения необходимо на ваш взгляд использовать, чтобы уберечь подростков от нарушения закона?

а) обсуждение статей законов в семье-17%

б) разъяснение специалистами статей законов и ответственности за них -64%

в) издание специальной литературы, которая в интересной форме объясняет законы общества-32%

д) тренинги, игры, семинары по правовой тематике-34%

Классный руководитель: Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры. Почему такое происходит? Давайте мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.

IV. Информационный блок:

Существует четыре вида юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Классный руководитель: Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений (Идёт показ слайдов презентации, разъяснения и комментарии дает специалист, приглашенный на классный час.)

«Хулиганство» Ст. 213 УК РФ

«Мошенничество» Ст. 159 УК РФ;

«Вымогательство» Ст. 163 УК РФ;

«Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ;

Хулиганство

В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа молодых людей. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбил их. Кто-то из зрителей позвонил в милицию. Наряд прибыл мгновенно. Задержанные не понимали, за что их держат в дежурной части милиции, почему составлен протокол, почему в разговоре милиционеров упоминается административное правонарушение.

(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель (специалист) обращается к статье и делает вывод.)

«Хулиганство (ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:

Арестом на срок до 2-х лет;

До 5 лет;

С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:

Тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».

А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения

говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».

Мошенничество

Ребята, гуляя во дворе, остановили незнакомого велосипедиста и попросили прокатиться вдоль дома. Мальчику велосипед не вернули. Родители потерпевшего написали заявление в милицию.

«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается:

ограничением свободы;

арестом;

лишением свободы».

«Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (ст. 162 УК РФ). Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».

Классный руководитель: Бывают такие ситуации, когда употребление алкоголя является преступлением. Рассмотрим, как алкоголь изменяет жизнь. У вас карточки с изображением позитивных ситуаций (лыжная прогулка; посещение театра, выставки; дружная семья дома, в саду, парке; человек сидит в библиотеке с книгами, человек работает за компьютером, прогулка в лесу, занятие спортом) и ситуаций с поведением пьяного человека. Сравните их, что нет в жизни пьяного человека, к каким правонарушениям это приводит?

В жизни многих людей бывают ситуации, когда вам предложили выпить какой-нибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях. То есть нужно уметь отказаться. Попробуйте сформулировать причины отказа (объяснение причины отказа, предложить замену, сделать вид, что не слышал, просто сказать «нет» и уйти). Обсуждаем возможные варианты отказов, записываем их на доске. Когда вам предлагают выпить, обычно в качестве повода для выпивки приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «ЗА», а затем отказаться от предложенного напитка. О вреде и последствиях пьянства и алкоголизма знают все. Пьющие люди вредят и самим себе, и семье, и государству. Составляем памятки. (П.№2,3.)

№3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать? (Идёт обсуждение ситуаций.)

Задание 2. Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки(1) и преступления(2).

9. Разбил мячом окно (Г).

10. Нецензурно выражался в общественном месте (А).

VI. Заключительное слово.

Классный руководитель: Проходит время, и каждый человек выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные – жизнь без правил, где побеждает сильнейший, где царят хаос и анархия. Вы должны понять, чем ниже уровень преступности, тем богаче общество. А чем богаче общество, тем выше уровень культуры его граждан, тем меньше в этом обществе причин для возникновения преступности. Напряженная обстановка в обществе может быть высокой, отрицательные влияния могут быть очень сильными, обстановка в семье просто невыносимой, но всё-таки в итоге выбирает, как себя вести, сам человек. И если он пошёл на преступление, значит, он неоднократно переступил через свою совесть. Никто не имеет права снять с него ответственность за его решения. За свои поступки отвечает сам человек! Так что же вы выбираете? Закон и порядок или хаос и анархию? Раз вы выбираете закон и порядок, то не должны забывать, что выбранный вами путь законопослушных граждан потребует от вас самих неукоснительного соблюдения и выполнения всех моральных норм и законов общества.

Приложения

Приложения:

Скачать материал

Цель проведения: снижение рисков возникновения правонарушений несовершеннолетних.

Задачи:

  • снижение рисков возникновения безнадзорности и беспризорности;
  • повышение информированности участников образовательного процесса об основах системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений;
  • развитие правовой осознанности у участников образовательного процесса.

Время проведения: 30–40 минут.

Возраст обучающихся: 15–18 лет.

Ход классного часа:

Педагог: Добрый день! Наше мероприятие мне бы хотелось начать словами Л. Н. Толстого: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим действиям соблазнов, есть соблазн словами: "Все так делают"».

В современном мире нас всех окружает множество соблазнов, поэтому вы всегда должны уметь выбрать правильный путь! Подросток может свернуть на преступную стезю по разным причинам: от банального отсутствия денег, воспитания, условий и т. д. Однако незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжёлым последствиям.

Сегодняшний классный час – это знакомство с законами, определяющими нашу жизнь. И мы попробуем разобраться, где именно в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несём ответственность.

Притча

Давным-давно, две тысячи лет назад на планете Земля появились люди.

Одновременно с людьми появились главные вопросы : Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: «Можно» и «Нельзя» . Они жили по разным законам. В государстве «Можно» все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и селах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и решили объединиться и создать новое государство – «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей? Почему стали счастливы её жители? Чувствуют ли они себя в безопасности?

– Жители стали жить по законам.

– Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок и несправедливость!

В конце концов, людям удалось решить ГЛАВНЫЕ вопросы, возник закон, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Закон нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

– Есть ли у нас в городе закон?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живём. Где прописаны эти законы?

Законы прописаны в Конституции – основном законе государства.

Кроме Конституции, существуют «Конвенция о правах ребёнка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие (таблички с правами поместить на доске).

Права и свободы человека

Каждый имеет право на жизнь.

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Каждый имеет право на охрану здоровья.

Каждый имеет право на образование.

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение основного общего образования.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование.

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность

Ответственность за совершение правонарушений, в том числе за нарушения Устава школы, совершение общественно опасных действий (драка), прогул уроков, нецензурные выражения, нахождение на улице без родителей после 22:00, грубость по отношению к сверстникам и взрослым, унижение маленьких и слабых, ложь без причины, выяснение отношений с помощью силы, порчу школьного имущества и многое другое. За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность.

Народная мудрость гласит: «Не было бы нарушения – не надо бы было нести ответственность».

Рассмотрим понятие «нарушение» . Вам даны три понятия: «проступок», «правонарушение», «преступление».

Этим понятиям нужно найти определения.

Проступок – это нарушение правил поведения, вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Примерная ситуация:

Семиклассники поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия семиклассников: как проступок, правонарушение или преступление? (Это преступление.)

Итог

У всех людей на земле есть понимание, что такое добро и зло, и никакая полиция не заставит человека быть добрым. Они смогут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым они не в силах. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – не человек.

Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: «Злой плачет от зависти, добрый – от радости».

Ребята, мне бы очень хотелось верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как, совершая проступок, вы не только нарушаете закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям.