Система федеральных государственных органов в рф. Система органов государственной власти в рф

Понятие государственного органа . Российская Федерация является государством с Республиканской формой правления. Это означает, что в России все высшие органы государственной власти избираются населением либо формируются избранными народом представительными органами.

Под государственными органами понимаются физические лица или организации, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в управлении делами государства. Государственные органы образуются и действуют на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих компетенцию данных органов. Под компетенцией государственного органа понимается объем и перечень государственно-властных полномочий и юридических обязанностей, закрепленных за этим органом, а также перечень вопросов, по которым данный орган имеет право самостоятельно принимать властные решения. Совокупность органов государства составляет систему органов государственной власти в Российской Федерации (виды государственных органов представлены на рис. 2).

Государственные органы подразделяются:

а) по порядку формирования на первичные, избираемые непосредственно населением, и производные, которые формируются первичными;

б) по срокам полномочий – на временные и постоянные . Временные органы создаются для достижения краткосрочных целей, тогда как постоянные функционируют без ограничения срока;

в) по месту в иерархии – на федеральные органы, органы субъектов федерации или региональные и местные или муниципальные органы;

г) по правовым формам деятельности – на правотворческие (парламенты), правоприменительные (правительства) и правоохранительные (суды, органы внутренних дел);

д) по характеру принятия решений – на коллегиальные и единоначальные ;

е) в соответствии с принципом разделения властей различают законодательные, исполнительные и судебные органы.

Президент РФ. Ведущее место в системе государственных органов России занимает Президент РФ, который избирается гражданами Российской Федерации сроком на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, проживающий постоянно на территории России не менее 10 лет. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу народу.



Согласно Конституции РФ, Президент РФ является главой государства. Глава государства – это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства. Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти и призван обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов в стране.

Президент РФ – гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. С этой целью он наделен необходимыми полномочиями по защите Конституции, конституционных прав и свобод, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, включая введение в стране военного или чрезвычайного положения.

В компетенцию Президента входит формирование Правительства РФ. С согласия Государственной Думы РФ он назначает главу Правительства Российской Федерации, по своему усмотрению принимает решение об отставке Правительства.

Президент РФ участвует в законодательном процессе: ему принадлежит право законодательной инициативы, он подписывает и обнародует принятые Федеральным Собранием РФ законы.

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики российского государства; как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Основные полномочия Президента РФ представлены на рис. 3.



Конституция РФ наделяет Президента РФ правом решать вопросы гражданства РФ. Президент РФ принимает решения о приеме в гражданство иностранцев, лиц без гражданства, дает разрешение иметь двойное гражданство, на выход из гражданства РФ, отменяет решение о приеме в гражданство, а также предоставляет почетное гражданство РФ. В качестве главы государства

Президент РФ награждает граждан Российской Федерации государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что против него нельзя возбудить уголовное дело, привлечь его к административной ответственности, принудительно доставить в суд, заключить под стражу, подвергнуть обыску и личному досмотру. Вместе с тем, неприкосновенность Президента РФ не означает отсутствия у него всякой ответственности. В случае совершения им тяжкого преступления (например, государственной измены) Президент РФ может быть отрешен от должности и, как следствие этого, лишен неприкосновенности. Процедура отрешения Президента РФ от должности называется импичментом .

Президент РФ может прекратить исполнение своих полномочий в связи с истечением срока, на который он был избран, а также подать в отставку. Отставка – это добровольное сложение Президентом РФ своих полномочий. Она может быть вызвана различными причинами как субъективного, так и объективного характера. Решение об отставке принимается самим Президентом.

В отличие от отставки, являющейся добровольным актом Президента РФ, сложение полномочий по состоянию здоровья происходит в результате независящих от воли Президента РФ обстоятельств. В этом случае должна создаваться независимая медицинская комиссия, заключение которой будет являться основанием для досрочного прекращения полномочий главы государства.

Рис. 2. Структура и порядок формирования органов

государственной власти в РФ

Рис. 3. Основные полномочия президента РФ

Осуществляя свои полномочия, Президент РФ издает специальные акты – указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

Федеральное Собрание РФ. Законодательная власть в Российской Федерации принадлежит двухпалатному парламенту – Федеральному Собранию РФ. Законодательная власть – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере. Законодательная власть – это власть представительная. В ходе процедуры выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть. В различных государствах законодательные органы называются по-разному: в США – Конгресс, в Великобритании – Парламент, во Франции –Национальное собрание. Исторически первым законодательным органом являлся английский Парламент (от фр. parler – говорить), поэтому часто любой законодательный орган называют парламентом.

Современный российский парламент – Федеральное Собрание РФ – был учрежден Конституцией РФ 1993 г. Согласно Конституции, Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Верхняя палата российского парламента называется Совет Федерации и формируется субъектами РФ. В состав Совета Федерации входят по два представителя: один от законодательной и один исполнительной власти каждого субъекта РФ. Нижняя палата – Государственная Дума – избирается гражданами Российской Федерации путем прямых всеобщих выборов сроком на четыре года и состоит из 450 депутатов.

Основной функцией палат Федерального Собрания является принятие законов. Конституция РФ предусматривает возможность принятия законов двух видов: федеральных и федеральных конституционных.

Законодательный процесс начинается в Государственной Думе (см. рис. 4). Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Далее принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Законодательный процесс в Российской Федерации.

Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало больше половины от общего числа членов этой палаты или если в течение 14 дней закон не был рассмотрен Советом Федерации. Однако законы, принятые Государственной Думой,

Рис. 4 Законодательные процесс РФ

подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации, если они касаются вопросов: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; защиты государственной границы РФ; войны и мира.

Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ. Он в течение 14 дней подписывает и обнародует закон. Однако в тот же срок Президент РФ может наложить veto, т. е. отклонить закон. Тогда Государственная Дума и Совет Федерации снова рассматривают данный закон. В этом случае для одобрения закона требуется не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Если закон принят, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы принимаются по наиболее важным вопросам, например о референдуме, о Правительстве РФ, о судебной системе, о Конституционном Суде РФ, о порядке введения военного положения и др. Для принятия этого закона требуется не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации и 2/3 голосов депутатов Государственной Думы.Конституция РФ не допускает досрочного прекращения полномочий Совета Федерации. Что касается Государственной Думы, то она может быть до окончания срока своих полномочий распущена Президентом РФ в следующих случаях:

1) если она трехкратно отклонит кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ, представленные Президентом РФ на согласование перед назначением (ст. 111 Конституции);

2) если она по своей инициативе выразила недоверие Правительству РФ. В этом случае Президент РФ может либо отправить в отставку Правительство, либо не согласиться с решением Государственной Думы. Однако если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ должен либо объявить об отставке Правительства, либо распустить Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции);

3) Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума откажет Правительству в доверии, Президент РФ в течение семи дней должен или отправить Правительство в отставку, или распустить Государственную Думу (ч.4 ст. 117 Конституции).

Правительство РФ. Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ, возглавляемое Председателем и состоящее из федеральных министров. Исполнительная власть – это вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов. Помимо Правительства РФ в систему федеральных органов исполнительной власти также входят федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные агентства.

Членов Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности Президент РФ. Он может в любое время отправить Правительство РФ в отставку.

Правительство РФ является органом, отвечающим за текущее осуществление политики государства на всех направлениях. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ:

· разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет об исполнении федерального бюджета;

· обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

· осуществляет управление федеральной собственностью;

· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

· осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

По вопросам своей деятельности Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.

Федеральные органы исполнительной власти. Правительство РФ является высшим органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим общее управление в различных сферах жизни общества. Непосредственное руководство отдельными отраслями находится в ведении различных министерств и ведомств, подчиняющихся Правительству РФ и Президенту РФ и образующих вместе с ним систему федеральных органов исполнительной власти. В систему федеральных органов исполнительной власти входят: федеральные министерства, федеральные агентства, федеральные службы и государственные комитеты, а также их территориальные структуры.

Министерство РФ – это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и нормативно–правовое регулирование в установленной сфере деятельности.

Федеральное министерство на основании и во исполнении Конституции РФ, федерального законодательства, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет праве регулирования в установленной сферы деятельности. Федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом кроме случаев, установленных указами Президента или Постановлением Правительства РФ.

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его введении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральное служба – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор и контроль за деятельностью в установленной сфере, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственных границ РФ, борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) или коллегиальный орган.

Федеральное агентство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) или коллегиальный орган.

Федеральные службы и агентства в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнении законодательства и нормативных актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности служб и агентств. Федеральные службы и агентства могут быть подведомственны Президенту РФ или находиться в введении Правительства РФ.

Назначение на должность и смещение с должности руководителей этих ведомств осуществляется Правительством РФ, кроме тех из них, которые непосредственно подчинены Президенту РФ (ФАПСИ, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны и др.).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации . Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» от 6 октября 1999 г. устанавливает, что систему органов государственной власти субъекта Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти; высший исполнительный орган государственной власти; иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) данного субъекта. Кроме того, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть определено ее высшее должностное лицо. Соответственно в такую систему входят: президент республики (глава государства, глава республики) или губернатор края, области (в отдельных республиках нет единоличного главы государства); законодательный (представительный) орган, правительство (кабинет, администрация), также и судебные органы, представленные судьями.

Законодательные органы субъектов Федерации отличаются друг от друга наименованием – Государственное собрание, Законодательное собрание, парламент, областное собрание, краевые, областные думы и др. Есть и нетипичные названия законодательных (представительных) органов. Так, в Амурской области указанный орган именуется областным Собранием, в Архангельской, Липецкой, Псковской областях – областным Собранием депутатов, в Астраханской области – областное Представительное собрание, в Новосибирской области – областной Совет депутатов. Такие органы отличаются структурой (наряду с однопалатными в ряде субъектов созданы двухпалатные парламенты), численностью депутатов Так, парламент Ингушетии состоит из 27 депутатов, а парламент Татарстана – из 250 депутатов. Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа одного созыва также устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации, однако в соответствии с упомянутым выше Федеральным законом не может превышать пяти лет. Общими для всех этих органов являются осуществляемые ими функции (законодательная, контрольная, финансовая), круг их полномочий.

Систему органов исполнительной власти в республиках возглавляют правительство (правительства учреждены также в Ленинградской области, в Ставропольском крае, в Москве, в некоторых областях), в иных субъектах – администрация. Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом его исторических, национальных и иных традиций. В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения России и субъектов Федерации органы исполнительной власти (федеральные и субъектов Федерации) образуют единую систему исполнительной власти в стране.

Высшее должностное лицо территориальных субъекта. Российской Федерации (руководитель его высшего исполнительного органа государственной власти) назначаются Президентом РФ по согласованию с региональным парламентом. Наименование должности этого лица устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта.

Местное самоуправление в Российской Федерации . Местное самоуправление есть самостоятельная инициативная деятельность территориальных (местных) сообществ по решению вопросов их жизнедеятельности. Это такая самоорганизация населения (местного сообщества), которая, исключая управление «сверху», позволяет гражданам в границах муниципального образования непосредственно либо через создаваемые ими органы обеспечить самостоятельное решение вопросов местного характера, владение, пользование и распределение муниципальной собственности исходя из интересов населения. Местное самоуправление базируется на таких конституционных принципах, как гарантированность, самостоятельность (в пределах вопросов местного значения); многообразие организационных форм; обособленность от системы органов государственной власти; ответственность муниципальных органов перед населением; выборность; открытость, гласность; государственная поддержка местного самоуправления и др.

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление:

1) обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении местных вопросов;

2) обеспечивает социально-экономическое развитие соответствующей территории;

3) управляет муниципальной собственностью;

4) обеспечивает потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других полезно важных услугах;

5) осуществляет защиту интересов и прав местного самоуправления;

6) охраняет общественный порядок, peaлизует законы, поддерживает правопорядок на территории муниципального образования. Охрана общественного порядка – одна из самых важных функций местного самоуправления. Она включает деятельность по обеспечению спокойствия в общественных местах, недопущение и пресечение хулиганства, привлечение к административной ответственности лиц, нарушающих порядок в общественных местах, во время уличных шествий и демонстраций, массовых гуляний, спортивных соревнований и т.д. Законодательство наделяет органы местного самоуправления (районные, городские) правом принимать решения (устанавливать правила) о соблюдении общественного порядка и устанавливать административную ответственность за их нарушение (при условии, что эти вопросы не урегулированы региональными и федеральными актами). Профессиональную деятельность по охране общественного порядка на территории муниципальных образований осуществляет милиция общественной безопасности (местная милиция). В соответствии с Конституций РФ систему органов местного самоуправления образует совокупность негосударственных, имеющих статус самостоятельных представительных и исполнительных органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления (в зарубежных странах выборные органы в системе местного самоуправления именуются муниципалитетами). В числе таких органов закон называет представительные и исполнительные органы власти, а также главу местного самоуправления.

Права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления . В Конституции РФ права и свободы человека определены как непосредственно действующие, предоставляющие гражданам возможность защиты их всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таких конституционно-правовых способов защиты прав и свобод граждан является их право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Различают несколько видов обращения граждан:

а) предложения – обращения граждан, направленные на улучшение деятельности государственных органов, совершенствование социально-экономических отношений и государственного строительства в России;

б) заявления – обращения граждан по поводу реализации принадлежащих им прав и законных интересов граждан;

в) ходатайства – обращения граждан с просьбой о признании за ними определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих;

г) жалобы – обращения с требованием о восстановлении прав и законных интересов граждан, нарушенных действиями государственных органов, должностных лиц (т. е. лиц, занимающих должность в государственном органе или негосударственной организации), владельцами различных форм собственности и общественными организациями.

В Российской Федерации существует определенный порядок, регламентирующий возможность обращения граждан в государственные органы с предложениями, заявлениями и жалобами. Письменное обращение гражданина должно быть им подписано, с указанием фамилии, имени и отчества, и содержать данные о месте жительства, работы или учебы лица, подающего данное обращение. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и не подлежит рассмотрению.

Для всех видов обращений устанавливаются предельные сроки их рассмотрения: до одного месяца со дня их поступления в соответствующий орган власти и регистрации; в сокращенные сроки – не позднее 15 дней – рассматриваются обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки изложенных в них фактов и обстоятельств. По решению руководителей органов власти допускается продление сроков разрешения дел в связи с обращениями граждан, но не более чем на один месяц. При этом общий срок рассмотрения обращения не может превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда материалы, необходимые для решения и ответа автору, рассматриваются в суде. В таких случаях срок обращения продлевается на весь период судебного разбирательства. О результатах обращения гражданину направляется сообщение в течение 10 дней с момента принятия по нему соответствующего решения.

Граждане имеют право обжаловать неудовлетворяющее их решение. Жалоба подается в те вышестоящие в порядке подчиненности органы государственной власти или на имя тех должностных лиц, в непосредственном подчинении которых находятся органы власти и должностные лица, чьи решения, а также неправомерные действия (бездействие) обжалуются. Пересылать жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на которых она подана, запрещается.

Жалоба может быть подана не позднее трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, и не позднее одного месяца со дня получения письменного или устного уведомления органа власти или должностного лица об отказе в удовлетворении требований, содержащихся в обращении. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть продлен по решению органа власти или должностного лица при предоставлении жалобщиком подтверждающих документов.

Подача гражданином обращения, в котором содержатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, влечет за собой уголовную ответственность.

Действия или бездействие органов государственной власти и должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений могут быть также обжалованы в судебном порядке.

Органы судебной власти . Судебная власть – это независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.

Судебную власть в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и система федеральных судов общей юрисдикции (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды), Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и система федеральных арбитражных судов (арбитражные суды округов и арбитражные суды в субъектах Федерации).

Вопросы для самоконтроля

Какие функции выполняет основной закон государства? Дайте определение понятия «конституция».

Какая структура свойственна действующей Конституции РФ?

Что понимается конституционным строем?

Что означает демократический характер Российского государства по Конституции РФ?

Какие основные принципы (признаки) характерны для правового государства?

Какие исключительные полномочия относятся к вопросам введения Федерации согласно ст. 71 Конституции РФ?

Какие вопросы совместного ведения Федерации и ее субъектов определенны в ст. 72 Конституции РФ?

Какие формы собственности признаются и защищаются в России?

При каких условиях допускается двойное гражданство в РФ?

Какими правами дожжен обладать каждый человек на Земле?

Какие политические права и свободы, закреплены в ст. 29-33 Конституции РФ?

Какие граждане России не имеют права избирать и быть избранными?

Какие сроки полномочий установлены для выборных государственных органов и должностных лиц в РФ?

Какие социальные, экономические и культурные права и свободы человека и гражданина закреплены в ст. 34-44 Конституции РФ?

Какие механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина предусмотрены в РФ?

Какие задачи решает омбудсмен в РФ?

Какие виды органов осуществляют судебную власть в РФ?

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей, согласно которому государственные органы подразделяются на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
К государственным органам отнесен также Президент РФ, который занимает особое место в системе разделения властей. Являясь главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ тесно взаимодействует с ними, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент РФ обладает конституционными полномочиями, позволяющими ему участвовать в осуществлении законодательной власти, в формировании и определении деятельности органов исполнительной власти, в формировании органов судебной власти (например, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ).
Частью 1 ст. 11 Конституции РФ предусмотрены следующие органы государственной власти:
1)двухпалатный парламент – Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной думы,– являющийся представительным и законодательным органом РФ;
2)Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть в РФ;
3)суды РФ, осуществляющие судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Также к государственным органам России относится Прокуратура РФ, представляющая собой единую федеральную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и законов, действующих на территории России.
Для осуществления государственной власти на территории конкретного субъекта Федерации субъектами образуются собственные органы государственной власти. Конституция РФ гарантирует самостоятельность субъектов РФ в определении ими своей системы органов государственной власти, которая не должна противоречить основам конституционного строя РФ, а также общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом.
Каждый субъект РФ образует законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти, а также формирует свои судебные органы власти, к которым относятся конституционный (уставный) суд и мировые судьи.
Субъекты РФ вправе в соответствии со своей конституцией (уставом) образовывать и иные органы государственной власти.
Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Еще по теме 17.Система органов государственной власти России:

  1. § 2. Система органов государственной власти, призванных разрешать противоречия между федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации
  2. § 3. Полномочия органов государственной власти по обеспечению военной безопасности государства
  3. ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ
  4. § 2. Формы и методы воздействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на предпринимательство
  5. §5. Основы организации органов государственной власти и местного самоуправления
  6. 4.6. Система органов государственной власти в Российской Федерации
  7. Глава 19. Формирование новой системы органов государственной власти и самоуправления в Республике Башкортостан

Система органов власти в РФ функционирует на базе принципов, которые могут иметь как признаки схожести с зарубежными моделями, так и обуславливать обособленность российской концепции организации политического управления. Какова специфика деятельности государственной власти в нашей стране? Каковы основные принципы взаимодействия федеральных и региональных политических институтов?

Определение системы

Что такое система органов государственной власти? В соответствии с распространенным определением, под ней следует понимать совокупность властных структур, посредством которых политические институты осуществляют свои ключевые функции: издание и исполнение законов, ведение внешней и внутренней политики, развитие экономики. Если говорить о демократических режимах, то система органов государственной власти функционирует благодаря механизмам, в рамках которых осуществляется смена и обновление соответствующих политических структур, таких как, например, плюралистическая партийная модель или же альтернативность выборов в рамках нескольких кандидатур.

Особенности российской системы

Система органов государственной власти в РФ функционирует на основе ряда принципов, которые в некоторых аспектах обобщают ее с зарубежными образцами, но в то же время обуславливают также и заметную ее обособленность. В числе принципов, общих между российской и западными политическими системами - разделение властей. Дело в том, что органы, осуществляющие государственную власть в демократических режимах, подразделяются на те, что отражают законотворческий аспект деятельности, те, что функционируют в качестве исполнительных, а также те, что выполняют судебные функции.

Среди специфических для РФ принципов деятельности структур политического управления некоторые эксперты выделяют единство системы власти. Дело в том, что во многих других государствах функции и полномочия органов государственной власти на уровне политического центра могут осуществляться на основе алгоритмов, значительно отличающихся от тех, что свойственны, к примеру, процессам на уровне субъектов (штатов, земель).

В России схемы организации власти на всех уровнях в целом очень схожи. Вместе с тем стоит отметить, что, согласно Конституции страны, местное самоуправление в РФ отделено от государственного. Эта схема также реализована и во многих других странах, где муниципалитеты функционируют в достаточной мере независимо от столичных политических институтов. Но местные органы государственной власти так или иначе подотчетны центру. С муниципальными структурами они взаимодействуют, как правило, в рамках критериев, обуславливающих разграничение полномочий.

Классификация органов власти

Рассмотрим то, каковы критерии классификации политических структур, в рамках которых в РФ функционирует система государственного управления. Так, выделяются, в частности, выборные органы государственной власти Российской Федерации (это Госдума, Президент, законодательные органы в регионах), а также те, которые формируются на основе принципов, заложенных в законодательстве о государственной службе, трудовом праве.

Другое основание для классификации органов власти - природа нормативной основы. Так, есть структуры, которые учреждаются на уровне Конституции РФ и регионов (или же, если речь идет об областях, базируются на Уставах), а есть те, что формируются в силу закона (например, это избирательные комиссии), в силу актов Президента России или постановлений Правительства, а также иных источников права на уровне распоряжений министерств.

По составу органы государственной власти Российской Федерации бывают единоличными - в лице Президента или глав регионов, а также коллективными (исполнительные органы). В зависимости от уровня политического процесса выделяются федеральные структуры или же соответствующие институты на уровне субъектов РФ. Касательно органов первого типа: это Президент, Федеральное собрание (которое состоит из двух разноуровневых палат, верхней - Совета Федерации и нижней - Госдумы), Правительство, а также высшие судебные органы.

На уровне субъектов система органов государственной власти определяется, согласно законодательству, самостоятельно, но при обязательном соответствии тем правовым нормам, которые предусмотрены Конституцией России. В регионах РФ есть, таким образом, законодательная, дополняющая ее исполнительная, а также судебная власть, структура которых в целом схожа с моделью, принятой центром. Рассмотрим, каковы особенности российской модели разделения властей.

Законодательные органы

Система органов государственной власти в России, если говорить о ее законодательной ветви, представлена следующими ключевыми структурами:

  • Федеральное собрание;
  • законодательные, народные, областные государственные собрания (парламенты) в субъектах РФ.

Основная специфика данных органов в том, что их (полностью или в рамках какой-либо палаты) во всех случаях избирает население конкретного региона или страны в целом. Исключение - высший орган государственной власти в рассматриваемой ее ветви, т. е. Федеральное Собрание.

Народом избирается состав только нижней ее палаты - Госдумы. Верхняя, Совет Федераций, формируется по принципу назначения деятелей на соответствующую должность. Можно отметить, что принимающие законы органы государственной власти субъектов федерации прямо не подотчетны Федеральному Собранию. Это, как отмечают аналитики, во многом является следствием их выборной природы. Те правовые акты, которые принимаются в регионах, должны в первую очередь соответствовать локальным интересам населения.

Исполнительные структуры

Система государственных органов исполнительной власти в России также представлена на нескольких уровнях. На федеральном - это Правительство РФ, на региональном - президенты и главы субъектов РФ, локальные правительства, министерства.

При этом все исполнительные структуры в регионах подотчетны центру. И в этом их отличие, к примеру, от законодательной ветви власти, в которой парламенты субъектов РФ не находятся в прямой зависимости от Федерального Собрания. Место и роль Президента РФ в соотношении с функциями исполнительных органов - предмет частых дискуссий. Чуть позже мы рассмотрим соответствующий аспект.

Судебная власть в РФ

Данная ветвь власти в РФ включает суды, представленные в рамках следующих видов учреждений:

  • Конституционный Суд России;
  • Верховный и иные федеральные суды;
  • органы в субъектах.

В совокупности все структуры в рамках соответствующей ветви власти формируют судебную систему России.

Органы власти вне системы?

Некоторые эксперты отмечают, что система органов государственной власти в РФ на федеральном уровне включает в себя структуры, которые достаточно сложно соотнести с другими в аспекте подчиненности или разграничения полномочий. Так, например, Прокуратура России рассматривается многими аналитиками как независимый орган власти. Схожая оценка присутствует и в отношении Центробанка РФ. Хотя в обоих случаях распространенная точка зрения находит возражения в экспертной среде.

Некоторые аналитики считают, что система органов государственной власти РФ должна быть реформирована таким образом, чтобы ни одна из политических структур не была вне юрисдикции трех основных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Также можно отметить, что система органов государственной власти РФ включает структуры, которые призваны выполнять вспомогательные или же, например, совещательные функции, дополняющие деятельность основных политических структур. К ним относятся, в частности, Администрация Президента и Совет Безопасности РФ.

Полномочия Президента РФ

Соотношение полномочий главы государства и Правительства РФ - частый повод для дискуссий. Многие эксперты считают, что Президент РФ - не просто высший орган государственной власти, но и фактический руководитель исполнительной ветви, а также всей системы политического управления государства. И это несмотря на то, что его полномочия в достаточной степени ограничены Конституцией. Таким образом, если следовать этой точке зрения, федеральные органы государственной власти, относимые к исполнительным, представлены сразу несколькими субъектами управления - Президентом и Правительством.

В соответствии с Конституцией РФ, глава государства призван осуществлять общее руководство в отношении Правительства. Вместе с тем схожие полномочия есть у Премьер-Министра РФ, возглавляющего соответствующую исполнительную структуру. Говоря, таким образом, о принципе единства в системе государственной власти России, некоторые эксперты склонны понимать это явление как выраженную вертикальную субординацию, в данном случае наблюдаемую при взаимодействии Президента РФ и Правительства страны. Распространена и такая точка зрения, что глава российского государства не входит ни в одну из трех ветвей власти. Это обусловлено, полагают эксперты, спецификой его полномочий, определенных на уровне различных правовых актов.

Президент РФ - источник власти, как считают многие аналитики, предполагающий подотчетность ему большинства других структур политического управления. И потому от того, насколько эффективно ведет свою работу глава государства, зависит качество функционирования всей системы власти. Рассмотрим специфику полномочий Президента РФ подробнее.

Специфика деятельности Президента РФ

Согласно распространенной точке зрения, основывающейся на положениях Конституции РФ и иных законов, основная политическая роль Президента России - в согласовании функций других органов государственной власти, которое позволяет эффективно работать всему механизму политического управления.

Каковы ключевые направления деятельности Президента РФ? Прежде всего глава государства непосредственным образом участвует в процессе, в рамках которого формируются федеральные органы государственной власти. Также Президент РФ - один из субъектов законотворческой инициативы. Многие законы, обсуждаемые в Федеральном Собрании, инициируются главой государства.

В числе важнейших полномочий Президента РФ - обеспечение эффективного функционирования исполнительных органов власти. Собственно, данный аспект деятельности главы государства дает повод многим экспертам считать, что Президент - это также субъект исполнительной ветви.

Значимая роль главы государства в аспекте функционирования политической системы в национальном масштабе, полагают аналитики, обусловлена другой важнейшей ролью Президента, которая прописана в законодательстве - обеспечением реализации полномочий федеральных органов на всей территории РФ.

В числе специфичных для главы государства полномочий - внешняя политика, а также решение ключевых вопросов национальной обороны. В этом смысле Президент РФ, как полагают многие эксперты - ключевая фигура в системе политической власти России.

Рассмотрим теперь примеры важнейших функций и полномочий главы государства РФ.

Функции и полномочия Президента РФ

В числе значимых функций, которые призван в силу закона выполнять Президент РФ - назначение выборов в нижнюю палату Федерального Собрания (по причине истечения полномочий депутатов или в силу роспуска Госдумы).

Другая важнейшая функция главы государства - подписывание федеральных законов. Ни один из актов соответствующего типа не вступит в силу, если глава государства не подпишет его. При этом Президент имеет право вето касательно федеральных законов.

Глава государства в России - один из ключевых субъектов бюджетного процесса. И это при несомненно высокой роли экономических структур в Правительстве. Президент РФ на практике может осуществлять соответствующий тип полномочий посредством издания бюджетных посланий в адрес компетентных органов власти.

Полномочия главы государства в России реализуются посредством учреждения ряда вспомогательных политических институтов. Таких как, например, Представительство Президента в Госдуме и Совете Федерации. Посредством данных структур деятельность органов государственной власти на уровне законотворческого процесса и работа главы российского государства могут осуществляться в рамках единых приоритетов в управлении страной.

Рассмотрим, в свою очередь, аспект, отражающий взаимодействие Президента и тех структур, которые традиционно принято относить к исполнительным. Как мы уже отметили выше, многие эксперты считают, что глава российского государства - субъект исполнительной ветви власти. Данный тезис аналитики считают возможным формулировать, исходя из следующих полномочий, которыми наделен Президент РФ:

  • Премьер-министр РФ, который возглавляет Правительство, назначается именно главой государства (однако при согласии Госдумы);
  • заместители Председателя Правительства, а также министры тоже назначаются Президентом (однако по предложению Премьер-министра);
  • Председатель Правительства обязан в течение недели после своего назначения представить именно главе государства предложение, отражающее структуру министерств;
  • Президент РФ вправе принимать решение, согласно которому Правительство может быть отправлено в отставку;
  • Глава государства вправе участвовать в заседаниях Правительства на правах председателя.

Также некоторые эксперты обращают внимание на формулировки в 115-й статье Конституции РФ. Там, в частности, сказано, что Президент РФ может отменять правовые акты, издаваемые Правительством, если они противоречат основному закону страны, федеральным источникам, а также указам главы государства.

Другой аспект влияния Президента РФ на структуры исполнительной власти прослеживается в вопросах обороны. Согласно Конституции РФ, глава государства также наделен полномочиями Главнокомандующего армии. То есть посредством указов Президент РФ может принимать решения в рамках компетенций, свойственных для Минобороны и иных органов, деятельность которых релевантна соответствующей группе вопросов.

То, как Президент РФ взаимодействует с законодательным и исполнительными органами, мы рассмотрели. Теперь же затронем аспект, касающийся соотношения полномочий главы российского государства и судебных структур. В отношении них Президент РФ вправе:

  • предоставлять Совету Федерации кандидатуры судей в КС РФ;
  • назначать судей ряда федеральных судебных структур, а также учреждений общей юрисдикции, арбитражей, военных инстанций (по представлению Председателя Верховного Суда;
  • издавать указы, в соответствии с которыми осуществляется материально-техническое обеспечение учреждений в рамках соответствующей ветви власти;
  • принимать решения о помиловании.

Таким образом, мы видим, что Президент РФ - субъект государственной власти, деятельности которого свойственна исключительно широкая группа полномочий.

Аспекты единства

В российской экспертной среде также присутствует дискуссия относительно того, что такое единство системы органов власти. Выше мы обозначили, что под этим явлением чаще всего подразумевается единообразие ключевых принципов организации политического управления, а также подотчетность многих региональных органов власти федеральным.

Основной предмет дискуссии в среде экспертов - разграничение полномочий между различными управленческими структурами. Несмотря на то что органы государственной власти местного самоуправления, согласно Конституции РФ, должны функционировать отдельно от государственных, на практике встречаются случаи, когда ключевые решения на уровне политических процессов в муниципалитетах принимают именно государственные исполнительные органы (которые, в свою очередь, подотчетны федеральным).

Орган государственной власти (государственный ор­ган) - это часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установ­ленном им порядке.

Законодательная власть в РФ

Федеральное собрание - это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представи­тельный и законодательный орган.

Палаты Федерального собрания

Государственная Дума

(нижняя палата)

Совет Федерации

(верхняя палата)

Особенности формирования

Состоит из 450 депутатов, избирае­мых всем населением страны сро­ком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достиг­ший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Согласно федеральному закону от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избирались все 450 депутатов. Избрание происходило пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

24 февраля 2014 года вступил в силу федеральный закон от 22 февраля 2014 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому выборы депутатов Государственной думы созывов, избираемых после его вступления в силу, будут проводиться по смешанной системе: 225 депутатов Государственной думы будут избираться по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), а другие 225 депутатов - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.

В него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один пред­ставитель от законодательного и один - от исполнительного органа власти, а также «представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Общее число членов Совета Федерации составляет 170 (исходя из 85 субъектов РФ).

Предмет ведения

1) Обсуждение и принятие законов.

2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.

3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.

4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.

5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.

6) Выражение согласия Президен­ту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

7) Решение вопроса о доверии (не­доверии) Правительству РФ.

8) Назначение на должность и осво­бождение от должности:

1) Председателя Центрального банка РФ;

2) Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor - слушатель - бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий);

3) Уполномоченного по правам че­ловека в РФ.

9) Объявление амнистии.

10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

6) Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

7) Утверждение указов Президен­та РФ о введении военного и чрез­вычайного положения.

8) Решение вопроса о возможности использовать Вооруженные силы РФ за пределами территории России.

9) Назначение выборов Президен­та РФ.

10) Отрешение Президента РФ от должности.

11) Назначение на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ.

12) Назначение на должность и осво­бождение от должности:

    Генерального прокурора РФ;

    заместителя Председателя Счёт­ной палаты и половины состава - её аудиторов;

    части членов Центральной изби­рательной комиссии.

Исполнительная власть в РФ

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ - это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Полномочия Правительства РФ

Средства осуществления

    Разработка и представление Фе­деральному собранию федерального бюджета и обеспечение его испол­нения; предоставление Государ­ственной Думе отчёта об исполне­нии федерального бюджета.

Государственный (федеральный) бюджет формируется путём налогов и сборов, доходов от государственной собственности и т. д.

    Обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и де­нежной политики.

Политику проводят Министерство финансов, Центральный банк, дру­гие структуры.

    Обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образова­ния, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Политику проводят министерства: культуры, образования и науки, здравоохранения и социального обеспечения, другие структуры.

    Осуществление управления феде­ральной собственностью.

Управление осуществляют мини­стерства, государственные корпо­рации.

    Осуществление мер по обеспече­нию обороны страны, государствен­ной безопасности, реализации вне­шней политики РФ.

Обеспечивают министерства: обо­роны, внутренних дел, по чрезвы­чайным ситуациям, иностранных дел; Федеральная служба безопас­ности, Федеральная служба охраны, другие структуры.

    Осуществление мер по обеспече­нию законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Обеспечивают правоохранительные органы: министерства внутренних дел и юстиции, суды, прокуратура, исправительно-трудовые учрежде­ния.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Пред­седателя Правительства и вносит её на рассмотрение Государствен­ной Думы для получения согласия. Государственная Дума рассмат­ривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Го­сударственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. Пос­ле трёхкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, рас­пускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент на­значает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осу­ществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства от­носятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в РФ

Судебная власть - обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Изменения: 21 ноября 2013 года Госдума приняла законопроект об объединении Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ) с Верховным судом РФ.

Институт Президентства в РФ

Президент РФ (от лат. praesidens - сидящий впереди, во главе) - глава Российского государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабиль­ность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на междуна­родной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к од­ной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функциони­рование.

Полномочия Президента РФ - это совокупность предо­ставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые не­обходимы ему для выполнения возложенных функций.

Сфера деятельности

Основные полномочия Президента РФ

Правотворческая

деятельность

Издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подпи­сывает федеральные законы.

Правовой статус личности

Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилова­ния. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания, высшие во­енные и высшие специальные звания.

Федеративное устройство государ­ства

Назначает и освобождает полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни­тельной власти субъектов РФ в случае их проти­воречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Назначает и освобождает от должности глав субъектов РФ.

Отношения с парла­ментом

Назначает выборы в Государственную Думу. Об­ладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в уста­новленном законом порядке.

Отношения с органами исполнительной власти

Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Определяет структуру Правительства РФ. Назначает и осво­бождает от должности заместителей Председа­теля Правительства РФ и федеральных минист­ров. Принимает решение об отставке Прави­тельства РФ. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противореча­щие Конституции РФ и федеральным законам.

Отношения с органами судебной власти

Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Предлагает кандидатуру Генерального прокурора РФ.

Оборона и безопас­ность страны

Является Верховным главнокомандующим Воо­руженными силами РФ. Утверждает военную до­ктрину. Вводит в случае необходимости на тер­ритории РФ или отдельных её местностей воен­ное или чрезвычайное положение.

Внешняя политика

Ведёт переговоры и подписывает международ­ные договоры.

Назначает и отзывает послов и других диплома­тических представителей в иностранных госу­дарствах и международных организациях.

Срок полномочий Президента РФ - 6 лет.

Основные функции Президента РФ

1) Является гарантом (от фр. garant - поручитель) Конститу­ции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

В качестве основных особенностей полити­ческой системы современного российского общества могут быть названы:

1) Российская Федерация - демократическое федератив­ное правовое государство с республикан­ской формой правления;

2) наличие трех вет­вей власти;

3) наличие у Президента РФ боль­шого количества полномочий;

4) начальный этап формирования гражданского общества и становления партий;

5) недостаточно высо­кая политическая активность граждан и др.

2. Назовите три органа высшей государственной власти в РФ и укажите одно из полномочий каждого органа.

Пример ответа:

1) Совет Федерации - назначает выборы президента РФ;

2) Государственная Дума - решает вопрос о доверии Правительству РФ;

3) Правительство РФ - разрабатывает и представляет в Государственную Думу государственный бюджет;

4) Президент РФ - назначает выборы в Государственную думу.

3. Приведите три проявления принципа разделения властей в государственной системе РФ.

В правильном ответе могут быть выделены следующие элементы:

1) указание на наличие в государственной системе РФ трёх ветвей власти;

2) конкретизация каждой ветви власти соответствующими органами;

3) иллюстрация системы «сдержек и противовесов» в государственной системе РФ.

Система органов государственной власти в РФ

государственный правовой полномочие

Система органов государственной власти - это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Российская Федерация является государством с Республиканской формой правления. Это означает, что в России все высшие органы государственной власти избираются населением либо формируются избранными народом представительными органами.

Под государственными органами понимаются физические лица или организации, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в управлении делами государства. Государственные органы образуются и действуют на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих компетенцию данных органов. Под компетенцией государственного органа понимается объем и перечень государственно-властных полномочий и юридических обязанностей, закрепленных за этим органом, а также перечень вопросов, по которым данный орган имеет право самостоятельно принимать властные решения. Совокупность органов государства составляет систему органов государственной власти в Российской Федерации

Ведущее место в системе государственных органов России занимает Президент РФ, который избирается гражданами Российской Федерации сроком на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, проживающий постоянно на территории России не менее 10 лет. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу народу.

Согласно Конституции РФ, Президент РФ является главой государства. Глава государства - это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства. Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти и призван обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов в стране.

Осуществляя свои полномочия, Президент РФ издает специальные акты - указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

Законодательная власть в Российской Федерации принадлежит двухпалатному парламенту - Федеральному Собранию РФ. Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере. Законодательная власть - это власть представительная. В ходе процедуры выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть.

Современный российский парламент - Федеральное Собрание РФ - был учрежден Конституцией РФ 1993 г. Согласно Конституции, Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Верхняя палата российского парламента называется Совет Федерации и формируется субъектами РФ. В состав Совета Федерации входят по два представителя: один от законодательной и один исполнительной власти каждого субъекта РФ. Нижняя палата - Государственная Дума - избирается гражданами Российской Федерации путем прямых всеобщих выборов сроком на четыре года и состоит из 450 депутатов.

Основной функцией палат Федерального Собрания является принятие законов. Конституция РФ предусматривает возможность принятия законов двух видов: федеральных и федеральных конституционных.

Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ, возглавляемое Председателем и состоящее из федеральных министров. Исполнительная власть - это вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов. Помимо Правительства РФ в систему федеральных органов исполнительной власти также входят федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные агентства.

Членов Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности Президент РФ. Он может в любое время отправить Правительство РФ в отставку.

Правительство РФ является органом, отвечающим за текущее осуществление политики государства на всех направлениях. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ: разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительство РФ является высшим органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим общее управление в различных сферах жизни общества. Непосредственное руководство отдельными отраслями находится в ведении различных министерств и ведомств, подчиняющихся Правительству РФ и Президенту РФ и образующих вместе с ним систему федеральных органов исполнительной власти. В систему федеральных органов исполнительной власти входят: федеральные министерства, федеральные агентства, федеральные службы и государственные комитеты, а также их территориальные структуры.

Судебная власть - это независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.

Судебную власть в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и система федеральных судов общей юрисдикции (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды), Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и система федеральных арбитражных судов (арбитражные суды округов и арбитражные суды в субъектах Федерации).