Внеплановая проверка трудовой инспекции. Что делать, если к вам пришли с проверкой из роспотребнадзора Какие проверяют документы

Роспотребнадзор в информационном письме от 07 декабря 2016 года рассказал, когда могут проверить предпринимателей по жалобам потребителей.

Проверять работу представителей бизнеса сегодня вправе многие надзорные ведомства и структуры. В число них входит и Роспотребнадзор. При этом одним из оснований для визита является поступившее обращение от одного или группы потребителей.

Однако недавно вступили изменения в законодательство относительно порядка проведения проверок представителей малого и среднего бизнеса. Они затронули и сферу контроля Роспотребнадзора.

Роспотребнадзор разъясняет порядок проверок по жалобам потребителей

В связи с этим ведомство 7 декабря 2016 года обнародовало свое разъяснение отдельных моментов проведения внеплановых проверок. Итак, в чём суть документа?

В первую очередь Роспотребнадзор напомнил, что внеплановые проверки магазинов, других продавцов возможны и на основании жалоб, поступающих от граждан. Однако порядок проведения таких проверок теперь изменен.

Чтобы они были назначены, нужна совокупность двух условий:

  1. Просьба провести проверку должна прямо содержаться в жалобе (обращении) гражданина.
  2. Перед обращением в Роспотребнадзор покупатель должен предъявить претензию продавцу со своими требованиями и дождаться результатов ее рассмотрения.

Иными словами, в жалобе может ставиться вопрос о проведении проверки продавца лишь в том случае, когда претензия покупателя не была удовлетворена или вообще магазин не ответил на неё в положенный срок.

Поэтому в жалобе в Роспотребнадзор необходимо расписать ранее проведенный претензионный порядок.

Напомним, что в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» на рассмотрение претензии по некачественному товару отведено десять дней с момента её предъявления. Об этом говорит статья 22 закона.

На что обратить внимание

Ведомство обратило внимание на то, что жалоба рассматривается и принимается решение по проверке только в том случае, если её автора (авторов) можно идентифицировать.

Это означает, что в шапке документа должны быть указаны подробные данные о заявителе. Разумеется, должна присутствовать их личная подпись с расшифровкой инициалов.

Мнение эксперта: Из содержания разъяснения следует, что Роспотребнадзор будет уменьшать степень контроля предпринимателей. Поэтому, для их проверок потребуются веские основания, основанные на обоснованных сигналах от потребителей.

Если жалоба подаётся в электронном виде, то заявитель должен быть зарегистрирован в единой системе идентификации и аутентификации.

Анонимные жалобы, по общему правилу, рассмотрению не подлежат.

В разъяснении рассмотрен случай, когда в жалобе лицо сообщило заведомо недостоверные сведения. И если это выяснится после начала проверки, то она подлежит прекращению.

При этом все расходы, понесённые Роспотребнадзором, компенсируются за счёт автора жалобы (обращения) в судебном порядке.

Может ли налоговая провести проверку и какую, на основании анонимного обращения гражданина в налоговые органы? Подробности в статье

Вопрос: Можно ли проводить проверку на основании анонимного обращения гражданина в налоговые органы? Служит ли анонимное обращение основанием для проведения внеплановой проверки?

Ответ: Из рассматриваемой ситуации неясно, какая проверка имеется в виду - налоговая или проводимая другими органами. Рассмотрим два варианта.

Вариант 1. Гражданин анонимно пожаловался в налоговую, может ли быть проведена внеплановая налоговая проверка на основании его жалобы?

Налоговый кодекс не содержит такого понятия как внеплановая налоговая проверка . Налоговые проверки могут быть: камеральные (ст. 88 НК РФ), выездные (ст. 89 НК РФ), а в некоторых случаях так называемые «встречные» (ст. 93.1 НК РФ). Ни одна из них не проводится на основании обращения гражданина, неважно, анонимного или нет.

Внеплановые проверки проводятся в соответствии с положениями Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ). Он не распространяется на мероприятия налогового контроля (пп. 4 ч. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ).

Порядок рассмотрения обращений и жалоб граждан, в том числе, налоговыми органами, установлен Законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ). Согласно ст. 7 Закона № 59-ФЗ, гражданин в своем письменном обращении, обращении в электронной форме в обязательном порядке должен указать свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес (адрес электронной почты), по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, изложить суть предложения, заявления или жалобы, поставить личную подпись и дату.

2) выездные налоговые проверки (ст. 89 НК РФ).

Также в некоторых случаях допускается проведение повторной проверки, встречной проверки контрагента. Также у налогоплательщика могут быть запрошены документы в рамках проверки контролируемых сделок или относительно конкретной сделки (в соответствии с положением ст. 93.1 НК РФ).

Такие виды проверок, как плановая налоговая проверка или внеплановая налоговая проверка Налоговым кодексом не установлены, они проводятся в соответствии с положениями Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации ».

  • Скачайте формы

Внеплановая проверка ГИТ проводится в отношении работодателей, на которых подали обращение их работники – нынешние или бывшие. В статье мы расскажем, как проходят такие мероприятия, и как быть готовыми к ним.

Читайте в статье:

В каких случаях проводится внеплановая проверка трудовой инспекции

Основаниями для внеплановой проверки ГИТ являются обращение граждан: не только бывших работников, затаивших на работодателя обиды, но и продолжающих работать в организации. Также такую жалобу могут инициировать сторонние лица – доверенные представителя работников.

Поводами для обращений могут служить любые вопросы, которые не удалось урегулировать. Например, несправедливое, с точки зрения работника или членов его семьи, расследование несчастного случая, не всем работающим на рабочих местах с вредными условиями труда, а только работникам со стажем.

Отдельная категория жалоб – на нарушение требований охраны труда, которые влекут за собой угрозу жизни и здоровью работников предприятия. Угрозу представляют неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, оборудования и машин, без применения средств индивидуальной защиты, недостатки в технологическом процессе, плохое санитарно-гигиеническое оснащение рабочих мест и мест отдыха, или их отсутствие.

Внеплановая проверка ГИТ по жалобе работника

Работник вправе обратиться за защитой своих трудовых прав в .

Сделать это можно тремя способами.

1. Обратиться лично.

У каждого способа есть свои преимущества и недостатки. Обратиться в инспекцию лично работник может, но не всегда возможно это реализовать. Если недовольный сотрудник придет напрямую в инспекцию, его могут не пропустить к инспектору. Для этого он обязан записаться на личный прием. На этот случай на стенде в ГИТ и на сайте висит график приема. Запись ведется по телефону. Нужно записаться, кратко пояснить предмет обращения и прийти на прием в указанный день.

Можно подать жалобу в письменном виде, изложив все факты в письме. Отправить такое письмо нужно с почтовым уведомлением, чтобы оно не потерялось. Отправителю придет уведомление с указанием получившего это письмо должностного лица. В течение 30 дней будет дан ответ. Скорее всего, придется приехать в день, назначенный в письме, для дачи детальной информации.

Для подачи жалобы онлайн на сайте инспекции потребуется регистрация на сайте госуслуг. Без этого жалоба принята не будет. Срок рассмотрения жалобы такой же – 30 дней.

Все указанные способы равнозначны и обязывают надзорный орган отреагировать на обращение. Срок рассмотрения отличается в разных регионах. В небольших районах и городах работодателя могут известить о предстоящей внеплановой проверке в течение 3 дней с момента получения жалобы от работника.

Инспекция обязана сообщить заявителю о принятых мерах в течение 30-ти дней с даты получения обращения. В этот период осуществляется проверка и решается вопрос о привлечении работодателя к административной ответственности .

Но сначала отдел по обращениям граждан должен провести предварительную проверку жалобы. Необходимо выяснить, если у письма реальный адресат. Анонимные письма должны отбраковываться. Затем проверяется информация по организации, допустившей нарушения с точки зрения гражданина. Устанавливается, действует ли данное юридическое лицо или ИП в настоящий момент. Для этого подается запрос в налоговую инспекцию.

Далее ответственный за работу с обращениями Роструда проверяет суть письма, устанавливает, действительно ли трудовые права работника были нарушены, и передает обращение в государственную инспекцию по труду по территориальному признаку, согласно сведениям в письме и полученным данным налоговой инспекции из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Что проверяют, этапы проведения и сроки

Внеплановая проверка ГИТ должна быть согласована с органами прокуратуры. Если же в обращении содержится информация об угрозе жизни или здоровью работников, уведомление прокуратуры не требуется. Это указано и в ч. 5. .

Внеплановая проверка может быть как выездной, так и документарной. При выездной инспектор приезжает к работодателю, но проверочные листы не используются. Инспектор проверяет вопросы, касающиеся поступившего обращения.

Если работник пожаловался на работодателя и не написал отдельное заявление с просьбой о сокрытии своих данных, по запросу руководителя или его представителя инспектор обязан сообщить ФИО обратившегося. При этом работодателю запрещается выяснять у инспектора, кто на него пожаловался, если такая информация была скрыта по просьбе обратившегося. Если инспектор все же раскроет данные жалобщика, он может лишиться своей работы.

Проверка вне плана отличается от плановой сроком уведомления – он составляет не 3 дня до начала, а сутки. В любом случае . Без такого приказа проверка является незаконной.

Инспекторы приедут к работодателю без всякого уведомления, если в обращении работника усмотрят наличие угрозы жизни или здоровью, а также серьезность нарушения с точки зрения таких угроз. Поэтому, если работнику не выплатили отпускные или не дали расчетный листок, работодателя, скорее всего, предупредят о визите. Если в обращении будет указано, что на стройплощадке происходит постоянные , то никакого предупреждения за сутки не будет.

Что проверит ГИТ после несчастного случая

Если на предприятии произошел тяжелый, групповой или смертельный несчастный случай, внеплановой проверки ГИТ не избежать. Редакция журнала "Справочник специалиста по охране труда" попросила инспектора ГИТ рассказать, чего ждать от таких проверок и какие документы могут запросить у работодателя.

В распоряжении на проверку указывают цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения, а также правовые основания. Например: проверка соблюдения трудового законодательства по обращению № 2344543455 от 21 июля 2018 года от гражданина Ильинского В.И. по факту несвоевременной выплаты заработной платы. Предмет проверки: проверка расчета и выплаты заработной платы в ООО «Кремень». Срок проведения проверки – с 19 августа по 26 августа 2018 года. Инспекторы Фарков А.В., Мокроусов В.А., привлеченный эксперт Полотнягина В.И.

Неправомерна проверка организации инспекторами, которых нет в приказе (распоряжении). Поэтому, если привлеченный эксперт не будет указан в уведомлении о проверке, работодатель вправе не пустить такого эксперта на свою территорию и подать жалобу на инспекторов.

Обратите внимание: проверять могут только те факты, которые послужили причиной обращения гражданина. Инспекторы не имеют права требовать документы и изучать факты, не имеющие непосредственного отношения к предмету проверки. Если жалоба была на невыплату отпускных, инспектору запрещается проверять, или прошел ли он медицинский осмотр вовремя.

При документарной проверке инспектор не выезжает к работодателю, ему привозят все запрошенные документы в копиях, которые заверяют печатью организации и подписью руководителя. Если печати в организации нет, достаточно подписи руководителя. Никаких нотариальных заверений не требуется. Если у инспектора возникнут вопросы, он запросит пояснения в письменном виде. Их нужно подать в течение 10 рабочих дней. Если же ГИТ не получит ответ на свой вопрос, то инициирует выездную проверку.

Выездная проверка проводится по месту нахождения рабочего места сотрудника, обратившегося с жалобой. Запрещается препятствовать проникновению инспектора в любое здание, сооружение, транспортное средство, если это мешает расследованию обращения.

Нельзя проводить выездную проверку без руководителя организации. Но если в обращении содержится указание на , или риск аварии или ЧС, присутствие руководителя не является обязательным.

Выездная проверка не может длиться более 20 рабочих дней. Она не проводится во время проведения учений, тренировок, контртеррористических операций, ликвидаций ЧС.

Результат внеплановой проверки по обращению граждан записывается в журнал проверок. Также по итогам составляются акт, предписание, протокол и постановление о привлечении к административной ответственности. Акт и предписание вручается в день окончания проверки, постановление – чуть позже. В предписании указана дата выполнения. Необходимо дать ответ на предписание раньше этой даты. Если выполнение мероприятия требует времени и значительных финансовых затрат, нужно заранее согласовать с инспектором возможность отсрочки. Но не стоит делать это в день, когда нужно было отчитаться о полном выполнении.

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может стать для работодателя полной неожиданностью, так как она проводится без предупреждения. В статье мы расскажем, в каких формах проводится контроль, что вправе, а что не имеют права делать инспектора ГИТ.

Проверка по жалобе работника: общие положения, виды, сроки

Пожаловаться в ГИТ может как действующий, так и уволенный работник. О том, кто именно подал жалобу, инспектора сообщат только в случае, если работник не выразил желания скрыть свою личность (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).

Полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе работника не предполагают возможность ее прекращения в связи с отзывом жалобы. Устранение работодателем нарушений может быть учтено при назначении административного наказания.

При поступлении жалобы ГИТ вправе провести в отношении работодателя внеплановые контрольные мероприятия в форме документарной или выездной проверки. Форма контроля зависит от того, возможно ли объективно оценить действия работодателя только по документам или же необходимо посетить предприятие (п. 2 ч. 3 ст. 12 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, далее — закон 294-ФЗ).

ВАЖНО! Проведение сразу выездной проверки допустимо. Но если у ГИТ была возможность дать оценку деятельности работодателя по документам, есть шанс на успешное обжалование результатов такой проверки в суде (см. решение Ленинского райсуда Перми от 02.11.2011 по делу № 2-3664/2011).

Для начала проверки в любой форме необходим приказ на ее проведение. В силу ч. 9 ст. 360 ТК РФ работодатель о проведении проверки по жалобе сотрудника не уведомляется.

Любая внеплановая проверка ГИТ длится не более 20 рабочих дней. Этот срок не продлевается. Но количество таких проверок в год не ограничено.

Полномочия трудовой инспекции при документарной проверке

Порядок проведения этой формы контроля урегулирован ст. 11 закона 294-ФЗ. Работодателю направляется запрос, ответить на который необходимо в течение 10 рабочих дней с момента получения. К запросу должна быть приложена заверенная копия приказа о проведении проверки. Но если ее нет, обжаловать результаты контроля по этому основанию не удастся, так как ст. 20 закона 294-ФЗ относит к грубым нарушениям только отсутствие приказа в принципе (см. решение Ленинского райсуда Перми от 28.05.2012 по делу № 2-671/12).

ГИТ не вправе требовать:

  • нотариально удостоверенные копии документов;
  • документы, не относящиеся к предмету проверки;
  • документы, которые возможно получить в порядке межведомственного взаимодействия (см. п. 51.1 Административного регламента, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н).

После исполнения запроса возможно 2 варианта:

  1. По результатам проверки оформляется акт; в случае выявления нарушений работодателю выдается предписание, и он привлекается к административной ответственности.
  2. Работодателю предлагается представить пояснения и дополнительные документы в связи с выявлением противоречий, неточностей, ошибок в ранее представленных документах.

Во втором случае ГИТ может перейти к выездной проверке, если:

  • работодатель проигнорировал предложение дать пояснения;
  • представленные пояснения не устранили выявленные противоречия, ошибки и неточности.

Как проходит выездная проверка трудовой инспекции по жалобе работника?

Выездным проверкам посвящена ст. 12 закона 294-ФЗ. Вход проверяющих на территорию работодателя будет правомерен только в том случае, если при них имеется удостоверенная копия приказа на проведение проверки и служебные удостоверения.

С приказом руководитель предприятия должен быть ознакомлен под подпись. Он вправе переписать данные предъявленных документов или сделать их копии. По желанию он должен быть ознакомлен и с административным регламентом по этому виду надзора.

При наличии вышеуказанных документов инспектора вправе (ч. 1 ст. 357 ТК РФ):

  • находиться на предприятии в любое время суток и неограниченное количество времени в рамках общего срока проверки;
  • требовать относящиеся к предмету контроля документы, объяснения, иную информацию;
  • изымать образцы веществ и материалов, обрабатываемых или используемых на предприятии;
  • на месте выдавать предписания об устранении нарушений;
  • расследовать несчастные случаи на производстве.

Вправе инспектора и беседовать с работниками компании (ст. 12 Конвенции МОТ от 11.07.1947 № 81 «Об инспекции труда…»).

ВАЖНО! Если выездной проверке предшествовала документарная, инспектора ГИТ не вправе требовать предоставленных в ее рамках документов (ч. 10 ст. 11 закона 294-ФЗ).

Проверяющие обязаны соблюдать законодательство, в том числе ограничения, установленные ст. 15 закона 294-ФЗ. Так, им запрещено требовать плату за контрольные мероприятия, превышать сроки проверки, разглашать коммерческую тайну и т. д.

Документы, интересующие трудовую инспекцию

Состав запрашиваемых ГИТ документов таков:

  • трудовые и коллективные договоры;
  • бухгалтерские документы по зарплате (расчетные листки, зарплатные ведомости);
  • кадровые документы (приказы по личному составу, график отпусков, трудовые книжки, штатное расписание);
  • локальные нормативные акты, относящиеся к трудовым отношениям (об оплате труда, о командировках, об охране труда);
  • журналы инструктажей по технике безопасности и т. д.

Все документы представляются в ГИТ в виде простых копий, удостоверенных подписью руководителя предприятия или иного лица по доверенности. В случае с документарной проверкой возможно и направление электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Изъятие оригиналов документов не допускается.

Период, за который могут быть затребованы документы, не ограничен. Если срок хранения каких-либо документов истек и они были уничтожены, работодателю следует дать соответствующие пояснения. Правомерное уничтожение не повлечет ответственность.

Некоторые работодатели готовы предоставить инспекторам доступ вообще ко всем документам. Делать так не стоит. Рекомендуется предоставлять запрашиваемые документы, и только те, что относятся к предмету проверки.

Может ли работник обратиться в ГИТ по истечении срока исковой давности?

ТК РФ умалчивает о сроках обращения работника в трудовую инспекцию. В ст. 392 кодекса установлены лишь сроки обращения в суд, которые, в сущности, являются сроками исковой давности.

В связи с этим распространена ситуация, когда работник подает жалобу в ГИТ по истечении указанных сроков. Трудовая инспекция по жалобе проверку проводит и в случае выявления нарушения выдает работодателю предписание.

Хотя по сути ГИТ является надзорным органом, а не органом по разрешению трудовых споров, на практике такие предписания успешно обжалуются в суде. Так, суды поясняют, что цель предписаний — защита нарушенных прав сотрудника. Для самостоятельной их защиты установлены сроки исковой давности. Действуя в интересах работника, ГИТ должна также соблюдать эти сроки. Возможность обращаться в инспекцию в течение неопределенного срока позволила бы работникам злоупотреблять своим правом на защиту (см. определение Мособлсуда от 18.10.2011 № 33-20834, решение Петрозаводского горсуда Республики Карелия от 10.12.2010 по делу № 2-8130/11).

Также отметим, что нужно различать сроки привлечения к административной ответственности и сроки выдачи предписаний ГИТ. Инспекция имеет право выдать предписание и по истечении сроков давности административных правонарушений, так как его цель — не привлечь к ответственности, а пресечь нарушение.

Жалоба работника в ГИТ может повлечь за собой как запрос документов, так и внезапное появление контролеров на пороге предприятия. Но инспектора ГИТ не только наделены властными полномочиями, но и обязаны следовать установленной в законе процедуре. Работодателям рекомендуется внимательно изучить права и обязанности ГИТ в рамках проверок, а также свои права и обязанности.

Внеплановая проверка трудовой инспекции может быть проведена только в строго определенных законодательством случаях. Подробнее об основаниях и других нюансах этого вида госнадзора читайте в настоящей статье.

Проверки государственной инспекции труда: виды и документы, регламентирующие их проведение

Основными правовыми документами, регламентирующими возможность и порядок проведения проверки Государственной инспекцией труда (далее — ГИТ), являются:

  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
  • ратифицированная законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ Женевская конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» № 81;
  • положение «О федеральном госнадзоре…», утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875;
  • закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294);
  • иные нормативные акты.

Ст. 360 ТК РФ определено, что проверки, осуществляемые ГИТ, подразделяются на 2 вида:

  • плановые;
  • внеплановые.

Плановые проверки, как следует из самого названия, назначаются и проводятся по установленному графику, который ежегодно утверждает уполномоченный госорган. По общему правилу их проведение невозможно чаще 1 раза в 3 года. Больше информации об этом размещено в статье «Плановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .

Если же проверка проводится не по установленному графику, то она является внеплановой проверкой трудовой инспекции. Для назначения такого вида проверки нужны определенные основания, в противном случае она будет незаконной.

В каких случаях возможна внеплановая проверка

Внеплановые проверки государственной инспекции труда законно могут проводиться только при наличии какого-либо из следующих оснований:

  1. Окончание выданного ранее госинспекцией предписания, в соответствии с которым работодателю был установлен срок для устранения нарушения. Такое предписание может быть выдано как в результате ранее проведенной плановой проверки, так и внеплановой, проведенной ранее по другому основанию. Подробнее об этом акте трудовой инспекции читайте в статье «Предписания государственных инспекторов труда» .
  2. Издание распоряжения руководителя ГИТ о проведении проверки. Такое распоряжение или приказ могут быть, в свою очередь, вынесены при наличии соответствующего поручения Правительства РФ или Президента РФ. Также распоряжение выносится по требованию прокурора, осуществляющего надзор.
  3. Поступление в ГИТ от работника заявления, в соответствии с которым тот просит проверить условия его работы, соответствие требований охраны труда нормам законодательства, а также обеспечение работодателем иных прав, предусмотренных ст. 219 ТК РФ.

Другие основания для внеплановой проверки

Помимо перечисленных выше причин для неожиданного визита госинспектора труда, основания для внеплановой проверки трудовой инспекции могут быть следующими:

  1. Поступление в госинспекцию труда жалобы работника, из которой следует, что работодатель нарушает его трудовые права.
  2. Получение инспекцией информации о том, что работодатель не заключает трудовые договоры либо заключает, но с нарушениями норм ТК РФ.
  3. Информирование ГИТ о том, что конкретный работодатель не выплачивает зарплату работникам (в том числе частично или меньше установленного минимума) или не выполняет нормы трудового права, в том числе создает опасность для жизни и здоровья работников. Источником информации при этом могут служить не только обращения граждан или юрлиц, поступившие в инспекцию, но и сведения, направленные из других госструктур, органов, а также полученные из СМИ.

Названные в настоящем разделе основания отличны от предыдущих тем, что госинспектору запрещено уведомлять проверяемое лицо о назначении и проведении выездной проверки. Этот нюанс является ответом на вопрос некоторых работодателей о том, почему их заранее не предупредили о процедуре.

Последние 2 основания, помимо этого, не требуют обязательного согласования с органами прокуратуры — достаточно их извещения. Выезд госинспектора при поступлении соответствующей информации должен быть произведен незамедлительно, однако сначала должен быть издан соответствующий приказ руководителя ГИТ.

Общие положения о проверке по жалобе работника

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может проводиться как без выезда, так и с выездом на место исполнения трудовых обязанностей или иное место, где находятся необходимые госинспектору документы, в том числе на место нахождения исполнительного органа (см. решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 29.09.2011).

В любом случае выезд необходим, если инспектор удаленно не может:

  • удостовериться в том, что представленные ему проверяемым лицом документы содержат полную информацию и не являются недостоверными;
  • провести оценку деятельности проверяемого лица требованиям закона без личного посещения работодателя (см. ст. 12 закона № 294).

Ст. 358 ТК РФ предусмотрена обязанность госинспектора сохранять в тайне сведения о личности подателя жалобы и не разглашать их работодателю даже после ухода со службы в ГИТ.

Проведение проверки по жалобе работника должно быть в обязательном порядке согласовано с органами прокуратуры, за исключением указанных выше случаев, предусмотренных ч. 8 ст. 360 ТК РФ. Решение об этом принимается в течение 1 рабочего дня. Условия и порядок такого согласования, а также обстоятельства, при которых согласование недопустимо, указаны в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93.

Стоит принять во внимание, что жалоба работника не может быть отозвана, так как данная процедура не предусмотрена законодательством. Даже в случае получения заявления об этом ГИТ обязана будет рассмотреть жалобу по существу.

Возможность проверки по анонимному обращению

Не может быть назначена и проведена проверка по анонимной жалобе. При наличии сомнений госинспектор должен проверить авторство жалобы, если оно не подтвердится — это основание для отказа в ее рассмотрении. Жалобы, переданные ГИТ посредством интернет-ресурсов, могут быть рассмотрены, если такие ресурсы предусматривают авторизацию и идентификацию пользователя и тот ее прошел.

В случае если проверка госинспекции труда инициирована по заявлению лица, не являющегося и никогда не являвшегося работником организации, на которую подана жалоба, а также если его жалоба не связана с защитой его трудовых прав или сообщением о нарушениях трудового законодательства, то такая проверка будет считаться незаконной, а привлечение к ответственности по ее результатам будет невозможно, поскольку такая незаконная процедура не может быть положена в основу вины (см. решение Уссурийского районного суда от 27.09.2017 по делу № 12-147/2017).

Документарная проверка

Особенность данного вида проверки состоит в том, что она осуществляется госинспекторами на своем рабочем месте. В первую очередь они проверяют документы работодателя, которые имеют в своем распоряжении, например акты проверок, проведенных ранее, их результаты, протоколы о привлечении к ответственности и т. п.

Внеплановая документарная проверка трудовой инспекции предполагает получение и иных документов, находящихся у работодателя. В случае такой необходимости:

  1. Инспектор запрашивает в письменной форме у работодателя нужные ему документы (к запросу должно прилагаться распоряжение о назначении документарной проверки).
  2. После получения запроса работодатель должен подготовить и направить в ГИТ требуемые документы (на это ему предоставляется 10 дней).
  3. В случае выявления каких-либо ошибок и несоответствий инспектор может потребовать от компании или ИП-работодателя представления письменных пояснений (на это также дается 10-дневный срок).

Для подтверждения обоснованности своих письменных пояснений работодатель может подкрепить их документами.

ВАЖНО! Документарная проверка может перейти в выездную, если госинспекторы обнаружат нарушения требований трудового законодательства.

ГИТ при проведении этого вида проверки может запрашивать у проверяемого лица только те документы, которые относятся к ее предмету. Если же документарная проверка окончилась назначением выездной, то в ходе последней госслужащие не вправе вновь требовать представления документов, которые ими уже запрашивались.

Выездная проверка

Этот способ проверки работодателя на предмет исполнения норм трудового законодательства осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ст. 12 закона № 294. Внеплановая выездная проверка трудовой инспекции осуществляется в следующем порядке:

  1. Выезд на место проверки — по месту расположения (регистрации) работодателя или месту, где он ведет деятельность.
  2. Предъявление руководству работодателя служебного удостоверения, приказа руководства ГИТ о назначении проверки.
  3. Ознакомление руководства проверяемого лица с целями, задачами, основаниями проводимой процедуры.
  4. Ознакомление с мерами, которые планирует принять госинспектор, сроками и условиями проведения проверки (см. Административный регламент, утвержденный приказом Минтруда и соцзащиты от 30.10.2012 № 354н).
  5. Запрос документов и их незамедлительное представление. Этим обстоятельством выездная проверка отличается от документарной, при которой документы могут готовиться 10 дней.
  6. Окончание проверки, оформление ее результатов (составление акта, выдача предписания, привлечение к ответственности).

Выездная проверка не может проводиться без руководителя организации. В том случае, если при выезде выяснился факт отсутствия директора, ИП или другого уполномоченного ими лица, госинспекторы составляют акт о невозможности проведения проверки. После этого в течение 3 месяцев ГИТ может назначить новую проверку, не предупреждая об этом работодателя.

Сроки проверки

Период проведения внеплановой проверки трудовой инспекции не может длиться больше 20 рабочих дней (п. 1 ст. 13 закона № 294). Если инспектору необходимо запросить какие-либо документы у других госорганов, он вправе ходатайствовать перед своим руководством о приостановлении проведения процедуры. Руководство, в свою очередь, вправе приостановить ее на 10 рабочих дней. Законодательством разрешено приостанавливать проведение проверки только единожды.

ВАЖНО! В случае если ГИТ вынесено решение о приостановлении проверки до получения определенных документов, в этот период должна быть приостановлена любая деятельность госинспектора на проверяемом предприятии (п. 2.2 ст. 13 закона № 294).

Срок проверки может быть продлен руководителем ГИТ максимум еще на 20 дней при наличии веских оснований. Если проверяемое лицо — малое или микропредприятие, то срок продляется только на 50 и 15 часов соответственно.

Несмотря на то, что законом четко определен срок, в течение которого может осуществляться внеплановая проверка деятельности юридического лица или предпринимателя, следует иметь в виду, что количество таких проверок не ограничено и зависит от возникновения оснований для их проведения. Эта особенность также отличает внеплановую проверку ГИТ от плановой, в рамках которой госинспекторы могут проверять работодателя не чаще 1 раза в 3 года (за некоторыми изъятиями, установленными Правительством РФ).

Реестр внеплановых проверок на 2018 - 2019 год

Плановые и внеплановые проверки вне зависимости от того, кем они инициированы и проводятся, подлежат занесению в специальный Единый реестр проверок (плановые вносятся заранее, внеплановые — в течение 3 рабочих дней с момента решения о проверке). Правила и порядок ведения этой государственной информационной системы установлены постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415.

Часть информации, вносимой в данный реестр, размещается в открытом доступе. Так, общедоступными, согласно п. 3 ст. 13.3 закона № 294, признаются следующие сведения:

  1. Номер проверки.
  2. Сведения, указанные в приказе о проведении проверки.
  3. Сведения, содержащиеся в акте проверки.
  4. Результаты мероприятия, в том числе обнаруженные нарушения.
  5. Информация о принятых мерах (выданных предписаниях, привлечении к ответственности и др.).

На остальные сведения, не подпадающие под названные категории, распространяются требования об охраняемой законом тайне.

Внеплановые проверки, проводимые при выдаче юрлицам лицензии или иного разрешения (согласования), если осуществление проверки предусмотрено правилами выдачи спецразрешения, в указанный реестр не включаются (п. 1 ст. 13.3 в редакции закона «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 613-ФЗ).

Внеплановая проверка трудовой инспекции - в каких случаях она проводится и каким способом, каков ее срок и др., рассмотрено в настоящей статье только в общих чертах. На практике такие проверки по большей части заканчиваются привлечением работодателя к ответственности, особенно если они инициированы по жалобе работника, являющегося по негласному правилу слабой стороной в трудовых отношениях, а потому более защищаемой государством.